Разработка урока литературы по сказке А. Сент-Экзюпери "Маленький принц"; 6 класс


Диалог Маленького принца с Лисом. Чтение по ролям гл. ХХI.

Вот тут-то и появился лис.
- Здравствуй, - сказал он.
- Здравствуй, - вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого

не увидел.
- Я здесь, - послышался голос. - Под яблоней...
- Кто ты? - спросил маленький принц. - Какой ты красивый!
- Я - лис, - сказал лис.
- Поиграй со мной, - попросил маленький принц. - Мне так грустно...
- Не могу я с тобой играть, - сказал лис. - Я не приручен.
- Ах, извини, - сказал маленький принц.
Но, подумав, спросил:
- А как это - приручить?
- Ты не здешний, - заметил лис. - Что ты здесь ищешь?
- Людей ищу, - сказал маленький принц. - А как это - приручить?
- У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И ещё они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
- Нет, - сказал маленький принц. - Я ищу друзей. А как это - приручить?
- Это давно забытое понятие, - объяснил лис. - Оно означает: создать узы.
- Узы?
- Вот именно, - сказал лис. - Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...

- Я начинаю понимать, - сказал маленький принц. - Есть одна роза... Наверно, она меня приручила...
- Очень возможно, - согласился лис. - На Земле чего только не бывает.
- Это было не на Земле, - сказал маленький принц.
Лис очень удивился:
- На другой планете?
- Да.
- А на той планете есть охотники?
- Нет.
- Как интересно! А куры там есть?
- Нет.
- Нет в мире совершенства! - вздохнул лис.
Но потом он опять заговорил о том же:
- Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру...
Лис замолчал и долго смотрел на маленького принца. Потом сказал:
- Пожалуйста... Приручи меня!
- Я бы рад, - отвечал маленький принц, - но у меня так мало времени.
Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
- Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми

в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? - спросил маленький принц.
- Надо запастись терпеньем, - ответил лис. - Сперва сядь вон там, поодаль, на траву, - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе...
Назавтра маленький принц вновь пришел на то же место.
- Лучше приходи всегда в один, и тот же час, - попросил лис. - Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.
- А что такое обряды? - спросил маленький принц.
- Это тоже нечто давно забытое, - объяснил лис. - Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час – на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день - четверг! Я отправлюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.

Так маленький принц приручил лиса. И вот настал час прощанья.
- Я буду плакать о тебе, - вздохнул лис.
- Ты сам виноват, - сказал маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
- Да, конечно, - сказал лис.
- Но ты будешь плакать! -
- Да, конечно.
- Значит, тебе от этого плохо.
- Нет, - возразил лис, - мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
- Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза - единственная

в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошёл взглянуть на розы.
- Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. - Вы ещё ничто.
Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой лис.
Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и
теперь он - единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
- Вы красивые, но пустые, - продолжал маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для неё убивал гусениц, только двух или трёх оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя.
И маленький принц возвратился к лису.
- Прощай... - сказал он.
- Прощай, - сказал лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
- Самого главного глазами не увидишь, - повторил маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.
- Потому что я отдавал ей все свои дни... - повторил маленький принц, чтобы лучше запомнить.
- Люди забыли эту истину, - сказал лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
- Я в ответе за мою розу... - повторил маленький принц, чтобы лучше запомнить.



Диалог Розы и Маленького принца.


И красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позёвывая:

Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я ещё совсем растрёпанная…

Маленький принц не мог сдержать восторга:

Как вы прекрасны!

Да, правда? — был тихий ответ. — И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Маленький принц, конечно, догадался, что удивительная гостья не страдает избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало!

А она вскоре заметила:

Кажется, пора завтракать. Будьте так добры, позаботьтесь обо мне…

Маленький принц очень смутился, разыскал лейку и полил цветок ключевой водой.

Скоро оказалось, что красавица горда и обидчива, и Маленький принц совсем с нею измучился. У неё было четыре шипа, и однажды она сказала ему:

Пусть приходят тигры, не боюсь я их когтей!

На моей планете тигры не водятся, — возразил Маленький принц. — И потом, тигры не едят траву.

Я не трава, — обиженно заметил цветок.

Простите меня…

Нет, тигры мне не страшны, но я ужасно боюсь сквозняков. У вас нет ширмы?

«Растение, а боится сквозняков… очень странно… — подумал Маленький принц. — Какой трудный характер у этого цветка».

Когда настанет вечер, накройте меня колпаком. У вас тут слишком холодно. Очень неуютная планета. Там, откуда я прибыла…

Она не договорила. Ведь её занесло сюда, когда она была ещё зёрнышком. Она ничего не могла знать о других мирах. Глупо лгать, когда тебя так легко уличить! Красавица смутилась, потом кашлянула раз-другой, чтобы Маленький принц почувствовал, как он перед нею виноват:

Где же ширма?

Я хотел пойти за ней, но не мог же я вас не дослушать!

Тогда она закашляла сильнее: пускай его все-таки помучит совесть!

Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения. Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным.

Напрасно я её слушал, — доверчиво сказал он мне однажды. — Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться. Эти разговоры о когтях и тиграх… Они должны бы меня растрогать, а я разозлился…

И ещё он признался:

Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод, я ещё не умел любить.





6 класс. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».


Задания для индивидуальной работы.


Выберите вопросы, на которые вы можете ответить уже сейчас и запишите свои ответы в развёрнутом виде.


1) Откуда прилетел Маленький принц?

Где и при каких обстоятельствах встречался с ним автор?

2) Что удивило рассказчика в этом мальчике?

3) Какое правило соблюдал Маленький принц на своей планете?

Актуально ли это правило и для нас, землян?

4) Что означает слово баобаб? Почему автор говорит нам: дети,

берегитесь баобабов! Чем же они опасны?

5) Почему Маленький принц просит нарисовать намордник

для барашка? Чего он боится?

6) Найдите в тексте то место, где появляется Роза. Как описывает

её автор? (Гл. 8)

7) Почему Маленький принц улетает от Розы?

8) Каждый герой сказки дарит нам свою мудрость. Чему учит нас

здесь золотоволосый мальчик?

9) А в чём мудрость Розы? Чему она учит нас?

10) Каким было прощание Маленького принца и Розы?

11) Что же, по-вашему, подарила Роза на прощание

Маленькому принцу?

12) За что же любил Маленький принц Розу?

13) И вот Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло

его здесь? Чему он огорчился?

14) Маленький принц встречался с Лисом, который открыл ему

самый главный свой секрет. Какой секрет открыл Лис, какую

мудрость дарит он нам?

15) Потом — поиск воды, долгий и трудный, но и вода оказывается

волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути

под звездами, из скрипа ворота», из усилий человеческих рук.

Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу».

Как вы это понимаете?

16) Как вы понимаете слово «приручить»?

17) И еще одну мудрость открывает нам писатель. Маленький принц

и летчик идут на поиск воды. Какими красками и звуками

наполнен этот поиск? Вслушайтесь, всмотритесь в эти строки,

помните: зорко одно лишь сердце.






Ответ 1-й

«Мы в ответе за тех,

кого приручили»

Прекрасно, когда человек умеет приручить и быть за это в ответе.

Если мы взяли к себе животное, если у нас есть ребёнок, если мы ухаживаем за больным человеком, значит, мы ответственны за их жизнь, мы не должны их предавать.










Ответ 2-й

«Зорко одно лишь сердце»

Иногда человек делает не то, что хочет, и говорит не то, что думает в силу обиды или настроения. Мы должны понять его состояние, почувствовать сердцем его настоящие чувства.







Ответ 3-й

«Самого главного глазами

не увидишь»

Стихи Сильвы Капутикян

подтверждают эту мудрость:

Да, я сказала «уходи»,
Но почему ты не остался?
Сказала я: «Прощай, не жди»,
Но как же ты со мной расстался?
Моим словам наперекор
Глаза мне застилали слёзы...
Зачем доверился словам?
Зачем глазам не доверял?

Кудряшова Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы

МБУ СОШ № 20 г. Тольятти


План-конспект урока литературы.

Класс: 6


Автор: Антуан де Сент-Экзюпери.


Произведение: «Маленький принц»


Вид: комбинированный.


Тип: урок-размышление.


Количество часов: 2.


Тема: Человек на планете людей.

(«Мы в ответе за тех, кого приручили»).

Эпиграф к уроку: «Чего ради нам ненавидеть друг друга?

Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой...

Война и ненависть ничего не прибавляют

к радости общего стремительного движения».

Антуан де Сент-Экзюпери


Цели:
1. Обучающая: ввести в творческую лабораторию французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери; работа по восприятию сказки для взрослых и осмыслению философских и эстетических проблем произведения.

2. Развивающая: развитие читательского интереса учащихся, а также представлений о жизни, расширение нравственного кругозора учащихся.

3. Воспитывающая: уяснение общности гуманистических тенденций в жизни и литературе; воспитание гуманного отношения к людям и животным; привитие умения быть тактичным, понимать чувства и душевное состояние других людей; вырабатывать здоровое нравственное мировосприятие.

4. Здоровьесберегающая: улучшение психологического климата в коллективе; обеспечение наиболее комфортных условий работы учащихся с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


План урока.


Основные этапы урока

Методы и формы работы:

1

Оргмомент.

Приветствие.

2

Слово учителя.

Лекция.

3

Работа с текстом.

Эвристическая беседа, работа с ключевыми понятиями.


Физкультминутка. (через 20 минут после начала урока)

Зарядка для глаз (тренажёр).

Физическая разминка.

4

Итоги урока.

Работа с высказываниями.

5

Домашнее задание.

Творческая работа: сочинение-миниатюра.


Оборудование:

1) Книга А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».

2) Портреты Антуана де Сент-Экзюпери.

3) Иллюстративный материал.
4)
Карточки с ответами, выводами по теме урока для размещения на доске.

5) Рабочие карточки «Встречи Маленького принца с разными людьми».

6) Литература. 6 класс. Учебник в 2 ч.  Коровина В.Я. и др.

7) Задания для индивидуальной работы.



1. Оргмомент.


2. Слово учителя.


Ребята, сегодня вы познакомитесь с новым именем. Это французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Прислушайтесь, как необычно и особенно звучит его имя — Антуан де Сент-Экзюпери. Необычна судьба писателя. Это был удивительный человек, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всё, что происходит в мире.

Он был лётчиком. 6500 часов провёл Антуан Сент-Экзюпери в самолётах - 10 месяцев дневного и ночного полёта, жизни в небе. Он говорил: «Я из моего детства. Я пришёл из детства, как из страны».

В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами.

Когда его друг Гийом разбился в Кордильерах, он день за днём кружил над мёртвыми горными пиками, ныряя к самому дну ледяных ущелий.
«Лёжа в снегу, я тебя видел, но ты меня не замечал», — сказал потом чудом спасшийся Гийом. «Как же ты мог знать, что это я тебя ищу?» - «Кто ещё решился бы летать так низко в этих горах?» — ответил Гийом.

Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. Первая произошла во время народного гулянья в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», — успел подумать он и нашёл в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один.

Как-то в Южной Америке он случайно встретил нищего старика-француза, пустившегося на поиски счастья в Новый Свет и доживающего свой одинокий век на чужбине. Он купил бедняку билет на корабль в Марсель, отдав последние деньги.

В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца, — приходилось работать по ночам, чтобы закончить сказку к Рождеству. В тот 1942 год рождественский подарок был особенно необходим людям, — подходил к окну и отсюда, с 15-го этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты. Иногда их подхватывал ветер и уносил вверх, к звёздам. Как-то он вышел погулять вместе со своей женой Консуэло. Впереди шёл ребёнок и бережно нёс вертолёт. Антуан сразу узнал творение своих рук. Собственно, вся его жизнь протекала как один долгий-долгий полёт из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребёнком, к той маленькой звёздочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.









3. Работа с текстом.


— Откуда прилетел Маленький принц? Где и при каких обстоятельствах встречался с ним автор?
(Маленький принц прилетел с маленькой планеты астероида Б-612. Автор потерпел аварию в пустыне, здесь он и встречался с золотоволосым мальчиком, который просил его нарисовать барашка.)



Что удивило рассказчика в этом мальчике? (Маленький принц совершенно иначе воспринимал окружающий мир. Он способен был оценить всё его многообразие, замечал необычное в самом неприметном.)



— Какое правило соблюдал Маленький принц на своей планете? Актуально ли это правило и для нас, землян? (Он твёрдо усвоил правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету. Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов.) Рисунок 1.


— По словарю вы поняли значение слова баобаб. Что это такое? (Большое тропическое растение с очень толстым стволом и сильной корневой системой. Баобабы растут очень стремительно, они способны вытягиваться за ночь на несколько сантиметров. Поэтому и приходилось маленькому принцу постоянно выпалывать ростки баобабов.)



— Почему же автор говорит нам: дети, берегитесь баобабов! Чем же они опасны?

(Баобаб – сорняк. Маленький принц рассказывает о том, что если баобаб не распознать вовремя, то потом от него уже не избавиться. Он завладеет всей планетой, и его корни могут разорвать её в клочья. Рассказ этот метафоричен. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. А чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.)



  • Почему Маленький принц просит нарисовать намордник для барашка? (На его планете растет Роза, которую он взрастил, взлелеял, берёг, и он боится, что барашек может её съесть.)



Почему он этого боится? (Потому что Маленький принц любит Розу. Это был красивый и капризный цветок)



— Давайте найдём в тексте то место, где появляется Роза. Как описывает её автор? (Гл. 8: акцентируем внимание на глаголах «прихорашивалась», «подбирала краски», «хотела показаться в блеске своей красоты», «лепестки раскрылись».)








Чтение по ролям диалога Розы и Маленького принца.


Почему же Маленький принц улетает от розы? (Он любил Розу, но она ничем не выказывала своей симпатии к нему. Он обиделся и решил улететь.)

Каждый герой сказки дарит нам свою мудрость. Чему учит нас здесь золотоволосый мальчик? (Ученик читает: «Ничего я тогда не понимал! Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой свет, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать».)


А в чём мудрость Розы? Чему она учит нас? (Нежности и гордости. Оставаясь одна на планете, она ни в чём не упрекнула Маленького принца, гордо указав на четыре шипа, которыми вооружила её природа, потому что не хотела признаться в своей беззащитности, чтобы не сделать больно дорогому человеку.)


Каким было прощание Маленького принца и Розы? (Прощание их проникнуто грустью а нежностью: «И на слова упрека», «Откуда эта тихая нежность?»)


Чтение по ролям эпизода «Прощание с Розой» (гл. IХ).


— Что же, по-вашему, подарила Роза на прощание Маленькому принцу?
(Наверное, самое прекрасное, что может подарить любимая, — потребность в тебе, в твоей защите, слова ты мне нужен. Улетев, Маленький принц помнит о Розе, страдает оттого, что её нет рядом. И намордник он просит нарисовать, заботясь о цветке даже вдали от него.)


За что же любил Маленький принц Розу? (Трудно сказать, за что мы кого-то любим. Если мы любим за что-то, то это уже расчёт, а не любовь.)


Работа по карточкам

«Встречи Маленького принца с разными людьми».


(Записывать в тетради выводы, на доске отмечать цитаты,

иллюстрирующие жизненное кредо встреченных Маленьким принцем людей.)


Где побывал Маленький принц? Чем поучительны его встречи?


Встреча с королём

Каким правителем был король? В чём заключались его ошибки?

«С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна».

Вывод: Правитель должен знать потребности и способности своих подданных и не требовать от них большего, чем то, на что они способны.

Есть такое мнение: не отдавай приказа, поручения, если ты точно знаешь, что его нельзя выполнить.




Встреча с честолюбцем

Что такое честолюбие? В чём заключается опасность безмерно

развитого честолюбия?

Честолюбие — жажда известности, стремление к почетному положению.

Если оно развито в человеке в разумных пределах, то это неплохо. Но если

честолюбие переходит все границы, то оно превращается в тщеславие.

«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал».

Вывод: Человек, стремящийся только к достижению каких-либо амбициозных целей, постепенно теряет все нормальные человеческие чувства, он начинает смотреть на людей как на объекты для скорейшего осуществления своих планов.


Встреча с пьяницей

Почему пьёт пьяница? Есть ли выход из этого положения?

Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение.

Напившись, пьяница утрачивает чувство стыда. Каждый человек должен

найти в себе силы изменить себя, если это нужно.

Вывод: Каждый человек может изменить свой образ жизни, если очень этого

захочет. Нужно бороться со своими слабостями, а не потакать им.


Встреча с деловым человеком

В чём неполноценность жизни дельца? Что он теряет, углубившись

в свои бесконечные расчёты?

Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

Вывод: Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая

прекрасного вокруг себя. Такая жизнь ущербна.


Встреча с фонарщиком

Зачем нужны на свете фонарщики?

Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка, И в счастье спасения, в мерцании этого далёкого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или просто близкого человека маяком — в этом, наверное, счастье человека. Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море моё пустынно, на море тишь да гладь...
Может быть, это стыдно — так безнадёжно ждать?

Напрасный огонь лучится, виден издалека...

Я не могу отлучиться с забытого маяка.
Я не могу отлучиться ни на единый час,
Вдруг что-нибудь случится с тобой... А огонь погас!

Вывод: На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи,

во тьме. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.


И вот Маленький принц на земле. Какое разочарование постигло его здесь? Чему он огорчился? (Он увидел целое поле роз, совсем таких же, как та, которую он оставил на своей планете. А ведь его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. Он лёг на траву и заплакал.)


— Потом Маленький принц встречался с Лисом, который открыл ему самый главный свой секрет.


Диалог Маленького принца с Лисом. Чтение по ролям гл. ХХI.


— Какой секрет открыл Лис, какую мудрость дарит он нам? (Чтобы стать другом, надо, чтобы тебя приручили, и ты тоже должен приручить. Но помни: ты всегда в ответе за того, кого приручил. Маленький принц понял, что его Роза — совсем не похожа на других, потому что только ей он отдал частицу сердца, он приручил ее и теперь за нее в ответе. Лис сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Экзюпери учит нас слышать душу человека, идущего с тобой рядом по жизни, сердцем прикасаясь к сердцу.)


Потом — поиск воды, долгий и трудный, но и вода оказывается волшебной, особенной, потому что «она родилась из долгого пути под звездами, из скрипа ворота», из усилий человеческих рук. Маленький принц говорит: «Вода бывает нужна и сердцу». Как вы это понимаете? (Всё в жизни непростое — роза, звёзды, смех... только нужно это видеть сердцем.)


Как вы понимаете слово «приручить»? (Надо не только давать живому существу вволю корма, строить удобные жилища, а приблизиться к нему, понять его, сделать так, чтобы оно радовалось тебе, чтобы ты приносил ему счастье; не просто давать то, что необходимо для жизни, — это может всякий, — а приручить — это всегда требует таланта, и не обычного, а самого редкого — таланта сердца.)


Какая мудрость открывается нам писателем?


Ответы учеников оформляются на доске и в тетрадях.


Ответ 1-й.

Прекрасно, когда человек умеет приручить и быть за это в ответе.

Если мы взяли к себе животное, если у нас есть ребёнок, если мы ухаживаем за больным человеком, значит, мы ответственны за их жизнь, мы не должны их предавать.


Ответ 2-й.

Зорко одно лишь сердце.

Иногда человек делает не то, что хочет, и говорит не то, что думает в силу обиды или настроения. Мы должны понять его состояние, почувствовать сердцем его настоящие чувства.


Ответ 3-й.

Стихи Сильвы Капутикян, которые подтверждают эту мудрость:

Да, я сказала «уходи»,
Но почему ты не остался?
Сказала я: «Прощай, не жди»,
Но как же ты со мной расстался?
Моим словам наперекор
Глаза мне застилали слезы...
Зачем доверился словам?
Зачем глазам не доверял?



И ещё одну мудрость открывает нам писатель. Маленький принц и лётчик идут на поиск воды. Какими красками и звуками наполнен этот поиск? Вслушайтесь, всмотритесь в эти строки, помните: зорко одно лишь сердце (краткий анализ отрывка).


4. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

«... У каждого человека — свои звёзды. Одним, — тем, кто странствует, они указывают путь, для других — это просто маленькие огоньки», — так говорил Маленький принц, а писатель А.Сент-Экзюпери учит нас видеть сердцем души тех, кто дорог и близок нам, любить тех, кого мы приручили, кто рядом с нами, кто дорог нам.


5. Домашнее задание:


1) написать сочинение-миниатюру на тему:

«Что я хотел бы сказать Маленькому принцу?»;


2) нарисовать иллюстрации к сказке «Маленький принц».





Рабочие карточки.

Встречи Маленького принца

с разными людьми


Посещение короля.

Каким правителем был король? В чём заключались его ошибки?

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Посещение честолюбца.

Что такое честолюбие? В чём заключается опасность безмерно развитого честолюбия?

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Посещение пьяницы.

Почему пьёт пьяница? Есть ли выход из этого положения?

Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Посещение делового человека.

В чём неполноценность жизни дельца? Что он теряет, углубившись в свои бесконечные расчёты?


Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Посещение фонарщика.

Зачем нужны на свете фонарщики?


Вывод: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Эпизод «Прощание с Розой» (гл. IХ).

А когда он в последний раз полил и собрался накрыть колпаком чудесный цветок, ему даже захотелось плакать.

Прощайте, — сказал он.

Красавица не ответила.

Прощайте, — повторил Маленький принц.

Она кашлянула. Но не от простуды.

Я была глупая, — сказала она наконец. — Прости меня. И постарайся быть счастливым.

И ни слова упрека. Маленький принц был очень удивлён. Он застыл, смущённый и растерянный, со стеклянным колпаком в руках. Откуда эта тихая нежность?

Да, да, я люблю тебя, — услышал он. — Моя вина, что ты этого не знал. Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

Но ветер…

Не так уж я простужена… Ночная свежесть пойдет мне на пользу. Ведь я — цветок.

Но звери, насекомые…

Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с бабочками. Они, должно быть, прелестны. А то кто же станет меня навещать? Ты ведь будешь далеко. А больших зверей я не боюсь. У меня тоже есть когти.

И она в простоте душевной показала свои четыре шипа. Потом прибавила:

Да не тяни же, это невыносимо! Решил уйти — так уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она плачет. Это был очень гордый цветок…




























Полный текст материала Разработка урока литературы по сказке А. Сент-Экзюпери "Маленький принц"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кудряшова Елена Михайловна  Декаданс
14.11.2012 0 7765 1172

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК