Конспект урока по литературе на тему "Своеобразие лирики Фета"; 10-11 класс


















Пономаренко Антонина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Покровская СОШ №2

с. Покровского Неклиновского района Ростовской области



























«Своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты весенней природы»

Эта небольшая работа адресована прежде всего молодым учителям, так как содержит систематизированный материал по анализу стихотворений Фета. Может быть использована при подготовке учащихся к олимпиадам или при проведении факультативных занятий.


Весна – это необыкновенное время года, которое вдохновляет и вдохновляло многих писателей и поэтов, художников и композиторов.

О весне Афанасий Фет писал очень много, всю свою жизнь. У него есть даже цикл стихотворений под названием «Весна», а вот исследовательских работ, в которых бы показывалось своеобразие лирики Фета в изображении красоты весенней природы, как таковых, нет.

Цель данной работы – на основе систематизации различного материала, его обобщения попытаться выявить своеобразие лирики Фета, выявить, какие средства и приемы использовал поэт, позволившие ему выделиться из ряда крупнейших поэтов, писавших о весне.


Фета большим поэтом сделала прежде всего любовь к природе, умение чувствовать ее красоту. «Мы не можем не дивиться тому, как прекрасна природа у Фета во всей переливчатости красок, звуков, благоуханий, как прекрасен человек во всей сложности его душевных порывов, в силе его привязанностей, в глубине его переживаний», - отмечает в одной из своих работ критик Н. Любимов 1

Человека можно рассматривать как частичку природы, который подчинен ее законам, зависим от нее. В стихах Фета В. Брюсов «вычитывал» человеческие переживания, изменения, происходящие в душе человека под влиянием природы. Фет, как тонкий психолог, показывает нам, как с приходом весны меняется настроение, психологическое состояние человека, показал всю его сложность. До Фета этого в русской литературе не было. Его лирический герой испытывает томление и счастье, радость и грусть, сердечную и головную боль, тревогу одновременно. У других поэтов – Баратынского, Пушкина, Майкова этого нет.

Майков – крупный лирик, современник Фета, часто пишет о весне, но в его стихотворениях нет такой диалектики, сложности. Читаем в стихотворении «Весна! Выставляйся первая рама…»:

Мне в душу повеяло жизнью и волей:

Вон даль голубая видна…

И хочется в поле, в широкое поле,

Где, шествуя, сыплет цветами весна!

Мы видим, что лирический герой радуется приходу весны, стремится в широкое поле, душа его испытывает порыв, полет, чтобы глубже насладиться приходом весны.


В стихотворении «Весна»:

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастье ином…


Тоже поэт показывает одно чувство героя – чувство бесконечной радости; исчезают слезы и горе и тут же появляются первые грезы о счастье. То есть, в стихотворениях Майкова не видно выражения человеческих чувств, переживаний, а только односторонне показывается восприятие весны человеком, влияние весны на человека.

1Любимов Н. «Лирика Фета», ж-л «Новый мир»,1970,№12


У Фета же все гораздо сложнее. Поэт считает, что на фоне природы

Нельзя пред вечной красотой

Не петь, не славить, не молиться.

(«Пришла, - и тает все в округ»)

Радость обновления природы передается и человеку при виде первых журавлей:

Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролетных журавлях

(«Еще весны душистой нега»)

… окно я растворила,

В степи кричали журавли.

( « Всю ночь гремел овраг»)

Цветущих первоцветов:

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей…

(«Первый ландыш»)

и хочется верить в несбыточное,

Несбыточное грезится опять,

Несбыточное в нашем бедном мире,

И грудь вздыхает радостней и шире…

( «Еще весна, - как будто»)

и хочется верить, что ты любим, и

…что, как мир, бесконечна любовь…

( «Весенние мысли»)


Интересно стихотворение «Всю ночь гремел овраг соседний». Развитие темы идет по принципу эмоционального воздействия. Фет предоставляет нам, читателям, уловить душевное состояние лирического героя в подтексте, а не в самом тексте, где оно никак не определено и не названо. Все дело в идее-чувстве этого стихотворения, в пронизывающем стремлении вдаль:

И сила думы унесла

За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью

Через леса, через поля,-

А подо мной весенней дрожью

Ходила гулкая земля.

Устремленность героини вдаль, полет ее мыслей, порывы в духе Майкова сменяются противоположным настроением – героиня неизменно возвращается на землю, помня о глубокой связи с ней, помня, что здесь близкий ей человек

… ты здесь, мой добрый гений,

Бедами искушенный друг.

Сложность эту талант Фета выражает очень ярко, музыкально. В строфе «Лететь к безбрежью, бездорожью…» поэт дорисовывает подбором гласных звуков и то учащенными, то замедленными взмахами ритма беспредельность пространств, быстроту полета, дает возможность явственно различить гул весенней, набухающей соком земли.

Для Фета связь между тем, что происходит во внутреннем мире человека, и явлениями внешнего мира несомненна, и эту связь он не устает подчеркивать.

В стихотворении «На заре ты ее не буди» чувствуется повышенная эмоциональность героини. Девушка радуется, мечтает, даже яркий румянец у нее на щеках лежит, говоря о приливе жизненных сил:

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит…

…на ланитах так утро горит…

Повторяясь, поэт как бы заостряет на этом внимание. Сердце девушки тоскует по любви, томительно ожидает это чувство. Она мечтает о чем-то радостном, но еще не ясном, тревожном, поэтому

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней,

Поэтому и сон ее беспокойный:

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон…

Поэт подбирает редкий эпитет, характеризующий сон - «утомительный».

Утомлять – это значит привести в состояние усталости, ослабления сил.

Необычность, неожиданность этого эпитета в том, что, как правило, тяжелая продолжительная работа приводит к состоянию усталости, ослабления сил. А сон обычно бодрит человека, придает ему новые силы. Это своеобразная находка, редкость. Только талантливый поэт может найти такой яркий и необычный эпитет. В этих переживаниях героини чувствуется музыка жизни, поэтому это стихотворение стало романсом.

Музыкальность этого стихотворения создается повтором слов (анафора), повторам звуков, полнозвучной точной рифмой. Мелодичности способствует и дополнительно звучащий образ – образ громко свищущего соловья.

В стихотворении «Еще майская ночь» мы встречаем опять соединение противоположностей. Стихотворение овеяно предчувствием чего-то трагического. Вот на что идет Фет, соединяя радость от прихода весны, восторга с чувством тревоги, опасением смерти. Даже в песнях соловья чувствуется тревога и любовь:

… И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

В 1-2 –й строфе –противопоставление зимы и весны:

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Перед нами два полюса, на одном из которых – тепло и кротость, а на другом – «тревога и любовь», что создает впечатление напряженности. Слово «тревога» выражает состояние, исполненное беспокойства, неясных предчувствий, ожидания. В 3 –й строфе напряжение усиливается:

Березы ждут….

Они дрожат…

Фет использует здесь простые нераспространенные предложения, как бы подчеркивая нарастающее напряжение; подобранные глаголы очень хорошо передают это чувство напряженности. Как человек в ожидании чего – то испытывает нервную дрожь, так, возможно, и березы дрожат в ожидании, напрягшись.

Далее мы видим странное , на первый взгляд, соединение несоединимого

( характерное для Фета) весеннего обновления. Поэтом создается многогранный образ новобрачной девы:

Так деве новобрачной

И радостен и чужд ее убор

И между строк тут же чувствуется таящаяся печаль от возможности «последней песни»:

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной и последней, может быть,…

то есть поэт делает возможным соединение возрождения со смертью.

Итак, если перечесть стихотворение от 1-й строфы до последней, то можно увидеть все более усиливающийся контраст – прием градации.

Мотивы смерти, возникающие в некоторых весенних стихотворениях Фета, кажутся неожиданными у этого поэта, признанного певца весенней безмятежности:

Но это сердце перестанет биться

И ничего не будет уж любить

( « Еще весна, как будто…»)

А вот в стихотворении «Весна на дворе» поэт пишет:

И голос нежный напевает:

«Еще весну переживешь!»

Такое борение смерти с рождением, бренного с вечным, конечного с бесконечным неизбежно оканчивается победой новой весны:

…И бессознательная сила

Свое ликует торжество.

( «Я ждал. Невестою – царицей…»)

Эта интересная ситуация находит объяснение в высказывании самого поэта в письме к Л. Н. Толстому от 3 февраля 1879 года: «Каждый раз, когда напишу стихотворение, мне кажется, что это гробовая доска музы. Глядь, опять из могилы пахнет огонек, и напишешь. Я даже этого не ищу, а помню чувство и время, что стихам не может быть конца, стоит только поболтать бутылку – и она взорвет пробку».

В стихотворении «Я рад, когда с земного лона» Фет передает радость приобщения к жизни природы весной, в дни «весенней жажды». Герой радуется ползущему по каменной ограде балкона плющу, с радостью наблюдает за семьей пичужек, где

заботливая мать кормит малышей. Но эта радость, граничащая с завистью

Уж не завидую ль тебе?..

связана с признанием жизни природы как более мудрой и величественной, в отличие от жизни человека.

Эта сложность человеческих характеров во взаимодействии с природой вызывает впечатление действия каких – то таинственных сил. Фет часто выражал мысль о том, что обычная, повседневная жизнь низменна, бессмысленна, скучна; что основное содержание человеческой жизни – страдание. Есть только одна таинственная, раскрывающаяся перед избранными, сфере подлинной, чистой радости – это сфера красоты, ее особый мир. Это красота любви и красота природы, особенно весной. «Фет в своей сфере – поэт редкой эмоциональности, силы заражающего чувства, при этом чувство светлого, жизнеутверждающего»1 – отмечал Бухштаб в одной из своих работ.

Приход весны – это всегда у Фета что – то таинственное для человека, загадочное, непостижимое, придающее как некое божество человеку новые силы. Но это не может быть мистикой, так как Фет был материалистом и доказывает это детализация, конкретные образы, присутствующие в его лирике. Поэт любуется кочками, оврагами, ручьями – в этом его реализм. Для него важны эти журавли, ручьи, плаксивый чибис. Но все это сопровождается тайной. В стихотворении «Уж верба вся пушистая» есть некоторая тайна, неясность, намек на пробуждение жизненных сил:

Какой –то тайной жаждою

Мечта распалена…

А в первоначальном варианте у Фета было:

…Что жизни тайной жаждою

Мечта распалена…

т.е. загадочность не разъясняется, а еще более усиливается. Радость обновления передается и человеку, он радуется, подчас сам не зная чему:

1 Бухштаб «Русские поэты», Худ. лит – ра, Л.,1970, с.104


Шумит толпою праздною,

Народ, чему –то рад..

Весна для Фета является чем –то неземным, своеобразным божеством:

Еще весна, - как будто неземной

Какой –то дух ночным владеет садом…

При этом поэт показывает «наш бедный мир» с садом, с синевой небес, с аллеей, в которой слышны трели соловьев. Но все же сила весны, так вдохновляющее действующая на человека, остается для Фета вечной тайной.

Фет сознательно не проясняет эту тайну в своих стихотворениях: для него главное показать настроение, в этом импрессионизм поэта. Он старается выразить свое впечатление от весны, поэтому тайна и не раскрывается, а это делает еще более привлекательной лирику Фета.

Эта таинственная сила освежает, обновляет человека, обновляет его силы, приносит ему радостное ощущение:

Сад весь в цвету,

Вечер в огне,

Так освежительно – радостно мне!

Вот я стою,

Вот я иду,

Словно таинственной речи я жду.

Эта заря,

Эта весна

Так непостижна, зато так ясна!

( «Сад весь в цвету»)


Здесь мы встречаем взаимоисключение – это очень характерно для лирики Фета. Он смело идет навстречу этому алогизму, этому оксюморону,- сочетанию противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое качество, всегда содержит элемент неожиданности. Возможно, поэт считает весну в широком смысле непостижной – человеку не дано понять той силы весны, того механизма воздействия на человека, почему именно весной у людей ярче проявляются чувства? А ясна она может быть как явление природы.

В связи с тем, что в природе так много противоречивого и так противоречиво воздействие природы на человека, возникает проблема весеннего разнообразия и переменчивости весной, особенно в апреле.

В стихотворениях Фета нет устойчивости, постоянства, он любит показать переходность, зыбкость окружающего. Не случайно в своих стихотворениях поэт изображает весну как плавный переход от зимы к лету.

Для Фета характерно любовное отношение к каждому глухому уголку природы, умение найти необычное, поэтичное там, где многие увидели бы серую будничность и повседневность. Фет стремится зафиксировать любые изменения в природе. Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ…

Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то он сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декорации. Для Фета природа – это не «бездушный лик», это существо мыслящее, одушевленное, одухотворенное.

Фет самобытен и смел во всем, смел даже до дерзости в своих эпитетах, метафорах и сравнениях. Метафоры у него точны, выразительны, свежи. Мы встретим в его стихотворениях и «рой облаков», «дым туч», «деревьев хоровод»…

Фету достаточно одной четкой детали, чтобы изобразить раннюю весну с ее утренними заморозками:

…Еще зарей гремит телега

На замороженном пути…


Фету свойственна чрезвычайная лаконичность. Он обходится без придаточных и вводных

предложений – он наделяет основной цвет эпитетом, определяющим его оттенок, и тем достигается предельная уплотненность:

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках….

( «Еще весны душистой нега»)

Для Фета в поэзии особую ценность имело все то, что близко средствам музыкального воздействия: ритм, подбор звуков, мелодия стиха. Огромная масса его стихов не знает строфических стандартов – сочетает строки, различные не только по количеству стоп, но и по их роду. Например, соединяет ямб с амфибрахием, что недопустимо было в классическом стихосложении.

Проанализированные стихотворения позволяют выявить ряд особенностей лирики А.Фета, его художественного метода:

А) характерны черты импрессионистического стиля (импрессионист. лаконизм),

Б) эффективность мимолетных впечатлений,

В) прием неожиданных ракурсов,

Г) непроясненность неуловимых моментов

Д) музыкальность

Е) принцип внутреннего порядка внешне беспорядочных мазков

Кроме того, в лирике Фета можно выделить 3 основные черты:

1 – проблема « человек и весна»

2 – проблема « таинственное и реальное в природе»

3 – проблема легкости, зыбкости весеннего мира, рождающая разнообразную форму

Эти 3 черты тесно переплетаются и составляют своеобразие лирики Фета в раскрытии красоты природы весной.
























Список использованной литературы:


1. Н. Любимов. Ж –л «Русская речь», 1978, №1

Ж - л «Новый мир», 1970, № 12

2. Маймин «А.А.Фет» М. Просвещение,1989

3. Л. Озеров «А.А. Фет» (о мастерстве поэта) Знание. М., 1970

4. Н. Сухова « Лирическая поэтика Фета» Л. Наука.1994

5. Афанасий Фет. Стихотворения Эксмо, 2005 год



Полный текст материала Конспект урока по литературе на тему "Своеобразие лирики Фета"; 10-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пономаренко Антонина Анатольевна  antonina74
14.12.2012 0 4934 977

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК