Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению. ГИА 2013.


Фокина Анастасия Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1
Московская область, г.Дзержинский

Тема:
Подготовка к ГИА.
Подготовка к написанию Сочинения-рассуждения
(С2).
Цель:
учить детей владеть умениями и навыками в производстве правильной литературной речи в устной и письменной формах;
развивать образное и логическое мышление в речи, чувства языка;
формировать школьника как личность, развивать нравственные качества учащихся;
повторить тропы и фигуры речи.

Оборудование:
тексты для работы над сочинением,
толковый словарь,
текст песни «Дорогою добра»,
презентация к уроку.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.
СЛАЙД 1.
- Посмотрите на доску и сформулируйте тему нашего урока.
- Чему мы сегодня должны научиться? Поставьте себе задачи.
-Почему слово рассуждение надо писать с удвоенной буквой «эс»?
- Какая это орфограмма?

2. Словарная работа по группам.
- Сформулируйте орфограммы на правописание приставок. Правила написания этих приставок.
1) Приставки, оканчивающиеся за з,с.
2) Приставки, не изменяющиеся на письме. (СЛАЙД2)
- Самостоятельная работа.
1 группа (Слабые дети). Коллективная работа с учителем. СЛАЙД №3
2 группа (Сильные дети). Самостоятельная работа.

3. Работа над планом сочинения- рассуждения. СЛАЙД 4
-Закон написания сочинения-рассуждения. СЛАЙД 5- Солнце.

4. Чтение текста.
О доброте.
1. Доброта - свойство человеческое.
2. Ведь не может быть животное добрым или злым, неведомо это ему. 3.Добрым может быть только человек. 4.Или не может? 5. И дело даже не в том, чтобы это добро нести куда-то или дарить кому-то, и уж точно не всем, поскольку всем, это значит - никому.6. Это значит для себя.
7.А доброта, на мой взгляд, - это не отвечать на зло им же. 8.Это способность этому злу не столько противостоять, сколько, даже находясь в нём, оставаться самим собой. 9.Человеком.
10.Это ужасно трудно. 11.Порой практически невыносимо проглатывать злые пощёчины судьбы, либо окружающих тебя людей и не отвечать тем же. 12.Давясь, проглатывать эту мерзость, переваривать её в себе и не отравиться.
13.Иногда интоксикация всё-таки случается. 14.Ты чувствуешь, как на тебя накатывают злые мысли, они топят тебя, погружают в себя, дёргают где-то глубоко в тебе сидящего чёртика, будят его, выгоняют наружу, побуждающего тебя говорить и делать то, что ты не хочешь. 15.Порой думаешь. 16.Ведь ты же прав! 17.Чего ты ТАК переживаешь? 18.А ты простить себе не можешь эту липкую слабость, того, что поддался соблазну эмоций и позволил вытечь из тебя этой честной разумной гадости. 19.Зачем? 20.Кому это надо? 21.Легче стало? 22.Не стало.
23.Человечность - это фильтр, который не позволяет распространяться злу среди людей. 24.Злым помыслам, словам, эмоциям, поступкам. 25.Он задерживает их в себе, копит и растворяет, не позволяя распространяться вирусной злой инфекцией.
26.Вот такое рассуждение.
27.Теперь осталось определиться, что такое добро и зло.

М. Горький

5.Беседа.
- О чем этот текст?
- А что такое доброта?
- Доброта – это положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля. Добрый человек всегда окажет помощь тому, кто в ней нуждается. В голод люди делились последним куском хлеба. Люди сдают кровь, чтобы помочь больным в тяжёлую минуту; делятся кровом с оставшимися без жилья. Вот это настоящая доброта.
-
Работа со словарем.
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово "доброта" определяется как "Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро".

6. Сообщение задания С2 на ГИА по русскому языку. СЛАЙД 6.

7. Формулировка тезиса. Запись тезиса.


8. Инструкция для подбора доказательств.
- Троп. СЛАЙД 7
- Метафора. . СЛАЙД 8
- Эпитет Слайд 9
- Фигуры речи. СЛАЙД 10
- Риторический вопрос . . СЛАЙД 11
- Риторическое восклицание. . СЛАЙД 12

9. Запись доказательств.

10. Обсуждение вывода.

11. Выставление оценок.
12. Домашнее задание.
13. Чему вы научились?
Пожелание учителя
. СЛАЙД 13 Песня «Дорогою добра».





Слайд 1
МБОУ СОШ № 1 Подготовка к написанию сочинения-ра… суждения (С2). Фокина Анастасия Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 Московская область, г.Дзержинский
Слайд 2
1. 2. Приставки, не изменяющиеся на письме. Приставки, оканчивающиеся на з,с.
Слайд 3
Ра…суждение. Во..звание. Ра…смотреть. Не…гибаемый. В…морье. Бе…сердечный.  Ответы: С,З,С,С,З,С.
Слайд 4
1. Тезис. План сочинения-рассуждения. 2. 1 доказательство. 3. 2 доказательство. 4. Вывод.
Слайд 5
Схема сочинения-рассуждения.
Слайд 6
С2 Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,
Слайд 7
Троп (от др.-греч. τρόπος — оборотоборот) — в художественном произведении слова и выражения, используемые в переносном оборотзначении оборотс целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Слайд 8
М е т а ́ф о р а от др.-греч. μεταφορά — «перенос», перенос», «перенос», переносное значение» — троп , в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их  Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней… (М.Горький)  Барка жизни встала На большой мели (А.Блок)  …пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо (А.Блок)
Слайд 9
Э п и′ т е т от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное » — образное определение предмета, явления. Выражается преимущественно именем прилагате льным , но также  Железная воля, золотой характер, горячая кровь, мотыльковая красота, цветастая радость, заднекрылечное знакомство…  Вечером синим, вечером лунным Был я когда-то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело… далече… мимо (С.Есенин)
Слайд 10
ФИГУРЫ – СТИЛИСТИКОСИНТАКСИЧЕСК ИЕ КОНСТРУКЦИИ.
Слайд 11
Риторический вопрос  это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.  представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.  Доколе, оборотсчастье, оборотты оборотвенцами оборотЗлодеев оборот будешь оборотукрашать? оборот(М.Ломоносов)  Богатство оборотхорошо оборотиметь; оборотНо оборотдолжно оборот ль оборотим обороткому оборотгордиться оборотсметь? оборот (А.Сумароков)
Слайд 12
Риторическое восклицание приём передачи кульминации чувств.  передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.  Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство! (Ф.Тютчев)  О времена, о нравы! (латинское изречение) 
Слайд 13
УДАЧИ ВАМ! СЧАСТЬЯ, МИРА, ДОБРА.

Полный текст материала Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению. ГИА 2013. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Фокина Анастасия Александровна  ФАА
17.12.2012 0 17012 3692

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК