План урока+презентация по русскому языку для 5 класса "Средства связи предложений в тексте".


Урок 131

Тема урока: Основные способы и средства связи предложений в тексте.

1. Работа по слайдам. Определить тип речи текста. Стиль Тему. Основную мысль.

  • Слово бег – имя существительное. Докажем это.

Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что?

Во-вторых, слово бег относится к одному из трёх родов, а именно мужскому: этот бег, быстрый бег и т.д.

В-третьих, слово бег склоняется, т.е. изменяется по падежам: бега (р.п.), бегу (д.п.) и т.д.

Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает признаками этой части речи.

  • Месяц

Над излучиной речной

Тихий сумрак лег ночной,

Из-за тучи выплыл месяц,

Месяц ходит, как ручной!

Он проходит над селом,

Стукнул в тучу, вызвал гром,

Над рекой остановился,

Всю засыпал серебром.

(А.Прокофьев)

  • Ива корзиночная – кустарник около 5м выс. С длинными гибкими побегами. Молодые побеги и почки бархатисто-опушённые. Листья линейно-ланцетные, цельнокрайние…

(Из «Определителя…»)

2. Работа по новой теме. Работа со слайдами. Чтение текстов. Запись средств связи предложений в тексте.

  • Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков.)

  • Средство связи – ПОВТОР ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА.

  • В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки.

(И.Соколов-Микитов.)

Средство связи – родо-видовые слова.

  • Хорошее, доброе долго помнится. Плохое, к счастью, забывается.


  • Средство связи – антонимы.

  • В ЛЕСУ МЫ ВИДЕЛИ ЛОСЯ. СОХАТЫЙ ШЁЛ ВДОЛЬ ОПУШКИ И НИКОГО НЕ БОЯЛСЯ.

  • Средство связи – СИНОНИМЫ.

Запись определений в тетрадь – справочник.

3. Подведение итогов урока:

  • Какие средства связи предложений в тексте вы узнали?

  • Для чего нужны эти средства? Сможет ли без них существовать текст?


Домашнее задание: упр.455. Указать средства связи предложений в тексте.


Презентация к уроку

Материалы к уроку по учебнику: Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват.учреждений/\Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2001.

Слайд 1
Урок 131 Тема урока: Средства связи предложений в тексте.
Слайд 2
Определите стиль текста, тип речи, тему, основную мысль. Слово бег – имя существительное. Докажем это. Во-первых, оно обозначает предмет в грамматическом смысле этого слова, к нему можно задать вопрос что? Во-вторых, слово бег относится к одному из трёх родов, а именно мужскому: этот бег, быстрый бег и т.д. В-третьих, слово бег склоняется, т.е. изменяется по падежам: бега (р.п.), бегу (д.п.) и т.д. Итак, мы доказали, что слово бег – имя существительное, потому что оно обладает признаками этой части речи.
Слайд 3
Проверим себя! • Стиль – научный. • Тип речи – рассуждение. • Тема – доказательство принадлежности слова бег к именам существительным. • Основная мысль: слово бег обладает признаками имени существительного.
Слайд 4
Определите стиль текста, тип речи, тему, основную мысль. Месяц Над излучиной речной Тихий сумрак лег ночной, Из-за тучи выплыл месяц, Месяц ходит, как ручной! Он проходит над селом, Стукнул в тучу, вызвал гром, Над рекой остановился, Всю засыпал серебром. (А.Прокофьев)
Слайд 5
Проверим себя! • Стиль- художественный • Тип речи – повествование с элементами описания. • Тема - рассказ о путешествии месяца по небу. • Основная мысль- месяц похож на живое существо, он преображает все вокруг.
Слайд 6
Определите стиль текста, тип речи, тему, основную мысль. Ива корзиночная – кустарник около 5м выс. С длинными гибкими побегами. Молодые побеги и почки бархатистоопушённые. Листья линейноланцетные, цельнокрайние… (Из «Определителя…»)
Слайд 7
Проверим себя! • • • • Стиль – научный. Тип речи – описание. Тема- описание ивы корзиночной. Основная мысль- этот вид ивы отличается от других разновидностей ивы.
Слайд 8
Средства связи предложений в тексте • Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков.) • Средство связи – ПОВТОР ОДНОГО И ТОГО ЖЕ СЛОВА.
Слайд 9
Средства связи предложений в тексте • В ЛЕСУ МЫ ВИДЕЛИ ЛОСЯ. СОХАТЫЙ ШЁЛ ВДОЛЬ ОПУШКИ И НИКОГО НЕ БОЯЛСЯ. • Средство связи – СИНОНИМЫ.
Слайд 10
Средства связи предложений в тексте • Хорошее, доброе долго помнится. Плохое, к счастью, забывается. • Средство связи – антонимы.
Слайд 11
Средства связи предложений в тексте • В начале лета в лесу появилось много цветов. На берёзовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай. В густой траве на лесных полянах мы находили душистые ночные фиалки. (И.Соколов-Микитов.) Средство связи – родо-видовые слова.
Слайд 12
Повторим изученное • Средства связи предложений в тексте: – Повтор слов. – Синонимы. – Антонимы. – Родо-видовые слова. – Замена существительных местоимениями.
Слайд 13
Иван-чай, или кипрей • КИПРЕЙ, род многолетних трав семейства кипрейных. Ок. 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Кипрей узколистный (иван-чай, копорский чай) растет обычно зарослями по вырубкам, опушкам и особенно обильно по гарям; один из лучших медоносов, листья содержат витамин С, пригодны для салатов.
Слайд 14
Иван-да-марья • ИВАН-ДА-МАРЬЯ, однолетнее полупаразитное травянистое растение семейства норичниковых. Распространено в Европе. Семена ядовиты. Иван-даМарьей называют также анютины глазки и некоторые другие растения.
Слайд 15
Колокольчик • КОЛОКОЛЬЧИК - род трав или полукустарников семейства колокольчиковых. Ок. 350 видов, в умеренных широтах Северного полушария, преимущественно на юге Европы и в Передней Азии; ок. 130 видов на Кавказе. Многие виды разводят как декоративные (под названием кампанула). 13 видов охраняются.
Слайд 16
Фиалка • ФИАЛКА (Viola), род многолетних (реже однолетних) трав и полукустарников семейства фиалковых. Ок. 500 видов, по всему земному шару. В культуре несколько видов как декоративные и эфирномасличные растения, в т. ч. фиалка душистая (Viola odorata) и фиалка Виттрока, или садовые анютины глазки.
Слайд 17
Иван-чай или кипрей • КИПРЕЙ, род многолетних трав семейства кипрейных. Ок. 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Кипрей узколистный (иван-чай, копорский чай) растет обычно зарослями по вырубкам, опушкам и особенно обильно по гарям; один из лучших медоносов, листья содержат витамин С, пригодны для салатов.
Слайд 18
Ива корзиночная Ива корзиночная – кустарник около 5м выс. С длинными гибкими побегами. Молодые побеги и почки бархатистоопушённые. Листья линейноланцетные, цельнокрайние…
Слайд 19
Лось ЛОСЬ (сохатый), парнокопытное млекопитающее семейства оленей. Это самый крупный представитель семейства. Окраска буровато-черная, ноги от середины голени и предплечья вниз светло-серые, почти белые.
Слайд 20
Использованные материалы: 1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 кл.общеобразоват.учреждений\Науч. ред.В.В.Бабайцева.М.:Просвещение,1994. 2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (3CD-ROM) 3. http://yandex.ru

Полный текст материала План урока+презентация по русскому языку для 5 класса "Средства связи предложений в тексте". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чёрная Елена Борисовна  Ленуца
09.11.2009 2 31067 5331

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК