Разработка урока по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Русский язык" в 7 классе


Учитель МОУ СОШ № 10 г. Коврова Ландихова Татьяна Ивановна.

Тема: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Тургенев о красоте и богатстве русского языка в стихотворении «Русский язык»

Цель. Познакомить с новым жанром. Проанализировать стихотворение в прозе «Русский язык», определив, какие лексические, стилистические, синтаксические особенности передают авторскую мысль.

Знания на уроке: стихотворение в прозе.

Повторение: эпитет, сравнение.

Словарная работа: патриотический пафос, риторическое восклицание.

Словарик учащегося.

Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (Словарь С.И. Ожегова)

Патриотический (патриотичный) – проникнутый патриотизмом. (Словарь С.И. Ожегова)

Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. (Словарь С.И. Ожегова)

Риторичный (риторический) – напыщенный, словесно украшенный. (Словарь С.И. Ожегова)

Риторическое восклицание – приём ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений.

Гимн – торжественная, хвалебная песня, музыкальное произведение.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.



  1. Прочитай статью в учебнике о стихотворениях в прозе на стр. … Ответь на вопрос 1

на стр. … (Как ты думаешь, чем отличаются «Стихотворения в прозе» от известных тебе стихотворений? А что сближает их?)


Ответ учащегося:

Общее

Отличия

  • Невелики по объёму, но глубоки по содержанию;

  • тематика их разнообразна: раздумья о жизни и смерти, о красоте и безобразии, о любви и страдании, о будущем великого русского народа, о невозвратном прошлом, о силе всепобеждающей любви, о душевной красоте простых людей

  • Рассказ ведётся от 1 лица (в большинстве случаев), автор делится своими наблюдениями и раздумьями

  • Мелодичность фразы, музыкальность речи, передающей настроения автора, его чувства, его душевное состояние

  • Невозможно пересказать содержание стихотворений : они сразу утратят своё очарование


  • Нет рифм

  • Не выдерживается стихотворный размер




  1. Прослушай стихотворение в прозе «Русский язык», последнее из цикла (1882г.). (Текст стихотворения на стр. …)

Ответь на вопросы.


  1. Как И.С. Тургенев, не раскрывая в своём произведении конкретные реалии времени, несколькими словами передаёт свои чувства?


(«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины», «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома»).


  1. Как жанр стихотворения диктует выбор сюжетного материала?


(В основе стихотворения не конкретные исторические факты, а мысли и чувства лирического героя).


  1. Какими эпитетами характеризует Тургенев в своём стихотворении русский язык? Поясни их.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.



(Великий, могучий, правдивый и свободный).


  1. Как ты понимаешь последнее предложение? Можно ли его назвать риторическим восклицанием?


Словарик.

Риторичный (риторический) – напыщенный, словесно украшенный. (Словарь С.И. Ожегова)

Риторическое восклицание – приём ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений.


  1. Прочти высказывания русских писателей о родном языке. Как они помогают раскрыть и углубить характеристику Тургенева в стихотворении в прозе? Напиши ответ.


Словарик

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.



«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и право, иное названье ещё драгоценнее самой вещи».

Н.В.Гоголь


«…нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Н.В.Гоголь

«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

Л.Н.Толстой



«… берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

И.С.Тургенев

«Язык это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

А.Н.Толстой

  1. Выводы.

  1. Каким чувством проникнуто стихотворение в прозе «Русский язык»? При ответе воспользуйся словариком.

  2. Ответь на вопрос 8 на стр. … (Как ты думаешь, почему гимн русскому языку («Русский язык») завершает цикл «Стихотворений в прозе»?)


Словарик.

Патриотизм – преданность и любовь к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. (Словарь С.И. Ожегова)

Патриотический (патриотичный) – проникнутый патриотизмом. (Словарь С.И. Ожегова)

Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. (Словарь С.И. Ожегова)

Гимн – торжественная, хвалебная песня, музыкальное произведение

(Стихотворение Тургенева проникнуто патриотическим пафосом, гордостью за свой народ, его историю, культуру, язык).


  1. Домашнее задание.

Подготовить чтение стихотворения в прозе «Русский язык» наизусть.

















Полный текст материала Разработка урока по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Русский язык" в 7 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ландихова Татьяна Ивановна  tlandixova
16.01.2013 0 5401 973

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК