Конспект урока "Русистика - наука о языке"
Конспект урока
Класс: 8
Предмет: Русский язык
Цели урока:
Познавательные: владение разными видами смыслового чтения, умение классифицировать, умение представлять информацию в разных видах;
Регулятивные: выдвигать версии, выдвигать средства достижения цели, определение цели и умение её формулировать, умение находить и исправлять ошибки, оценивать степень успешности достижения цели по критериям;
Коммуникативные: создание устных и письменных текстов с использованием различных речевых средств.
Личностные: объяснение оценки, поставленной с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей, объяснение своей связи с Россией, признание своих недостатков и умение их осознавать.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Расширение имеющихся знаний об истории развития русского языка, выдающихся русистах.
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Учительское чтение притчи об Эзопе (приложение 1)
3. Подводящий диалог:
- О чем идет речь в притче?
- О каком именно языке идет речь?
- Носителями какого языка являемся мы?
- Кто занимается изучением русского языка?
- Как называют ученых, которые изучают именно русский язык?
- Как называется наука, которая изучает русский язык?
(вариант 2. На доске заранее записаны слова филолог, лингвист, русист, языковед. Выберите специалиста-ученого, который занимается изучением именно русского языка)
4. Определение обучающимися темы урока.
5. Актуализация знаний. Подводящий диалог.
- Фамилии каких ученых, изучающих русский язык, вам известны?
- Чем они прославились?
- Кто из ученых вам знаком?
- Нужно ли современному человеку знать имена этих людей и их вклад в развитие русской науки?
В качестве подтверждения (обобщения) ответов учащихся можно привести слова нашего писателя современника Вилена Сальковского: «Без языка нет нации». И это действительно так, ведь язык – это часть культуры.
(Портреты ученых. Приложение 2)
- Из каких источников вы можете получить информацию об этих ученых?
6. Работа с текстом.
- Учительское чтение текста о русистике (Приложение 3)
Подводящий диалог:
- Как можно озаглавить текст? Что нового вы узнали о лингвистах?
Работа с текстовой информацией. Перевод из одной знаковой системы в другую: составление таблицы. (Предлагается два варианта заданий в зависимости от уровня сформированности УУД).
1 вариант. Даются критерии, по которым необходимо заполнить таблицу информацией из текста.
№ ФИО учёного Название работы Год издания Направление работы
2 вариант. Предварительное чтение текста детьми и выделение основных критериев заполнения таблицы.
7. Работа в группах. (Предлагается два варианта работы в зависимости от уровня сформированности УУД)
1 вариант. Каждая из групп анализирует текст в целом.
2 вариант. Каждая из групп анализирует свой микротекст.
8. Выступление представителей групп. Обобщение работы, составление и корректировка общей таблицы.
9. Рефлексия. Обучающимся предлагаются фразы клише, помогающие им построить устный ответ на вопрос, что нового вы узнали (получили для себя) на уроке.
10. Домашнее задание (дифференцированное) на основе фрагмента из работы отечественного лингвиста Л.В.Щербы (Приложение 4).
1 уровень. Синтаксический разбор предложения № 2.
2 уровень. Составить высказывание в письменной форме «Какие вопросы возникли по ходу чтения текста. Какие мысли ученого кажутся вам наиболее значительными, актуальными.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чернакова Алёна Сергеевна
→ Alena3062 21.01.2013 0 8326 1240 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК