Стихотворные размеры. План - конспект урока литературы в 6 классе.
Определить способ рифмовки
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой…
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Отчего на прозрачный румянец ланит
Я порою гляжу с непонятною злостью
И боюсь за воздушную гостью,
Что, как призрак, она улетит.
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Определить стихотворный размер
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Определить стихотворный размер
Люблю розу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Определить стихотворный размер
Снова над бездной, опять на просторе-
Дальше и дальше от тесных земель!
В широкошумном качается море
Снова со мной корабля колыбель.
Определить стихотворный размер
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
Середа Наталья Алексеевна
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа Прапорщиково»,
Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан
План - конспект урока литературы в 6 классе
Тема: Стихотворные размеры
Тип урока: урок-практикум
Цели:
Обучающая: подтвердить на практике знания о силлабо-тонической системе стихосложения.
Развивающая: отработать навык определения способа рифмовки, определения размера стиха, навыка устного монологического ответа, навыка выразительного чтения.
Воспитывающая: мотивировать интерес к предмету посредством нетрадиционной формы урока – урока-практикума, развить умение работать в группах – коммуникативность.
Оборудование: у каждой группы – листы с заданиями, тетрадь.
Этапы урока |
Содержание урока |
Формы, методы, приемы |
Организация класса
Целевая установка
Повторение теории литературы
Разминка «Кто быстрее?» Подведение итогов этапа
«Работаем все вместе»
Контроль
Подведение итогов урока
Домашнее задание |
Повторить способы рифмовки, размеры стиха, применить знания на практике. Форма урока – урок-практикум (работа в течение урока в группах) – практическое занятие из 4 этапов.
Способы рифмовки, их виды. Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Задание: определить способ рифмовки. (см. приложение 1) 1 абаб; 2 абба; 3 аабб; 4 абаб; 5 абба; 6 аабб. Устно прокомментировать ответ – доказательно
На листах (см. приложение 2) определить стихотворный размер в ходе обсуждения, начертить схему, на записанном на доске стихе отметить размер, рядом – схему. 1 группа – ямб, хорей; 2 группа – амфибрахий; 3 группа – дактиль; 4 группа – анапест.
Общее задание: по хрестоматии определить размер стиха (по одному четверостишью), начертить схему (в тетради). 1 стр. 51 «Русалка» М.Ю. Лермонтов. 2 стр. 52 «Русалочка» К.Д. Бальмонт. 3 стр. 54 «Русалка под новый год» С.А. Есенин. 4 стр. 56 «Пир ведьмы» Н.А. Некрасов. 5 стр. 56 «Пряха» Е.В. Курдаков.
В конце урока на листах написать состав группы, поставить совместным решением оценку за работу на уроке; сдать рабочие тетради.
Что повторили? Какой этап урока наиболее понравился?
Сочинить четверостишья по данным рифмам:
1…небеса …леса …простор …озер 2…читает …гроза … глаза …вздыхает 3…облака …родной … река …горой 4…звезда …сияла …всегда …стояла. |
Работа в группах –беседа репродуктивного характера. Элементы фронтальной беседы
Коллективно-групповая работа
Коллективно-групповая работа. Работа у доски. Графическая работа – схема
Самостоятельная работа
Элемент беседы репродуктивного характера.
|
Использованная литература
Русская словесность: миф и литература. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/ Л.С. Рыгалова, В.В. Бадиков, Д.Б. Блеубаев, Л.Ф. Туниянцю- 2-е издание, доработано: Алматы: Атамұра, 2006.
Русская словесность: миф и литература. Хрестоматия: Для 6 класса общеобразовательной школы. 2-е изд.- Алматы: Атамұра, 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Середа Наталья Алексеевна
→ NatalyaS5040 24.01.2013 3 19409 2659 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.