Стихотворные размеры. План - конспект урока литературы в 6 классе.


Определить способ рифмовки




  1. Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой…




  1. Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.




  1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.



  1. Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!




  1. Отчего на прозрачный румянец ланит

Я порою гляжу с непонятною злостью

И боюсь за воздушную гостью,

Что, как призрак, она улетит.




  1. Хороша была Танюша, краше не было в селе,

Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.

У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру,

Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.


Определить стихотворный размер





Прозвучало над ясной рекою.

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

































Определить стихотворный размер





Люблю розу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.



Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…























Определить стихотворный размер





Снова над бездной, опять на просторе-

Дальше и дальше от тесных земель!

В широкошумном качается море

Снова со мной корабля колыбель.
































Определить стихотворный размер





У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы.


Середа Наталья Алексеевна

Учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа Прапорщиково»,

Восточно-Казахстанская область, Республика Казахстан


План - конспект урока литературы в 6 классе


Тема: Стихотворные размеры


Тип урока: урок-практикум


Цели:

Обучающая: подтвердить на практике знания о силлабо-тонической системе стихосложения.

Развивающая: отработать навык определения способа рифмовки, определения размера стиха, навыка устного монологического ответа, навыка выразительного чтения.

Воспитывающая: мотивировать интерес к предмету посредством нетрадиционной формы урока – урока-практикума, развить умение работать в группах – коммуникативность.


Оборудование: у каждой группы – листы с заданиями, тетрадь.


Этапы урока

Содержание урока

Формы, методы, приемы

Организация класса


Целевая установка






Повторение теории литературы





Разминка «Кто быстрее?»

Подведение итогов этапа








«Работаем все вместе»









Контроль
















Подведение итогов урока


Домашнее задание



Повторить способы рифмовки, размеры стиха, применить знания на практике. Форма урока – урок-практикум (работа в течение урока в группах) – практическое занятие из 4 этапов.


Способы рифмовки, их виды. Двусложные и трехсложные размеры стиха.





Задание: определить способ рифмовки.

(см. приложение 1)

1 абаб;

2 абба;

3 аабб;

4 абаб;

5 абба;

6 аабб.

Устно прокомментировать ответ – доказательно


На листах (см. приложение 2) определить стихотворный размер в ходе обсуждения, начертить схему, на записанном на доске стихе отметить размер, рядом – схему.

1 группа – ямб, хорей;

2 группа – амфибрахий;

3 группа – дактиль;

4 группа – анапест.

Общее задание: по хрестоматии определить размер стиха (по одному четверостишью), начертить схему (в тетради).

1 стр. 51 «Русалка» М.Ю. Лермонтов.

2 стр. 52 «Русалочка» К.Д. Бальмонт.

3 стр. 54 «Русалка под новый год»

С.А. Есенин.

4 стр. 56 «Пир ведьмы» Н.А. Некрасов.

5 стр. 56 «Пряха» Е.В. Курдаков.


В конце урока на листах написать состав группы, поставить совместным решением оценку за работу на уроке; сдать рабочие тетради.


Что повторили? Какой этап урока наиболее понравился?


Сочинить четверостишья по данным рифмам:


1…небеса

леса

простор

озер

2…читает

гроза

глаза

вздыхает

3…облака

родной

река

горой

4…звезда

сияла

всегда

стояла.









Работа в группах –беседа репродуктивного характера.

Элементы фронтальной беседы


Коллективно-групповая работа










Коллективно-групповая работа.

Работа у доски. Графическая работа – схема






Самостоятельная работа















Элемент беседы репродуктивного характера.




Использованная литература


  1. Русская словесность: миф и литература. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/ Л.С. Рыгалова, В.В. Бадиков, Д.Б. Блеубаев, Л.Ф. Туниянцю- 2-е издание, доработано: Алматы: Атамұра, 2006.


  1. Русская словесность: миф и литература. Хрестоматия: Для 6 класса общеобразовательной школы. 2-е изд.- Алматы: Атамұра, 2006.


Полный текст материала Стихотворные размеры. План - конспект урока литературы в 6 классе. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Середа Наталья Алексеевна  NatalyaS5040
24.01.2013 3 19409 2659

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК