Урок литературы "Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь" (по рассказу Ф.Абрамова)
А.И. Куприн
Барбос и Жулька
Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими "репяхами", осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы "боевых схваток", а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны. Таких собак, как он, искони и всюду зовут Барбосами. Изредка только, да и то в виде исключения, их называют
Дружками. Эти собаки, если не ошибаюсь, происходят от простых дворняжек и овчарок. Они отличаются верностью, независимым характером и тонким слухом.
Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевертывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила с свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки. Деликатность ее выражалась главным образом в манере есть. Она никогда не попрошайничала, наоборот, ее всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку. Если же к ней во время еды подходила другая собака или люди, Жулька скромно отходила в сторону с таким видом, который как будто бы говорил: "Кушайте, кушайте, пожалуйста... Я уже совершенно сыта..." Право же, в ней в эти моменты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных человеческих лицах во время хорошего обеда.
Конечно, Жулька единогласно признавалась комнатной собачкой. Что касается до Барбоса, то нам, детям, очень часто приходилось его отстаивать от справедливого гнева старших и пожизненного изгнания во двор. Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати.
Летом к нему относились снисходительно, и он обыкновенно лежал на подоконнике раскрытого окна в позе спящего льва, уткнув морду между вытянутыми передними лапами. Однако он не спал: это замечалось по его бровям, все время не перестававшим двигаться. Барбос ждал... Едва только на улице против нашего дома показывалась собачья фигура. Барбос стремительно скатывался с окошка, проскальзывал на брюхе в подворотню и полным карьером несся на дерзкого нарушителя территориальных законов. Он твердо памятовал великий закон всех единоборств и сражений: бей первый, если не хочешь быть битым, и поэтому наотрез отказывался от всяких принятых в собачьем мире дипломатических приемов, вроде предварительного взаимного обнюхивания, угрожающего рычания, завивания хвоста кольцом и так далее. Барбос, как молния, настигал соперника, грудью сшибал его с ног и начинал грызню. В течение нескольких минут среди густого столба коричневой пыли барахтались, сплетаясь клубком, два собачьих тела. Наконец Барбос одерживал победу. В то время когда враг обращался в бегство, поджимая хвост между ногами, визжа и трусливо оглядываясь назад. Барбос с гордым видом возвращался на свой пост на подоконник. Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.
Между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь. Может быть, втайне Жулька осуждала своего друга за буйный нрав и дурные манеры, но во всяком случае явно она никогда этого не высказывала. Она даже и тогда сдерживала свое неудовольствие, когда Барбос, проглотив в несколько приемов свой завтрак, нагло облизываясь, подходил к Жулькиной миске и засовывал в нее свою мокрую мохнатую морду. Вечером, когда солнце жгло не так сильно, обе собаки любили поиграть и повозиться на дворе. Они то бегали одна от другой, то устраивали засады, то с притворно-сердитым рычанием делали вид, что ожесточенно грызутся между собой.
Однажды к нам во двор забежала бешеная собака. Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал. Собака носилась по двору из угла в угол, нагоняя одним своим видом панический ужас и на людей и на животных. Люди попрятались за двери и боязливо выглядывали из-за них, Все кричали, распоряжались, давали бестолковые советы и подзадоривали друг друга. Бешеная собака тем временем уже успела искусать двух свиней и разорвать нескольких уток.
Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке. Расстояние между ними уменьшалось с поразительной быстротой. Потом они столкнулись... Это все произошло так быстро, что никто не успел даже отозвать Жульку назад. От сильного толчка она упала и покатилась по земле, а бешеная собака тотчас же повернула к воротам и выскочила на улицу.
Когда Жульку осмотрели, то на ней не нашли ни одного следа зубов. Вероятно, собака не успела ее даже укусить. Но напряжение героического порыва и ужас пережитых мгновений не прошли даром бедной Жульке... С ней случилось что-то странное, необъяснимое. Если бы собаки обладали способностью сходить с ума, я сказал бы, что она помешалась. В один день она исхудала до неузнаваемости; то лежала по целым часам в каком-нибудь темном углу; то носилась по двору, кружась и подпрыгивая. Она отказывалась от пищи и не оборачивалась, когда ее звали по имени.
На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли. Глаза ее, такие же светлые и умные, как и прежде, выражали глубокое внутреннее мучение. По приказанию отца, ее отнесли в пустой дровяной сарай, чтобы она могла там спокойно умереть. (Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. Но все животные, чувствуя приближение этого омерзительного акта, ищут уединения.)
Через час после того, как Жульку заперли, к сараю прибежал Барбос. Он был сильно взволнован и принялся сначала визжать, а потом выть, подняв кверху голову. Иногда он останавливался на минуту, чтобы понюхать с тревожным видом и настороженными ушами щель сарайной двери, а потом опять протяжно и жалостно выл.
Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало. Его гнали и даже несколько раз ударили веревкой; он убегал, но тотчас же упорно возвращался на свое место и продолжал выть. Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые, то мы первые догадались, чего хочет Барбос.
- Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, - пристали мы к отцу.
Он сначала сказал: "Глупости!" Но мы так лезли к нему и так хныкали, что он должен был уступить.
И мы были правы. Как только отворили дверь сарая, Барбос стремглав бросился к Жульке, бессильно лежавшей на земле, обнюхал ее и с тихим визгом стал лизать ее в глаза, в морду, в уши. Жулька слабо помахивала хвостом и старалась приподнять голову - ей это не удалось. В прощании собак было что-то трогательное. Даже прислуга, глазевшая на эту сцену, казалась тронутой.
Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. Он уже, больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла...
Тема урока: «Ведь может быть тело дворняги, а сердце чистейшей породы!» (Э.Асадов)
Урок – поиск необычного в обычном.
Цель урока: дидактическая
учить анализу художественного произведения;
уяснить основную мысль рассказа «Барбос и Жулька» А.Куприна;
показать мастерство А.И.Куприна в создании характеристики животного с помощью детали;
воспитательная
воспитывать чуткость, любовь ко всему живому;
прививать интерес к искусству слова;
развивающая
развивать эмоциональное восприятие;
развивать творческие способности;
развивать различные виды речевой деятельности.
Тип урока: урок- поиск.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
презентация в программе PowerPoint;
текст рассказа.
Ход урока
1. В Москве открыт памятник бездомной собаке.
Как вы думаете, за что люди поставили памятник безымянной псине, совсем обычному существу, живущему с нами рядом уже множество веков?
У кого из вас есть собака?
Какие поступки вашего домашнего питомца вы можете назвать необычными?
Наш урок – размышление я хочу провести под знаком «Необыкновенное в обыкновенном», а пойдет наш разговор, как вы поняли, о собаках.
2. Беседа по рассказу «Барбос и Жулька».
Опишите героев рассказа А.Куприна. Какие качества характера Барбоса отмечает писатель?
Как вы понимаете выражение «они отличаются верностью»? Что это за качество – верность?
Подберите синонимы к слову ВЕРНОСТЬ (преданность, постоянство, надежность).
В чем выражалась верность Барбоса? Ради чего он воевал с другими, чужими собаками?
Рассказ о верных собаках :
В Тольятти на протяжении семи лет немецкая овчарка, хозяева которой погибли в автокатастрофе, ждала их на обочине дороги. После смерти преданной собаки люди поставили ей памятник, который посвятили верности. Как рассказывают жители города, в 1995 году на Южном шоссе Тольятти в автомобильной аварии погибла молодая пара. Вместе с ней в машине находилась собака, которая чудом осталась жива. Со дня трагедии она, видимо надеясь, что хозяева вернутся, в любую погоду круглый год ждала их у обочины. Верного, как прозвали его тольяттинцы, пытались забирать к себе домой сердобольные горожане, однако он каждый раз возвращался на свой пост. Несколько раз ему строили будку прямо у дороги, но он игнорировал удобства, мокнув под дождем и мерзнув на ветру целых семь лет. Наверное, когда он умирал, он еще надеялся увидеть близких ему людей. После смерти собаки горожане сразу поставили у дороги щит с надписью: "Псу, научившему нас любви и преданности". Через два года после смерти собаки на пересечении появился бронзовый постамент, где написано всего два слова: "Памятник преданности". На полутораметровый памятник Верному было потрачено 250 тысяч рублей, которые собирали всем городом. Установленное на гранитном постаменте изваяние собаки сделано ульяновским скульптором Олегом Клюевым таким образом, что проезжающим по дороге кажется, что собака поворачивает голову вслед за проезжающими автомобилями, как бы еще надеясь увидеть своих погибших хозяев. Самым сложным, по признанию Клюева, было передать характер верного пса. По словам автора скульптуры, "все, что я пытался воплотить в своей работе, это - безграничная преданность".
Памятник
Хачико в г. Одате. Хачико родился в
Odate в 1923 и попал в Токио два месяца
спустя. Владельцем Хачико был доктор
Уено, профессор в Университете Токио.
Доктор Уено скончался, когда Хачико
был в возрасте 1,5 лет. В течение следующих
десяти лет, Хачико продолжал приходить
на станцию Шибуя каждый вечер, чтобы
ждать своего владельца, который умер.
Хачико умер в 1935.
Памятник псу Джоку.
Польша, Памятник собачей верности. Этот пёс несколько месяцев приходил на автобусную остановку встречать своего хозяина, но тот так и не появился...
Кроме Барбоса в доме жила еще одна собака.
Как выглядела Жулька? Какова главная черта ее характера, по мнению автора? В чем, главным образом, выражалась ее деликатность?
Деликатность называют по-другому вежливость, тонкость поведения, тактичность. В чем еще выражалась воспитанность Жульки, кроме ее отношения к еде?
Как относилась Жулька к людям, рядом с которыми она жила?
Почему Барбос был определен в дворовые собаки, а Жулька – в комнатные?
Как вел себя Барбос в отношениях с другими собаками? Как он относился к Жульке? Почему именно так?
От какой из собак, судя по первым зарисовкам характера, можно было ожидать безрассудной храбрости, подвигов? Почему мы так могли предполагать?
3. Кульминация рассказа.
«Однажды к нам во двор забежала бешеная собака. Барбос…вместо того чтобы …кинуться в бой…дрожал всем телом и жалобно повизгивал».
Кто еще испугался? Почему все попрятались?
Почему бросилась к этой собаке маленькая деликатная Жулька? Почему Куприн называет ее порыв героическим?
Жулька умерла, а Барбос не отходил от сарая , пока его не пустили попрощаться с бедной Жулькой…Мы часто слышим, что люди «грызутся» между собой. Что необычного увидел автор в поведении собак? Что необычного в их отношении друг к другу?
Всегда ли герой – яркая, колоритная личность? Что говорит об этом А.И.Куприн? Как удалось автору проникнуть в сознание собаки? Почему он «очеловечил» это существо?
Что, по вашему мнению, двигало Жулькой, когда она кинулась защищать всех от бешеного пса?
Знаете ли вы, что существуют памятники собакам – героям, например, сен-бернару Барри, который в швейцарских Альпах спас более 40 человек.
Памятники бывают разные. Памятником любимому псу могут стать стихи, рассказы, фотографии…Удалось ли Куприну создать памятник верности и преданности собак?
А теперь вернемся к началу нашего урока. Я говорила, что в Москве установлен памятник бездомной собаке. На постаменте памятнику слова «Посвящается гуманному отношению к бездомным животным». За что обычному животному поставили такой памятник? Вы прочитали рассказ о Жульке и Барбосе. Кому из них надо поставить памятник?
4. Итоги поиска.
Что оказалось необычным в этом рассказе?
Какие приемы использовал автор, чтобы представить необычное?
Где находится необычное в нашей жизни?
Необычное, оказывается, окружает нас, надо научиться видеть и слышать природу, проникать в ее тайны и секреты, надо учиться представить увиденное, используя выразительный, красивый язык.
Завершая наш разговор о собачьей преданности и героизме, давайте вместе составим синквейн.
Синквейн – маленькое стихотворение, состоит из пяти строк.
Первая строчка – имя существительное. Обычно это ключевое слово, которое определяет предмет. Что вы считаете главным в характере собаки?
Вторая строка –два прилагательных, которые определяют наше существительное.
Третья строка – три глагола, обозначающие действие существительного из первой строчки.
Четвертая строка – предложение из 4-5 слов.
Пятая строчка – существительное –итог размышления в синквейне.
Например:
Верность.
Возвышенная, безграничная.
Любит, защищает, оберегает.
Люди, любите собаку, храните!
Сокровище.
Откройте свою шкатулку мыслей, поразмышляйте и напишите
СВОЙ СИНКВЕЙН;
ИЛИ сочинение – миниатюру «Необычное в обычном».
Это будет рассказ о вашем домашнем животном, обычной Мурке или Шарике. Постарайтесь, как Куприн, увидеть нечто необычное в его поведении, определите основную черту характера своего питомца./
ИЛИ /Напишите рассказ о том, что необычного вы узнали о собаках сегодня на уроке.
Верность. Возвышенная, безграничная. Любит, защищает, оберегает. Люди, любите собаку, храните! Сокровище.
|
|
|
Сердце. Золотое, преданное. Охраняет, оберегает, защищает. Любите собаку, им верность храните! Надежность .
|
Верность. Возвышенная, безграничная. Любит, защищает, оберегает. Люди, любите собаку, храните! Сокровище.
|
|
|
Сердце. Золотое, преданное. Охраняет, оберегает, защищает. Любите собаку, им верность храните! Надежность .
|
Верность. Возвышенная, безграничная. Любит, защищает, оберегает. Люди, любите собаку, храните! Сокровище.
|
|
«Ведь может быть тело дворняги,
А сердце - чистейшей породы!»
(Э.Асадов)
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
В 6Б КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА
«БАРБОС И ЖУЛЬКА»
Автор урока и составитель презентации к уроку
учитель высшей категории
Чёрная Е.Б.
г.Алатырь, 2007\2008 учебный год
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черная Елена Борисовна
→ Ленуца 12.11.2009 0 3804 798 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.