Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"
Комплексная работа с текстом
Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.
Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
О чем этот текст?
Дайте характеристику главному герою.
Что произошло с ребятами в лесу?
Постарайтесь определить роль многоточия в последнем предложении.
Выпишите из текста слова с приставками на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.
Продолжите ряд своими примерами ( 5-7 слов).
Урок русского языка
в 5-ом классе на тему
«Правописание приставок на З, С»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ Михайловской СОШ
Красносулинского района Ростовской области:
Агапова Татьяна Николаевна
2012 г.
Цели урока:
Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С.
Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи
Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.
ХОД УРОКА
Организация начала урока.
Целеполагание.
Слово учителя: русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Сегодня поговорим о приставках. А о каких? Немного позже…
Фонетическая минутка. ( слайд №2 )
Подберите парный согласный:
[ б ]
[ в ]
[ г ]
[ д ]
[ ж]
[ з ]
[ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й,]
Вывод: на какие группы делятся все согласные звуки?
Подготовка к восприятию нового материала. ( слайд №3,4 )
Работа с синонимами. (выполняется устно)
Слово учителя: перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы и антонимы с приставкой БЕС
Корыстолюбивый – бескорыстный
Глупый, дурацкий - бессмысленный
Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок
Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.
Немой, молчаливый - безмолвный.
Вывод: что, на ваш взгляд, общего между подобранными нами синонимами.
( учащиеся обращают внимание на приставки в синонимах)
Слово учителя: обратите внимание в конце приставок пишется как буква З, так и буква С. И сегодня мы узнаем о том, как определить верное написание приставок на З, С.
Изучение нового материала. (самостоятельно). ( слайд № 5 )
Прочитайте материла параграфа и, опираясь на схему, расскажите о том, как вы будете определять написание приставок на З, С.
АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ
З или С ?
смотри на следующий после приставки согласный
если звонкий если глухой
пиши З пиши С
БЕЗ ВОЗ РАЗ ИЗ НИЗ БЕС ВОС РАС ИС НИС
Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).
Закрепление изученного материала. ( слайд №6,7 )
Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?
Слово учителя: прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений. А какие пословицы знаете вы?
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
(формулировка учащихся): какая задача стоит перед нами? Что нужно сделать для того, чтобы верно выполнить задание?
Дерево без птиц – бе..плодное дерево.
У сильного всегда бе..сильный виноват.
Глупый осудит, умный ра..судит.
Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.
!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.
Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.
Работа с текстом упражнения 215. (выполняется методом комментированного письма). (слайд № 8)
Комплексная работа с текстом (раздаточный материал).
Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.
Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
О чем этот текст?
Дайте характеристику главному герою.
Что произошло с ребятами в лесу?
Постарайтесь определить роль многоточия в последнем предложении.
Выпишите из текста слова с приставками на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.
Продолжите ряд своими примерами ( 5-7 слов).
Подведение итогов. Рефлексия. (слайд № 9)
В чем состояла задача сегодняшнего урока?
От чего зависит написание З, С в конце приставок?
С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?
Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?
Задание на дом: составить десять словосочетаний, в составе которых есть слова с приставками на З, С.
Список используемой литературы:
Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.
Под редакцией Л. А. Быковой. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО Издат-Школа. 1997г.
Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.
Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6-ом классе. Москва. Просвещение. 2001г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агапова Татьяна Николаевна
→ АгаповаТатьяна 31.01.2013 0 3119 1093 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.