Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"


АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий если глухой

пиши З пиши С

БЕС

ВОС

РАС

ИС

НИС

БЕЗ

ВОЗ

РАЗ

ИЗ

НИЗ












Комплексная работа с текстом

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.



Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

О чем этот текст?

Дайте характеристику главному герою.

Что произошло с ребятами в лесу?

Постарайтесь определить роль многоточия в последнем предложении.

Выпишите из текста слова с приставками на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.

Продолжите ряд своими примерами ( 5-7 слов).













Урок русского языка

в 5-ом классе на тему

«Правописание приставок на З, С»

















Учитель русского языка и литературы

МБОУ Михайловской СОШ

Красносулинского района Ростовской области:

Агапова Татьяна Николаевна


2012 г.





Цели урока:


  • Формирование навыков и умений определять правильное написание приставок на З, С.

  • Продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся; монологической и диалогической речи

  • Развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать материал, делать выводы.


Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, презентация в программе «PowerPoint», раздаточный материал для учащихся.


ХОД УРОКА


  1. Организация начала урока.

  2. Целеполагание.

Слово учителя: русский язык – самый красивый и богатый язык в мире. Наш язык – живой. В нем очень много слов, правописание которых нам с вами пока еще не известно. Но с каждым новым уроком мы становимся грамотнее и мудрее. Сегодня поговорим о приставках. А о каких? Немного позже…


  1. Фонетическая минутка. ( слайд №2 )

Подберите парный согласный:

[ б ]

[ в ]

[ г ]

[ д ]

[ ж]

[ з ]

[ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [ й,]

Вывод: на какие группы делятся все согласные звуки?



  1. Подготовка к восприятию нового материала. ( слайд №3,4 )

Работа с синонимами. (выполняется устно)

Слово учителя: перед вами слова, к каждому из которых вам необходимо подобрать синонимы и антонимы с приставкой БЕС

Корыстолюбивый – бескорыстный

Глупый, дурацкий - бессмысленный

Непорядок, хаос, кавардак - беспорядок

Лентяй, лодырь, балбес, шалопай, шалопут, повеса - бездельник.

Немой, молчаливый - безмолвный.

Вывод: что, на ваш взгляд, общего между подобранными нами синонимами.

( учащиеся обращают внимание на приставки в синонимах)

Слово учителя: обратите внимание в конце приставок пишется как буква З, так и буква С. И сегодня мы узнаем о том, как определить верное написание приставок на З, С.

  1. Изучение нового материала. (самостоятельно). ( слайд № 5 )

Прочитайте материла параграфа и, опираясь на схему, расскажите о том, как вы будете определять написание приставок на З, С.



АЛГОРИТМ РАССУЖДЕНИЯ

З или С ?

смотри на следующий после приставки согласный

если звонкий если глухой

пиши З пиши С

БЕЗ

ВОЗ

РАЗ

ИЗ

НИЗ

БЕС

ВОС

РАС

ИС

НИС












Вывод: От чего зависит написание З, С в конце приставок? (от звонкости и глухости следующего за приставкой согласного).

  1. Закрепление изученного материала. ( слайд №6,7 )

Работа с пословицами и поговорками. БЕЗ или БЕС?

Слово учителя: прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл этих изречений. А какие пословицы знаете вы?



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ



(формулировка учащихся): какая задача стоит перед нами? Что нужно сделать для того, чтобы верно выполнить задание?

Дерево без птиц – бе..плодное дерево.

У сильного всегда бе..сильный виноват.

Глупый осудит, умный ра..судит.

Спишите пословицы, графически обозначив выбор орфограммы.

!!! Объясните написание букв СС в словах бессильный, рассудит.

Вывод: на стыке приставки и корня пишется две СС и ЗЗ, если одна из них относится к приставке, а другая к корню.

Работа с текстом упражнения 215. (выполняется методом комментированного письма). (слайд № 8)

Комплексная работа с текстом (раздаточный материал).

Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь.

Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.



Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

О чем этот текст?

Дайте характеристику главному герою.

Что произошло с ребятами в лесу?

Постарайтесь определить роль многоточия в последнем предложении.

Выпишите из текста слова с приставками на З, С, графически объясняя выбор орфограммы.

Продолжите ряд своими примерами ( 5-7 слов).

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд № 9)

В чем состояла задача сегодняшнего урока?

От чего зависит написание З, С в конце приставок?

С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока?

Какой вид деятельности вам показался наиболее интересным?

  1. Задание на дом: составить десять словосочетаний, в составе которых есть слова с приставками на З, С.





































Список используемой литературы:



  1. Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.

  2. Под редакцией Л. А. Быковой. 555 упражнений по русскому языку. Москва. ООО Издат-Школа. 1997г.

  3. Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.

  4. Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 6-ом классе. Москва. Просвещение. 2001г.



































































Слайд 1
Правописание приставок на З, С без бес низ нис воз вос с из ис вз вс раз рас
Слайд 2
Подберите парный  согласный б п в ф г к д т ж ш з с л м н р й !! !
Слайд 3
ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ корыстолюбивый глупый, дурацкий непорядок, кавардак лентяй, лодырь, балбес немой,  молчаливый используйте приставки  без или бес
Слайд 4
ПРОВЕРЬ СЕБЯ       Корыстолюбивый       бескорыстный       Глупый, дурацкий      бессмысленный       Непорядок, кавардак     беспорядок       Лентяй, лодырь, балбес     бездельник       Немой,  молчаливый     безмолвный От чего зависит написание З, С в конце приставок?
Слайд 5
З или С смотри на следующий после приставки согласный             если звонкий             если глухой                  пиши З                    пиши С    БЕЗ БЕЗ ВОЗ ВОЗ ИЗ ИЗ РАЗ РАЗ НИЗ НИЗ БЕС БЕС ВОС ВОС ИС ИС РАС РАС НИС НИС
Слайд 6
ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ  ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ  СЛОВА СЛОВА Дерево без птиц – … дерево. У сильного всегда … виноват. Глупый осудит, умный … .
Слайд 7
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Дерево без птиц – бесплодное дерево. У сильного всегда бессильный виноват. Глупый осудит, умный рассудит. Укажите приставки. Графически объясните написание СС в словах.
Слайд 8
Комплексный анализ текста Витька обожает опасности! Если препятствий нет, он создает их сам. Недавно он вздумал отправиться ночью в бесстрашный поход к дальнему болоту. Сбор был объявлен в полночь. Мы бесшумно сбежали из дома и вошли в лес. Через час мы поняли, что сбились с пути. Бессмысленно бродили мы по старому лесу, и встревоженные птицы пугали нас чуть не до смерти. На рассвете мы вышли к безвестной деревушке. Ею оказалось ... наше родное село.
Слайд 9
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ. 1. В чем состояла задача сегодняшнего урока? 2. От чего зависит написание З, С в конце приставок? 3. С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над темой урока? 4. Какой вид деятельности вам показался более интересным?
Слайд 10
Задание на дом: Составить десять словосочетаний, в составе которых будут слова с приставками на З, С
Слайд 11
Интернетресурсы: 1. http://www.uchportal.ru/load/160-1-0-10883 2. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B 0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%B D%D0%B8%D0%B3&noreask=1&pos=1&rpt=simage&lr=100451& img_url=http%3A%2F%2Fklub-drug.ru%2Fwp-content%2Fup loads%2F2011%2F04%2FRead-a-Book.gif 3. http://megalife.com.ua/uploads/posts/2010-04/1272181964_h_terwb 1q0oidsyxkpinfcfs8o97xl5hhp_.jpg  

Полный текст материала Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агапова Татьяна Николаевна  АгаповаТатьяна
31.01.2013 0 3119 1093

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК