Урок русского языка с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Тема "Причастие", 7 класс.
Урок русского языка в 7 классе с использованием технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Автор: Корнилов Алексей Вадимович, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 968 СВАО г. Москвы.
Тема урока «Причастие как часть речи».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока:
1.Ознакомление учащихся с общей характеристикой причастий, рассмотрение грамматических признаков данной части речи.
2.Формирование умений отличать причастия от прилагательных.
3.Развитие у учащихся способностей к самостоятельной аналитической деятельности через работу с текстом параграфа, раздаточным материалом.
4.Развитие творческих и логических способностей через составление структурно – логических схем (кластеров).
5.Развитие у школьников умений полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике, обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования причастий.
Ход урока
1.Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
На доске записаны предложения:
Перед дальним путешествием сборы бывают интересными.
Я ехал по земле, везде засеянной хлебом.
Сорванные травы и цветы мы сушили в книгах.
Вопрос учителя:
-Прочитав предложения, определите общие грамматические признаки выделенных слов.
Ответы учащихся:
-Все выделенные слова отвечают на вопросы: какие? какими? какой?
-В предложениях все выделенные слова являются определениями.
-Выделенные слова изменяются по числам (интересными – интересным, дальним – дальними, засеянной – засеянными, сорванные – сорванный).
Вопрос учителя:
-Чем отличаются выделенные слова?
Ответы учащихся:
-Слова дальним, интересными образованы от существительных, а слова засеянной, сорванные схожи с глаголами.
-В словах засеянной, сорванные наблюдается признак от действия.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, после чего на доске и в тетрадях записывается тема урока – «Причастие как часть речи».
Учитель раздает школьникам графическую таблицу «Знаю –Хочу узнать – Узнал (а)» (приложение №1) и предлагает самостоятельно заполнить две первые графы по теме урока.
Учащиеся заполняют графы, обсуждают информацию в парах.
Учитель опрашивает школьников, а затем заполняет такие же графы на доске, опираясь на высказывания учеников.
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
1.Причастие – это часть речи. 2.Причастие изучается в разделе «Морфология». 3.Причастие схоже с именем прилагательным (имеют общие вопросы, выполняют одну роль в предложении). 4.Причастие по смыслу схоже с глаголом. |
1.Что именно обозначает причастие? 2.Как изменяется причастие? 3.Что объединяет причастие с глаголом, а что с именем прилагательным? 4.Какими членами предложения бывают причастия? 5.Как и от чего образуются причастия? |
Учитель предлагает учащимся классифицировать столбцы «Знаю», «Хочу узнать» по категориям информации и вместе со школьниками заполняет графу «Категория информации» (роль причастия в предложении, отличие причастия от схожих частей речи, образование причастий, грамматические признаки).
Вопрос учителя:
-Откуда у вас сведения о причастии?
Ответы учащихся:
-Прочитал в учебнике.
-Слышал раньше от учителя.
-Узнал от одноклассника и др.
Учитель предлагает заполнить графу «Источники информации», после чего сообщает школьникам, что на уроке главным источником информации
станет текст, с которым будут работать учащиеся.
2.Стадия осмысления.
Цели: поддержать активное восприятие новой информации, её осмысление; соотнести полученную информацию с собственными знаниями.
Учитель предлагает школьникам самостоятельно познакомиться с материалом параграфа №9 «Причастие как часть речи» и дополнительным материалом, который раздаётся каждому учащемуся (приложение №2).
Учащиеся знакомятся с материалом, по мере получения и осмысления новой информации заполняют третью графу таблицы – «Узнал(а)». Напротив каждого вопроса пишут ответ, новую информацию (которую не запрашивали) записывают ниже.
3.Стадия рефлексии.
Цели: выведение знания на уровень понимания и применения; постановка учеником новых целей обучения.
По итогам работы учитель опрашивает учеников и, опираясь на их ответы, заполняет на доске третью графу.
УЗНАЛ(А) |
1.Причастие обозначает признак предмета по действию. 2.Причастие изменяется по числам, падежам, родам (в единственном числе). 3.Причастия, как и глаголы, бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени (будущего времени у причастия нет), могут быть возвратными, имеют зависимые слова. Как и прилагательные, причастия изменяются по числам, родам, падежам, имеют полную и краткую форму, зависят от существительных, выполняют одну роль в предложении. 4.Причастия обычно бывают определениями, реже сказуемыми (в краткой форме). 5.Причастия образуются от глаголов при помощи суффиксов. Новая информация (которую не запрашивали) 1.Начальная форма причастия – именительный падеж единственного числа мужского рода. 2.Причастия есть не только в русском языке, но и в индоевропейских и других языках. 3.В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи. |
Учитель предлагает дополнить графы «Категория информации» и «Источник информации».
Ответы учащихся по графе «Категория информации»:
-Начальная форма причастия.
-Употребление причастий в русском языке.
Ответы учащихся по графе «Источник информации»:
-Материал параграфа.
-Раздаточный материал учителя.
Вопрос учителя:
-А что бы вы хотели ещё узнать о причастии? Дополните графу «Хочу узнать» своими вопросами.
Ответы учащихся:
-Какие морфологические признаки есть у причастий, не заимствованные у прилагательных и глаголов?
-От всех ли глаголов можно образовать причастия?
-Есть ли среди причастий антонимы и синонимы?
Вопрос учителя:
-Как вы думаете, из каких источников можно получить ответы на интересующие вас вопросы?
Ответы учеников:
-Интернет.
-Учебные пособия.
-Справочники и энциклопедии.
Для подведения итогов урока и закрепления изученного материала учитель предлагает школьникам составить структурно – логические схемы (кластеры) по теме «Причастие».
Учащиеся в парах работают над созданием структурно – логических схем (кластеров), после чего несколько групп представляют свои работы.
Варианты работ школьников:
ВАРИАНТ 1
П РИЧАСТИЕ
От прилагательного: от глагола:
род, число, падеж вид, время, зависимое
ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА слово
ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ
ВАРИАНТ 2
ПРИЧАСТИЕ
Признак по действию Какой? Какая? Какие?
Образовано от глагола
Н.ф.- И.п., ед.ч., м.р. Непостоянные признаки:
род, число, падеж
от прилагательного
ВАРИАНТ 3
ГЛАГОЛ
вид, время, зависимое слово
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Число, падеж,
род (в ед. числе)
Учитель подводит итоги урока, благодарит учеников за работу, оценивает деятельность наиболее активных учащихся.
Домашнее задание:
1.Опираясь на дополнительные вопросы графы «Хочу узнать», подобрать материал о причастии. При выполнении задания использовать дополнительную литературу, Интернет.
2.Подготовить устный рассказ на тему «Причастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
3.Выполнить упражнение №56.
В качестве учебного пособия предлагается использовать учебник русского языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; науч. ред. Н.М.Шанский.
Приложение № 1
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал (а) |
|
|
|
|
|
Категория информация
|
Источник информации
|
Приложение № 2
ПРИЧАСТИЕ
Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Причастие имеет как грамматические признаки глагола, так и признаки прилагательного. Причастие всегда образуется от глагола.
Некоторые ученые считают причастие самостоятельной частью речи, так как оно имеет ряд признаков, не свойственных глаголу.
Как форма глагола, причастия обладают следующими грамматическими признаками (свойствами):
- бывают совершенного вида (сгоревший от глагола сгореть), несовершенного вида (горящий от глагола гореть);
- настоящего времени (засыпающий) и прошедшего времени (засыпавший);
- могут быть возвратными (поднимающийся, поднимавшийся) и невозвратными (побудившая).
Форм будущего времени причастие не имеет.
Как и глаголы, причастия могут иметь зависимые слова.
Исходя из вышеуказанных признаков, мы ясно видим, почему причастия включаются в систему глагольных форм.
Причастие имеет следующие признаки (свойства) прилагательного:
- изменяется по числам (думающий, думающие), падежам (читающий юноша, читающего юноши, читающему юноше), в единственном числе – по родам (говорящий, говорящая, говорящее);
- зависит от существительного, согласуется с ним в падеже, роде и числе (под развевающимся флагом).
Некоторые причастия, как и прилагательные, имеют полную и краткую форму (решённый – решён).
Как и прилагательное, причастие в полной форме в предложении бывает определением (Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья).
Причастие в краткой форме употребляется только в качестве именной части составного сказуемого (Широкая дороженька берёзками обставлена).
Начальная форма причастия – именительный падеж единственного числа мужского рода.
Общие и отличительные признаки причастий и прилагательных
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ |
ПРИЧАСТИЕ |
|
Общие признаки |
||
1.Обозначают признак предмета. 2. Зависят от существительных. 3. Изменяются по родам, числам, падежам. 4. Имеют полную и краткую форму. 5. В полной форме, как правило, являются определениями; в краткой форме -сказуемыми. |
||
Отличительные признаки |
||
1.Обозначает признак предмета по цвету, форме, свойству и т.д. |
1.Обозначает признак предмета по действию. |
|
2.Имеют свойственные суффиксы: -н-, -ин-, -ан-, -ян-, -к-, -ск-, -ческ-, -чив-, -ов-, -ев-, -оват-, -еват-, -еньк-, -ок-, -ив-, -л-, -енн-, -онн- и другие. |
2.Имеют свойственные причастиям суффиксы: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-, -нн-, -енн-, -т-, -вш-, -ш-. |
|
|
3.Имеет настоящее и прошедшее время (будущее отсутствует). |
|
|
4.Имеет совершенный и несовершенный вид. |
|
|
5.Может быть возвратным. |
Употребление причастий
Причастие используется во многих индоевропейских языках, арабском, венгерском, а также во многих эскимосских языках.
В русском языке причастие употребляется преимущественно в книжной речи.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корнилов Алексей Вадимович
→ Alexvk09 30.01.2013 0 9572 1405 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.