Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах"


Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»

«Любите добро ради самого добра»

Тип урока: совместное изучение произведения Н. С. Лескова «Человек на часах»

Цели урока :

Знать: -содержание произведения; -основные понятия «рассказ», «сказ», «долг», «праведник».

Уметь: -анализировать фрагмент текста; - давать характеристику поступкам героев; - вести диалог, аргументировать свою позицию; - составлять развернутый ответ с применением цитаты из текста

- вырабатывать гражданскую позицию у учащихся; - воспитывать чувство долга, ответственности и личной причастности ко всему происходящему.


Ход урока

Вы прочитали рассказ Лескова Н.С. «Человек на часах». Он вам понравился? А что вам понравилось в рассказе? На какого героя вы хотели бы быть похожими? (Всем понравился поступок солдата Постникова то, что он спас человека.)

Учитель предлагает учащимся на обсуждение три ситуации. Класс делится на группы, каждая группа получает задание, ребята совещаются 10-15 минут, составляют план ответа, подбирают цитаты из текста, а затем высказывают свое мнение.

1 ситуация:

Противоречие

Человеческий долг---------------------------------Служебный долг

Часовой солдат Постников, стоя на посту, услыхал крик о помощи. Он может спасти человека, но для этого ему нужно покинуть будку. «Страшно ведь слышать, как другой человек погибает и не оказать этому погибающему помощи, когда к тому есть полная возможность». Но оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которую сейчас же последует военный суд, гонка сквозь строй шпицрутенами, а может быть, даже и расстрел.

Что делать? Как поступает Постников? Прав ли он? Как бы вы поступили на его месте?

2 ситуация:

Противоречие

Благородный поступок --------------------------------Неизбежность наказания

и

Не совершил геройства----------------------------------------------Получил награду

Как это возможно? Почему так случилось? Как поступают Миллер, Свиньин, Кокошкин. Чего они все боятся? Спасают ли они Постникова или хотят сами выйти сухими из воды?


3 ситуация:

Противоречие

Постников наказан------------------Он этим и доволен

«Сердобольный и нервный Постников был «сделан как следует», но его слова: «Много доволен. Благодарю за Отечественную милость»

Почему Постников не протестует, смиренно принимает наказание?

Это один из праведников, смиренников, кем богата земля русская. Он помог другому, пострадав сам. Он осознает свою безгрешность перед Богом, и в этом для него великое счастье.

Почему рассказ назван не « Постников на часах», а именно « Человек» ?

В любой ситуации человек должен оставаться человеком. Если тебя просит ближний, надо протянуть руку помощи, даже если это будет стоить тебе жизни. Сердце повлекло Постникова, он бросился на помощь другому человеку, хотя прекрасно понимал ,что за этим может последовать. Он исполнил свой человеческий долг.

На каких таких часах стоял солдат Постников?

На часах человечности, милосердия.

Перед нами служебная лестница :Постников – инвалидный офицер- Миллер- Свиньин- Кокошкин- владыка. Кто человечнее всех?

Мы видим, что самым человечным оказывается простой солдат.

Что вы можете сказать о Постникове как о человеке, каков его характер?

Русский человек, очень скромный, ему не нужны ни награды, ни поощрения, он не гонится за медалями, он просто исполняет свой долг. Человек- праведник, который живет по нравственным законам добра , своей ответственности за ближнего, живет по закону совести, сердца. Быть праведником очень трудно. Это вопрос истинного выбора : какой дорогой идти!


Полный текст материала Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С. Лескова "Человек на часах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Барон Елена Владимировна  baronelenavl
07.02.2013 0 13004 1096

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК