Слайд 1
Путешествие к созвездию
Морфемика
Дегтярёнок Ольга Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ города Пионерский
Задание №1.
Распределите слова по группам-маршрутам.
Маршрут №1 – слова с падежным окончанием
Маршрут №2 – слова с нулевым окончанием
Маршрут №3 – слова без окончания
Небо, торт, кружево, какао, справа, аллея, дом, вчера, чувство, врач, стол, метро.
Задание №2
Замените развёрнутое понятие одним словом, выделите приставку.
1.Тихая погода, полное отсутствие ветра
2.Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли
3.Сообщение, уведомление о чём – нибудь
4.Тревожное состояние, волнение
5.Промежуток, на время которого прекращается какая-нибудь деятельность
Задание №3
Выпишите слова, в которых в данном тексте были допущены ошибки. Выделите приставки.
На город напали полчища из царства Ниграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков збрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы апстреливали глупостью, парашютисты-десантники спускались на речевых ошибках и сеяли в городе безсмыслицу. Пачернели городские улицы.
Но каждый житель паднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спратали в глубокие каменные убежища. И пиришли в наступление! Вражеский ошибконосец взарвался на мине прилежания, а сосредоточенность прагнала речевые ошибки. Победа!
Задание №4
Распределите слова на четыре группы по значениям суффикса.
Группа I: слова с «ласковыми» суффиксами.
Группа II: слова с суффиксами - «карликами».
Группа III: слова с суффиксами – «профессиями».
Группа IV: слова с суффиксами – «великанами».
Большущий, домик, доченька, реченька, котище, грибок, учитель, сварщик, мамочка, котёнок, писательница, ручища, домище, ручка, печатник, сладенький.
Задание №5
- Выпишите прилагательные, обозначающие положительные качества, образуйте от них существительное с суффиксом –ость.
Смелый, храбрый, решительный, лживый, мелочный, трусливый, хитрый, алчный, болтливый, честный, верный, вежливый, чуткий, справедливый, аккуратный.
Дегтярёнок Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ Г. Пионерский
Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Путешествие к созвездию Морфемика»
Цели:
дать понятие о морфемике как разделе лингвистики, изучающем строение слова;
углубить знания о морфемном составе слова;
помочь учащимся осознать то, что морфемы являются значимыми частями слова;
на материале урока воспитывать чувство взаимовыручки, коллективизма; интерес к русскому языку.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
(предоставление отчёта о путешествии в страну «Фонетика», которую мы недавно посетили)
II. Объяснение нового материала.
1. - А теперь мы отправляемся в новое путешествие – космическое. Мы летим к созвездию Морфемика. Это новые для вас планеты. Но мы не можем сказать, что ничего не знаем об этом созвездии. Что такое морфемика? (Слайд №1)
- Из каких планет состоит это созвездие? Как называется каждая отдельно взятая планета?
- Пока мы с вами обсуждали, наш корабль приблизился к созвездию. А вот и первая звезда – морфема. Она находится на самом краю созвездия, но от этого она не становится менее значимой. Это планета Окончаний. Очень интересные жители на этой планете. Не у каждого найдётся окончание. А у некоторых жителей оно не всегда проявляется. Почему это происходит? (Слайд №2)
- Посмотрите, какое-то столпотворение на остановке. Жители запутались и не знают, в какой автобус им сесть. Давайте поможем жителям попасть на нужный маршрут. (Работа на карточках) (Слайд №3)
Маршрут №1 – слова с падежным окончанием
Маршрут №2 – слова с нулевым окончанием
Маршрут №3 – слова без окончания
Небо, торт, кружево, какао, справа, аллея, дом, вчера, чувство, врач, стол, метро.
(Проверка: слайд №4)
- Но, несмотря на то что эта морфема мала, по ней очень много можно узнать о жителе этой планеты, например, какая это часть речи?
Откройте учебник на странице 146, упражнение № 485.(Выполняется устно)
2.- Пришло время отправиться на другую планету. Смотрите, какая она большая и густонаселённая. Учёные насчитали более 4500 жителей –корней. Корневая планета находится в центре созвездия. Она – главная. Почему?(Слайд №5)
- Здесь должны расти большие деревья из однокоренных слов. Но что это? Вместо больших деревьев мы видим колючие кустарники. Кто-то не очень грамотный посадил рядом однокоренные слова и формы слова. Давайте наведём порядок. Распределим слова в два столбика: однокоренные слова и формы слова:
Звезда, звёздочка, звёздный, межзвёздный, околозвёздный, созвездие, звёзды, звёздами, звезде, звездах.(Слайд №6)
III. Физминутка
- Сыграем с вами в игру «Море волнуется –раз, море волнуется – два, море волнуется – три, фигура «приставка» -замри!» Изобразить все морфемы.
- У нас на Земле есть хорошая традиция – сажать деревья в память о каком-то событии. Давайте и здесь мы вырастим большое дерево из однокоренных слов. Подберите как можно больше слов с корнем –род-.
(родители, родственники, Родина, родиться, роды, уродился, родимый, родной, народ, родня, родинка, родник, родичи, родившийся, родословная)
- Мы очень часто употребляем слово «корень» в своей речи, говоря о чём-то важном, главном. Давайте вспомним устойчивые словосочетания, пословицы, поговорки со словом «корень».(Слайд №7)
- Ничего нет постоянного, всё изменяется с течением времени. Вот и некоторые корни претерпели изменения. Давайте рассмотрим это на примере слова «победитель».
Стр. 147, упражнение № 488.
( победитель – победа – заимствовано из старославянского языка. Производное от общеславянского pobediti –«победить», префиксальное образование от běditi "убеждать" (от běda, см. беда). Победа буквально — "убеждение (силой)". В др.-рус. яз. имело кроме соврем. и противоположное значение «поражение» (Слайд №8)
3. - С Корневой планетой мы ещё будем иметь возможность познакомиться ближе. А сейчас на очереди планета Приставок.(Слайд №9) На ней проживает около ста жителей. Само название планеты подсказывает нам, что это за морфема – приставка. Запишите это слово, выделите морфемы. Сделайте вывод.
- А для чего она служит?
- Замените развёрнутое понятие одним словом, выделите приставку.
1.Тихая погода, полное отсутствие ветра ( безветрие)
2.Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли (всходы)
3.Сообщение, уведомление о чём –нибудь (извещение)
4.Тревожное состояние, волнение (беспокойство)
5.Промежуток, на время которого прекращается какая-нибудь деятельность (перерыв)
- Но что это за сообщение мы получили? Кажется, на планете Приставок случилась беда. Давайте поможем жителям планеты. (Слайд№10)
Исправьте ошибки.
На город напали полчища из царства Ниграмотности. Лётчики со своих бомбардировщиков збрасывали на город орфографические ошибки, артиллеристы апстреливали глупостью, парашютисты-десантники спускались на речевых ошибках и сеяли в городе безсмыслицу. Пачернели городские улицы.
Но каждый житель паднялся на защиту родного города. Два самых драгоценных сокровища, речь и мысль, жители спратали в глубокие каменные убежища. И пиришли в наступление! Вражеский ошибконосец взарвался на мине прилежания, а сосредоточенность прагнала речевые ошибки. Победа!
4. - Порядок восстановлен. Мы можем отправляться на планету Суффиксальную. Какая же она пёстрая! Какое разнообразие суффиксов! Их около пятисот проживает на этой планете.(Слайд №11)
- Что из себя представляют жители этой планеты? Что такое суффикс?
- Часто суффиксы вносят в слово дополнительное значение. Это значение содержит положительную или отрицательную оценку. Учёные называют эту способность слова содержать оценку эмоциональной окраской слова.
-Распределите слова на четыре группы по значениям суффикса.(Слайд №12)
Группа I: слова с «ласковыми» суффиксами.
Группа II: слова с суффиксами - «карликами».
Группа III: слова с суффиксами – «профессиями».
Группа IV: слова с суффиксами – «великанами».
Большущий, домик, доченька, реченька, котище, грибок, учитель, сварщик, мамочка, котёнок, писательница, ручища, домище, ручка, печатник, сладенький.
- Каждый покоритель космоса должен иметь определённые качества характера. Выпишите прилагательные, обозначающие эти качества, образуйте от них существительное с суффиксом –ость.
Смелый, храбрый, решительный, лживый, мелочный, трусливый, хитрый, алчный, болтливый, честный, верный, вежливый, чуткий, справедливый, аккуратный.
- Мы только начали сегодня знакомство с замечательным созвездием Морфемика. На каких планетах мы побывали? Что интересного вы сегодня узнали? Продолжим на следующих уроках.
Д/з. Написать сочинение на тему «Почему маятник так называется?»
Автор: Дегтярёнок Ольга Николаевна
→ Olushka65 08.02.2013 1 7815 1506 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.