Урок литературы "Урок-пресс-конференция по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"; 10 класс
Дьячкова Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Новоигирменская СОШ № 3»
Иркутская область
УРОК-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
(10 класс)
Действующие лица:
журналист, литературный критик, Ф. М. Достоевский, Родион Раскольников, Соня Мармеладова.
Цель урока:
- обобщить и углубить знания учащихся об особенностях критического реализма в России 60-70 гг.;
- показать, что Ф. М. Достоевский - «человек, который воплотил в своей душе память о всех... муках людских и отразил эту страшную память» в романе, а роман - это картина истории русского общества, в котором правит капиталистический строй – грязный, дикий, убивающий в людях всё человеческое;
- развитие речи учащихся, навыков литературного анализа.
ХОД УРОКА:
I . Слово учителя.
Ф. М. Достоевский поразил своих современников открытием буржуазного общества, тёмных углов большого города, мрачную жизнь их обитателей, «бедных людей». Писатель рано понял, что никакое, даже самое совершенное произведение не способно вместить драму современной жизни. Он посвятил ей все свое творчество.
Представим, что у нас на уроке присутствует писатель Ф. М. Достоевский, его современник, некоторые из его литературных героев, литературный критик. Они расскажут нам о себе.
II. Работа по теме урока:
Вопрос журналиста современнику:
Что было характерно, на Ваш взгляд, для эпохи, в которой Вы жили? Современник: То, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории 2-ой половины 19 века. Напоминаю, что было характерно для этого периода: 60-е гг. 19 в. ознаменовались подъемом революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширялась сеть тайных революционных кружков.
Происходит «быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» России», и как следствие этого — неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс. Об этом периоде, если позволите процитировать, уважаемый Фёдор Михайлович, Вы сказали так: «...теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях... в убеждениях... в разложении семейного начала... Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла». В романах мы находим множество указаний на зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества.
С ужасом Достоевский убеждался, что на Россию надвигается капитализм - «бес национального богатства», несущий вражду, хаос, Лужиных и Свидригайловых.
Я утверждаю, что это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории. Капитализм вместо ожидаемого равенства, братства и свободы принес распад и деградацию моральных принципов. Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы, утверждая, что любые проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.
Вопрос Ф. М. Достоевскому:
Вы задумали произведение о современном обществе, но не казалась ли Вам эта задача чрезмерно трудной?
Ф. М. Достоевский:
Да, в одном романе сказать все о своем времени невозможно. Но я задумал создать несколько произведений, объединив их общей темой «бедных людей».
Вопрос:
Я представляю журнал «Русский вестник». С какого произведения посоветуете начинать знакомство с Вашими героями, Вашим творчеством?
Ф. М. Достоевский:
С повести «Бедные люди». Повесть эта вводит в мир моих героев. Перед вами возникнут образы униженных людей, которые даже несчастными не осмеливаются себя признать: Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Это духовно лучшие люди. Духовную жизнь, высокую культуру чувств, доброту «маленького человека», я считаю, необходимо показывать изнутри. Именно здесь я изобразил драму современной жизни.
А вот «Преступление и наказание» — первый в ряду моих пяти крупных романов («Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»).
Главного героя этого произведения отличает желание как-то изменить существующее положение дел. Мне хотелось обнажить в «Преступлении и наказании» опасность для человечества индивидуалистического сознания, стремящегося утвердить себя. Огромный трагизм романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи «сверхчеловека», воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, сочувствие «униженным и оскорбленным», надеюсь, позволяют считать «Преступление и наказание» реалистическим романом.
Родион Раскольников:
Я написал статью «О преступлении». Мы считаем преступников людьми больными. Но всё же я верил, что все люди по природе своей делятся на два разряда – «низших», «обыкновенных» и «высших», «необыкновенных». Так вот люди необыкновенные имеют дар, талант сказать новое слово. К ним, без сомнения, относил Наполеона. Но такие люди – разрушители. Они имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести», преступают закон. Это сильные люди. А кто я - вошь или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?
Я мечтал проверить себя. Эта мысль навязчиво преследовала меня. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Но ведь власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Я пролил человеческую кровь… Значит, право имею?! Гордиться нужно! Попытался помочь униженным и оскорблённым…
Но все сложилась иначе. Я оказался слабее собственной теории: сумел лишь убить, а дальнейшего не вынес. Сознаю, что идея антигуманна. Она тяжким грузом придавила моё сердце, мою совесть… Только на каторге, где даже преступники не принимают и осуждают меня, я понял: нужно самому восстанавливать разорванную мной связь. Только сердцем исправляются ошибки высокомерного разума.
Вопрос литературному критику:
С каких точек зрения изображает трагедию Раскольникова писатель?
Литературный критик:
Думаю, что взгляд писателя обращен к двум сторонам жизни: общечеловеческой и социальной. Его герой испытывает истинную любовь к людям и одновременно презирает их. Но для Достоевского трагедия Раскольникова имеет более глубокие корни. Герой живет в страшное время становления буржуазной морали, буржуазной нравственности. С тех пор, как идея овладела его разумом, он не только раскаяния не испытывает, но всё больше верит в свою теорию, принимает наказание за преступление, которого, по его мнению, не совершил. Но сердце, но душа, но непонятный ему нравственный инстинкт…
Борьба совести и разума – в этом душевная драма героя. Он ясно чувствовал, что он не Наполеон… Совесть, натура сильнее теории.
Вопрос Раскольникову:
В чем же был смысл Вашей жизни?
Родион Раскольников: Я хотел иметь свободу и власть, а главное власть. Моя теория, казалось, обеспечивала это.
Вопрос:
Но ведь не помогла вам теория? Разве она дала любовь, привязанность, благодарность?
Родион Раскольников:
Я хотел логически обосновать, рационализировать нечто, по существу своему не допускающее такое логическое обоснование.
Есть один закон – закон нравственный. Только этот закон даст и любовь, и привязанность.
Вопрос писателю:
Какую цель преследовали Вы, когда обратились к истории преступления и наказания?
Ф. М. Достоевский:
В образе Раскольникова я казнил отрицание святости человеческой личности и всем романом показываю, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны. Можно кратко сформулировать идею моего романа словами библейской заповеди: «Не убий». Тому пример – жизнь Сони Мармеладовой.
Соня Мармеладова:
Однажды в мою комнату пришёл Родион Романович и сказал мне странное: «Мы вместе прокляты... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою(это всё равно!) Я сразу и не нашлась, что сказать… Я не убивала себя… А то, что… продавать… Так на что же детей с Катериной Ивановной накормили бы?… Да и батюшка страдал… Как же в стороне стоять? А я не больна, так и помогала… Что до страдания… так Бог терпел ведь…
Вопрос Ф.М. Достоевскому:
Кого из героев романа Вы считаете главным и почему?
Достоевский:
Все в романе обращено к Раскольникову, все персонажи и встречи помогают ему пройти череду испытаний, сломить свою гордыню и, встав на площади на колени и земно поклонившись, покаяться перед людьми в своем преступлении, пролитии человеческой крови. Ведь сам он говорит: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».
Я уверен, что люди в России и мире страшно переболеют идеологией, что будет потеряно понимание добра и зла, изгнан нравственный закон. Но Раскольников с помощью Сони понимает, что для разуверившегося, преступного человека главное — это личное восхождение к Храму, восстановление оборванных связей, обретение высокой цели в жизни, возвращение в мир людей.
Что выработается, что спасет и возродит упрямого «идейного» преступника — пока неясно, живая жизнь сильна и богата, она сама разрешит все больные вопросы. Покаяние и прозрение убийцы — тяжелое и долгое. Но он на единственно верном пути, среди живых людей и подлинных чувств, ибо любое жизнеспособное общество не может coстоять из падших, «подпольных» людей и «живых трупов». И потому роман о преступлении и наказания Родиона Раскольникова завершаю открытым финалом: духовно выздоравливающий герой в каторжных кандалах смотрит с высокого берега сибирской реки в необозримую вечную степь, где звучит вольная песня и живут другие, свободные люди. Жизнь для него не кончилась, она продолжается, зовя падшую душу к возрождению.
III. Заключительное слово учителя.
Разговор должен помочь нам найти «нашего Достоевского», не ослабляя критики тех его исканий, которые мы не можем принять.
С благодарностью чтит Достоевского все прогрессивное человечество за проникновенно рассказанную правду о страшном капиталистическом мире, об уродующих человека, оскверняющих его бесчеловечных силах антагонистического общества, о бесчеловечной буржуазной морали, пагубности буржуазного эгоизма. В лице Достоевского, по словам Горького, явился «человек, который воплотил в своей душе память о всех... муках людских и отразил эту страшную память». Мы чтим писателя за его гуманистический протест против человеческих страданий, угнетенных, задавленных жизнью, униженных господствующими классами, за жажду справедливости и мира для всех людей.
Достоевский поднимает в своих романах проблемы, решение которых встало с настоятельной необходимостью перед человечеством XXI века.
IV. Домашнее задание. Написать отзыв о прошедшем уроке.
Использованная литература:
1. Белов С. В. «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Книга для учителя. Под редакцией Д. С. Лихачёва»
М.: «Просвещение», 1985
2. Касаткина Т. А. «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Критика и комментарии»
М.: Олимп, 1999
3. Сахаров В. И., Зинин С. А. «Литература XIX века. 10 класс»
М.: «Русское слово», 2005
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дьячкова Оксана Николаевна
→ 34_olga 21.02.2013 3 7723 979 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.