2
|
Проверка
домашнего задания.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
уметь находить в тексте односоставные
предложения, определять их вид.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
: проверить
умение учащихся находить в тексте
разные виды односоставных предложений.
Методы
организации урока: закрепление
изученного материала: беседа.
Метод
стимулирования:
похвала.
|
Начнём
мы наш сегодняшний урок с проверки
домашнего задания. Что было задано на
дом?
-
Выписать из комедии Н. В. Гоголя
«Ревизор» односоставные предложения.
Примерные
ответы детей: Посмотри (2л., ед. ч.) там
в картузе – табаку нет? (О-л и б-л) Чего
изволите(2л., мн. ч.)? На, прими (2л., ед.
ч.) это. (О-л) А, опять валялся(прош. вр.)
на кровати? (Н-л) Там скажи (2л., ед. ч.),
чтобы мне дали (прощ.вр., мн. ч.) пообедать.
(О-л и н-л) Да зачем же бы мне валяться(н.
ф. гл.)? (Б-л) Да где ж ему быть(н. ф. гл.),
табаку? (Б-л) Вот ещё вздор. (Наз) Такое
грубое животное. (Наз)
|
3
а)
б)
в)
|
Изучение
учебного материала.
Постановка
учебной задачи.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
находить назывные предложения, отличать
их от других видов односоставных
предложений и от предложений
двусоставных.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
чётко определить задачи урока, стоящие
перед классом, мотивировать ребят на
работу.
Методы:
беседа.
Актуализация
опорных знаний.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
вспомнить всё, что они знают об
односоставных предложениях, уметь
приводить примеры разных видов
односоставных предложений.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
повторить сведения об односоставных
предложениях без помощи учителя, учит
ребят самостоятельности.
Методы:
презентация при устном изложении
материала, активизация познавательной
деятельности учащихся, беседа.
Открытие
новых знаний.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
научиться
находить назывные предложения, отличать
их от других односоставных предложений,
отличать
назывные предложения от двусоставных,
определять роль назывных предложений
в художественной речи.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
дать понятие назывного предложения;
формировать умения: находить назывные
предложения, определять сферу их
употребления, пользоваться в описании
для обозначения места и времени.
Методы:
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, изложения и
объяснения нового материала, работа
с учебником.
|
Ребята,
мы с вами изучили все виды односоставных
предложений?
-
Нет, остались назывные.
Действительно,
тема нашего урока «Назывные предложения».
Давайте
чётко определим, что мы должны сделать
на сегодняшнем уроке.
-
Находить назывные предложения.
-
Отличать их от других видов односоставных
предложений и от предложений
двусоставных.
Молодцы,
ребята, всё правильно. Зачем нужно всё
это знать, где вам пригодятся эти
знания?
-
В контрольной работе, диктантах, на
ЕГЭ, в умении видеть структуру
предложения, чтобы быть грамотным
человеком.
А
быть грамотным – это актуально сегодня,
модно?
Начнём
изучение нового материала с повторения
пройденного. Мы с
Балябиной
Сашей приготовили презентацию об
односоставных предложениях. Давайте
посмотрим и вспомним всё, что мы знаем
по этой теме.
(В
ходе презентации ученица задаёт
одноклассникам вопросы:
-
Какие предложения называются
односоставными, чем они отличаются
от двусоставных?
-
Какие виды односоставных предложений
вы знаете?
-
Какие предложения мы называем
определённо-личными, неопределённо-личными,
безличными? Приведите примеры.
-
Что вы знаете о назывных предложениях?)
На
экран проецируется стихотворение А.
А. Фета «Шёпот, робкое дыхание…».
(Слайд № 1) Учащиеся выразительно его
читают.
Ребята,
вы заметили, в чём особенность этого
стихотворения?
-
В нём нет ни одного глагола.
Назовите
грамматическую основу этого предложения.
Это двусоставное или односоставное
предложение? Чем выражен главный член
предложения?
Появление
этого
стихотворения
вызвало неоднозначную реакцию
читателей. Почему?
Одни читатели восхищались, удивлялись
тому, как можно без глаголов так
изобразить красоту мира. Л.Толстой
восторженно отмечал: «В
нем нет ни одного глагола, каждое
выражение - картина». Другие
усматривали в этой безглагольности
посягательства на законы поэтики.
А.Фет часто использует этот прием.
Запись
под диктовку предложений из стихотворений
Фета:
Тихая,
звёздная ночь. Сновиденье. Пробуждение.
Тает мгла. Сны и тени, сновиденья. Что
за вечер! Какая ночь!
Назовите
грамматические основы предложений.
Итак,
перед нами назывные предложения.
Попробуйте дать им определение.
Правильно,
ребята, назывные предложения – это
такие односоставные предложения,
которые имеют один главный член –
подлежащее. Они сообщают о том, что
какое-нибудь явление или предмет
существует (имеется) в настоящем. С
частицами вот и вон назывные предложения
приобретают указательное значение.
(«Вот парадный подъезд» Н. А. Некрасов).
Чаще
всего подлежащее в таких предложениях
выражается существительным и
количественно-именным словосочетанием
(Пять минут десятого).
Как
вы думаете, где назывные предложения
чаще всего употребляются?
-
В художественной литературе.
Верно,
назывные предложения употребляются
преимущественно в художественной
литературе (поэзии и прозе), в газетных
и журнальных статьях. С их помощью
писатели и журналисты обычно в начале
своих произведений очень лаконично
и точно рисуют место и время действия,
пейзаж, обстановку, например у А. Блока:
«Ночь,
улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный
и тусклый свет…»
(отрывки
из нескольких произведений спроецированы
на экран). (Слайд №2)
Назывные
предложения могут быть распространенными
и нераспространенными. Приведите мне
примеры таких предложений. Распространить
назывные предложения могут только
определения (согласованные и
несогласованные). Перед вами ещё один
отрывок из стихотворения А. Фета:
Бриллианты
в лунном свете,
Бриллианты
в небесах,
Бриллианты
на деревьях,
Бриллианты
на снегах. (Слайд №3)
В
предложении есть второстепенные члены
– обстоятельства места (где?). Значит,
это неполные односоставные предложения
с опущенным сказуемым (о таких
предложениях мы будем говорить на
следующем уроке), а в односоставных
назывных предложениях может быть
только определение, не забывайте об
этом.
Чтение
определения назывных предложений в
учебнике (стр. 106).
|
5
|
Закрепление.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
объяснить
орфограммы и знаки препинания,
определить вид односоставных
предложений, подчеркнув грамматические
основы.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
закрепить умение находить назывные
предложения и другие виды односоставных
предложений, совершенствовать
орфографические и пунктуационные
навыки учащихся.
Метод:
практический.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
правильно определить вид односоставных
предложений.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
учить ребят на слух определять вид
односоставных предложений.
Методы
проверки и оценки знаний, умений и
навыков обучающихся.
|
1.
Объяснительный диктант.
Какие
задачи стоят перед нами?
-
Объяснить орфограммы и знаки препинания,
определить вид односоставных
предложений, подчеркнув грамматические
основы.
(Отрывок
из статьи К. Г. Паустовского).
Мещёра
(Наз).
Я навсегда и всем сердцем привязался
к Средней России (Д/с).
Величину этой любви трудно измерить
(Б/л).
Любишь каждую травинку, поникшую от
росы или согретую солнцем, каждую
кружку воды из лесного колодца, каждое
деревце над озером, трепещущее в
безветрии листьями, каждый крик петуха
и каждое облако, плывущее по бледному
и высокому небу (О/л).
Построить схему последнего предложения.
(О,О,О,О и О)
Можно
назвать записанное нами текстом?
Почему?
-
Да, предложения связаны по смыслу, у
них общая тема и основная мысль.
Какова
тема этого текста?
-
Любовь к Родине.
Тип
текста?
-
Рассуждение.
Стиль
текста?
-
Публицистический.
Почему?
-
Паустовский учит нас видеть красоту
родной природы, всего того, что нас
окружает.
2.
Буквенный диктант.
Что
нам предстоит сделать?
-
Определить тип предложения и сокращённо
написать под цифрой читаемого учителем
предложения.
1__2__3__4__5__6__7__8__9__10
н
д/с н/л о/л д/с о/л н/л б/л н б/л
1.
Бабье лето.
2.Горит
восток зарёю новой.
3.
Зал украсили цветами.
4.
Работаем не покладая рук.
5.
Поёт зима, аукает.
6.
Положи книгу на полку.
7.
Вечерами нам рассказывают сказки.
8.
Нет предела совершенству.
9.
Утренняя свежесть.
10.
С вечера всё спится.
Учащиеся
называют номера разных видов
односоставных предложений и предложений
двусоставных.
На
какие предложения нужно обратить
внимание?
|
7
|
Подведение
итогов урока.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
осознание учащимися выполнения своей
учебной задачи.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
подвести итог работы на уроке,
определить, что нового узнали, чему
научились на уроке.
Методы:
беседа.
|
Итак,
урок подошел к завершению.
Что
нового вы узнали сегодня на уроке?
Решили
мы задачи, поставленные перед собой
в начале урока?
-
Мы рассмотрели назывные предложения
как односоставные предложения с одним
главным членом подлежащим, научились
находить назывные предложения,
отличать
их от других видов односоставных
предложений и от предложений
двусоставных.
Для
чего нужны назывные предложения и где
они чаще всего употребляются?
-
Назывные предложения употребляются
преимущественно в художественной
литературе и с их помощью писатели и
журналисты обычно в начале своих
произведений очень лаконично и точно
рисуют место и время действия, пейзаж,
обстановку.
|
9
|
Самостоятельная
работа.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
проверить
свои знания по теме, выявить свои
слабые места, чтобы дома целенаправленно
готовиться к контрольным работам.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
проверить знания, умения, навыки
учащихся по теме «Односоставные
предложения».
Метод
тестирования.
Цель,
которая должна быть достигнута
учащимися:
уметь видеть структуру предложения,
выполнять
задания творческого характера.
Цель,
которую учитель хочет достичь на
данном этапе:
развивать речь учащихся, формировать
умение составлять и использовать
назывные предложения в собственной
речи.
|
Тест.
Работая
над тестом, вы проверите свои знания
по теме, выявите свои слабые места,
чтобы дома целенаправленно готовиться
к контрольным работам.
Тест
по теме «Односоставные предложения»:
I.
Найдите определенно-личное
предложение.
А.
С давно забытым упоеньем смотрю на
милые черты. (Ф. Тютчев.)
Б.
Про победу Великого года будут петь
в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)
В.
На пригорке то сыро, то жарко. (А.
Фет.)
Г.
Бумагу для обертывания книг берут
прочную.
Д.
По ниве прохожу я узкою межой, поросшей
кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков.)
2. Найдите
неопределенно-личное предложение.
A.
Уж красавицы весны колесница золотая
мчится с горной вышины. (А. Майков.)
Б.
Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А.
Майков.)
B.
Нигде жилья не видно на просторе. (А.
Фет.)
Г. Со скрипом опустили трап.
(Л. Толстой.)
Д.
Еду-еду в чистом поле. (А. Пушкин.)
3. Найдите
безличное предложение.
A.
Ведут ко мне коня. (А. Пушкин.)
Б. Не
спится, няня. (А. Пушкин.)
B.
Отворите мне темницу, дайте мне сиянье
дня. (А. Пушкин.)
Г. Люблю тебя, моя
Россия, за ясный свет твоих очей. (С.
Васильев.)
Д.
Кому-то принесли от мастера ларец.
(И. Крылов.)
4.___Найдите
назывное предложение.
А.
Необъятные морские просторы, зовущие
людей в странствие по волнам.
Б.
Какой сегодня хороший день!
В.
Веет с поля ночная прохлада.
Г.
Хорошо в зимнем лесу!
Д.
Приветствую тебя, пустынный уголок!
5___Найдите
двусоставное предложение.
А.
Тротуары заливают асфальтом.
Б.
Газеты приносят утром.
В.
Под музыку осеннего дождя иду во
тьме.
Г.
Мужайся, сердце, до конца.
Д.
Весна берет свои права.
Ключ:
1А, 2Г, 3Б, 4А, 5Д
Творческая
работа.
Сильным
учащимся, которые раньше других
закончат работу с тестом, на доске
написаны схемы, по которым они в тетради
составляют предложения на тему «Зимний
день»:
[назывное
], и [безличное]
[безличное],
[двусоставное]
[назывное],
и [двусоставное]
[опред.-личное],
и [двусоставное]
|