Урок русского языка "Имя числительное как часть речи"; 6 класс
Львова Лариса Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 3
Левокумского района
Ставропольского края
Открытый урок в 6 классе
Тема: «Имя числительное как часть речи»
Программа: «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова
Учебник: «Русский язык 6 класс» авторы: М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др.
Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ
Цели:
познакомить учащихся с именем числительным как частью речи; научить отличать имя числительное от других частей речи;
совершенствовать понимающие и общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;
воспитывать экологически грамотное отношение к своему здоровью.
Методы: проблемный, частично-поисковый
Оборудование урока: использование ИКТ, раздаточный дидактический материал
(Урок с презентацией, каждый этап урока сопровождается слайдами)
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня я в вашем классе проведу открытый урок. Зовут меня Лариса Николаевна. Я надеюсь, мы найдём с вами взаимопонимание, и урок пройдёт успешно, с пользой для вас.
Эпиграфом к уроку станут слова немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».
Эти слова я выбрала не случайно. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни – это проблема государственного масштаба. Каждый человек должен находиться в гармонии с собой и окружающим миром, а поэтому мы должны экологически грамотно относиться к своему здоровью. Изучаемую тему мы рассмотрим на материале, посвящённом ЗОЖ. Для начала давайте постараемся в течение всего урока следить за своей осанкой.
Актуализация знаний учащихся
А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание.
- Прочитайте пословицы, проверьте, все ли слова пословиц вам понятны. Объясните в парах смысл каждой из них и на класс представьте своё понимание. (я читаю)
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Лук семь недугов лечит.
( ребята объясняют значение пословиц)
3. Определение темы и целей урока
- Ещё раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (Сто, первой, семь)
- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)
- Правильно, ребята. Тема сегодняшнего урока «Имя числительное как часть речи». Это первая тема в разделе «Имя числительное». На уроке вы познакомитесь с именем числительным как частью речи; научитесь отличать имя числительное от других частей речи;
Будете совершенствовать понимающие и общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность;
а также, я постараюсь воспитать у вас экологически грамотное отношение к своему здоровью.
- Запишите в тетрадях дату «Девятнадцатое января», «Классная работа» и тему урока «Имя числительное как часть речи» (дату записать заранее)
Работа над новым материалом
- Давайте продолжим работу с пословицами. Запишите пословицы, объясните в них встретившиеся орфограммы.
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Лук семь недугов лечит.
- Какие из числительных обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)
- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)
Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые
Имена числительные
количественные порядковые
- Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в пословицах.
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Лук семь недугов лечит.
- Поработаем по учебнику( учебник стр. 139, чтение правила)
- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)
5. Физминутка
- Проверим вашу внимательность и укрепим здоровье зарядкой
Если я назову существительное, вы хлопаете в ладоши, если прилагательное – прыжок, если глагол – руки в стороны, числительное – руки вверх.
Спортсмен, гимнастический, пятый, гигиена, девять, состязаться, двадцать четвёртый, здоровый, закаляться.
- Спасибо, садитесь. Какой темой были объединены почти все слова разминки? (ЗОЖ)
6. Тренировочные упражнения
А) «Цифры говорят» (разграничение количественных и порядковых числительных)
- А вы знаете, что цифры умеют говорить?
- Прослушайте текст
Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.
По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек.
- А как вы считаете, что важно для поддержания здорового образа жизни?
- Выпишите встретившиеся числительные в два столбика ( количественные и порядковые)
1 вариант 2 вариант
количественные (сколько?) порядковые (какой?)
сто третий
двадцать второй
двадцать
десять первую
пятьдесят
Проверка!
Б) Исследование в парах по рядам
- Проведём небольшое исследование
- Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Два Три Пять
Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.
Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.
Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.
- Какие же части речи могут выражать числовое значение?
- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
- В этом мы сейчас потренируемся.
В) Заполнение таблицы
- Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?
Имя числительное |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Наречие |
|
|
|
|
Четвероклассник, четырёхлетнее, четверо, четвероногий, четыре, четверня, четвёртый, четырежды.
- Проверим выполненную работу. (сверяют)
Имя числительное |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Наречие |
Четверо Четыре четвёртый |
Четвероклассник четверня |
Четырёхлетнее четвероногий |
четырежды |
7. Самостоятельная работа (тест)
- Тест предлагает вам 5 заданий, в каждом по 4 варианта ответов, вам необходимо обвести кружочком правильный ответ.
1. Укажите верное утверждение
А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счёте.
Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.
В) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте.
Г) ) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
2. Каким членом предложения может быть числительное?
А) подлежащим и сказуемым
Б) второстепенным членом предложения
В) обстоятельством и дополнением
Г) разным членом предложения
3. В каком предложении из произведений С. Маршака употреблено порядковое числительное?
А) Да послышался вдали выстрел из двустволки.
Б) Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день.
В) Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз.
Г) На столе он строит башни, строит город в пять минут.
4. Укажите строчку, в которой только количественные числительные.
А) шестьсот, сорок два, три
Б) второй, двадцать два, девять
В) пятый, шестого, сороковой
Г) сто, пятнадцать, пятидесятый
5. Укажите строчку, где записаны только числительные
А) семилетний, шестиструнный, удвоить
Б) первый, восемь, тридцать
В) шестиклассник, пятеро, семёрка
Г) десять, двадцать три, трижды
- Произведём самопроверку, исправьте ошибки, если они есть, поставьте отметку: если ошибок нет – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», если ошибок больше не ставьте себе ничего, вам нужно ещё потренироваться.
8. Творческая работа «Секреты здоровья»
- Весь урок мы с вами говорили о том, что же необходимо, чтобы сохранить здоровье. Сейчас мы откроем секреты нашего здоровья.
- Из данного списка выберите номера высказываний, которые относятся к правилам здорового образа жизни, и прочитайте их как порядковые числительные.
1. Соблюдение правил гигиены.
2. Неумеренный приём пищи.
3. Чтение при плохом освещении.
4. Разумное сочетание труда и отдыха.
5. Малоподвижный образ жизни.
6. Длительная работа на компьютере.
7. Правильное питание.
8. Занятия физкультурой и спортом.
9. Вредные привычки.
10. Гармония с собой и окружающим миром.
Проверка:
1. Соблюдение правил гигиены.
2. Неумеренный приём пищи.
3. Чтение при плохом освещении.
4. Разумное сочетание труда и отдыха.
5. Малоподвижный образ жизни.
6. Длительная работа на компьютере.
7. Правильное питание.
8. Занятия физкультурой и спортом.
9. Вредные привычки.
10. Гармония с собой и окружающим миром.
Первый, четвёртый, седьмой, восьмой, десятый.
9. Домашнее задание
- Запишите домашнее задание
10. Итог урока
Мы открыли пять секретов,
Как здоровье сохранить.
Выполняя все секреты,
Без болезней будем жить.
- На память о нашем уроке мне хотелось бы подарить вам эти секреты здоровья, пусть они висят на стене в вашем кабинете и напоминают о том, что «Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться самостоятельно» (И.Брехман). Я желаю, чтобы вы все достигли этой вершины. А чтобы заботиться о здоровье вы начали уже сейчас, получайте в подарок эти замечательные фрукты – кладезь витаминов.
Спасибо за урок!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Львова Лариса Николаевна
→ Ларусичка 14.03.2013 0 6645 1039 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.