Литературная
викторина по биографии и творчеству
Л.Н.Андреева (рассказ «Кусака») 7 класс
Учитель
русского языка и литературы
МБОУ
СОШ №8 г.Мытищи Сорокина Е.П.
Для
участия в игре класс необходимо разделить
на несколько команд, которые придумывают
соответствующие теме названия. За каждый
правильный ответ команда получает 1
балл.
Оборудование:
мультимедийная система, чистые листы
бумаги, карандаши, ручки, конверты с
конкурсными заданиями.
Ход
игры.
Команды
рассаживаются по своим местам. /звучит
мелодия/
Вступительное
слово учителя. /слайд 1/
Имя
Леонида Андреева – новое для нас.
М.Горький говорил о нем, что это художник
редкой оригинальности, редкого таланта.
Л.Н.Андреев вписал в историю русской
литературы одну из самых ярких,
удивительных и своеобразных страниц.
Творчество его, глубоко гуманное в своей
основе, проникнутое бунтарским духом,
полное кричащих диссонансов, непримиримых
социально-философских разноречий, очень
точно выражает личность самого писателя
с присущими ему порывами беспокойной
мысли, колебаниями, мучительной жаждой
истины и отрицания окружающей
действительности, которая казалась ему
сплошной цепью разочарований и страданий.
Вот почему многие его произведения
посвящены слабым и обездоленным,
униженным и несчастным, в защиту которых
выступает писатель. Во многих произведениях
отразились воспоминания детства и
юности.
Образ
четвероного друга в литературе создали
и другие писатели. Давайте вспомним и
назовем авторов и названия произведений.
/А.П.Чехов «Каштанка», А.И,Куприн «Белый
пудель», Г.Н.Троепольский «Белый Бим
Черное ухо»/ Как изображена собака в
этих произведениях? /собака как верный,
добрый, ласковый друг человека, надежный
защитник/
Кроме
того, животное радуется, тоскует,
переживает, собака словно очеловечена.
Не является в этом отношении исключением
и героиня рассказа Л.Н.Андреева «Кусака».
Об основной идее рассказа писатель
говорил: «В
рассказе «Кусака» героем является
собака, ибо все живое имеет одну и ту же
душу, все живое страдает одними и теми
же страданиями и в великом безличии и
равенстве сливается воедино перед
грозными силами жизни». /слады
2,3/
Команды
в течение 2-3 минут придумывают название.
1
часть
Вопросы
по биографии и личности писателя /слайды
4-9/
1)Когда
и где родился Леонид Николаевич Андреев?
/примерный
ответ. Он родился 9 (21) августа 1871 года в
городе Орле в семье орловского мещанина,
частного землемера./
2)В
каком учебном заведении учился Л.Андреев?
/в
1882 году он был зачислен в Орловскую
классическую гимназию, который окончил
в 1891 году/
3)В
каком университете писатель получил
высшее образование?
/сначала
он учился на юридическом факультете
Петербургского университета, но через
два года за неимением средств был
отчислен и продолжил образование на
2-ом курсе юридического факультета
Московского университета/
4)Кем
служил писатель после получения диплома?
/помощником
присяжного поверенного/
5)Чем
он предпочитал заниматься вместо
адвокатской деятельности?
/предпочитал
репортерскую работу; писал в московские
газеты под рубрикой «Из зала суда»;
публиковал фельетоны/
6)В
какой газете состоялся дебют Л.Н.Андреева?
/в
ежедневной общественно-политической
и литературной газете «Курьер» был
опубликован и подписан подлинным именем
рассказ «Бергамот и Гараська»/
7)Как
писатель оказался в Финляндии?
/Л.Андреев
приветствовал Февральскую революцию,
но разочаровался в большевистском
режиме, уехал из Петрограда в Финляндию
и там скончался от сердечного приступа
в 1919 году/
8)В
какое время суток Л.Андреев писал свои
рассказы? Как он создавал свои литературные
шедевры?
/писал
почти всегда ночью; он не просто писал
свои произведения, он был охвачен ими
как пожаром, отдавался писанию до полного
истощения. Но, окончив произведение, он
становился к нему странно равнодушен/
Часть
2
Вопросы
по рассказу «КУСАКА» /слайд
10/
1)Как
начинается рассказ «Кусака»? /со
слов: «Она никому не принадлежала»/
2)Почему
писатель не дает ей никакой клички, а
постоянно называет ее ОНА? /таким
образом писатель подчеркивает безличие
собаки, ее ненужность/
3)Как
жила собака? /
«В одиночестве копила страх и злобу»/
4)Кто
однажды решил пожалеть и приласкать
собаку? /пропойца-мужик/
5)Что
вспомнил мужик, когда собака маленькими
шажками приближалась к нему? /он
вспомнил все обиды, нанесенные ему
добрыми людьми, почувствовал скуку и
тупую злобу и, когда Жучка легла перед
ним на спину, с размаху ткнул ее в бок
носком тяжелого сапога/
6)Как
поступок пропойцы-мужика повлияла на
дальнейшую судьбу собаки?
/
«С тех пор собака не доверяла людям»/
7)Какое
основное чувство владело собакой в этот
период жизни? /Злоба/
8)Как
изменилась жизнь собаки с наступлением
весны?
/на
дачу, где жила собака, приехали дачники/
9)как
встретила собака новых жильцов дачи?
/она
подкралась к девочке в коричневом
форменном платье, яростно вцепилась
зубами в раздувшийся подол платья,
рванула и беззвучно скрылась в кустах/
10)Как
дачники назвали собаку, как они привыкали
к собаке? /Они
привыкли к ее лаю по ночам и иногда по
утрам вспоминали: «А где же наша Кусака?»
Новое имя так и осталось за ней/
11)Как
в жизнь собаки постепенно вошла любовь?
/постепенно
собака стала доверять людям/
12)Как
она выражала свою любовь к людям? /
«Она нелепо кувыркалась, неуклюже
прыгала и вертелась вокруг самой себя,
и ее тело бывшее всегда таким гибким и
ловким, становилось неповоротливым,
смешным, жалким»/
13)Как
изменилась внешность Кусаки, когда она
обрела хозяев? /
«Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими,
сухими космами и на брюхе вечно покрытая
засохшей грязью, очистились, почернела
и стала лосниться, как атлас»/
14)Как
изменилось отношение к Кусаке со стороны
чужих людей? /когда
она от нечего делать выбегала к воротам,
становилась у порога и важно осматривала
улицу вверх и вниз, никому уже не приходило
в голову дразнить ее или бросить камнем/
15)В
чем состояло счастье собаки? /
«У нее было имя, на которое она стремглав
неслась из зеленой глубины сада; она
принадлежала людям и могла им служить»/
16)Как
собака выражала людям свою преданность?
/бдительно
сторожил дачу/
17)Когда
дачники собрались уезжать с дачи?
/»Желтыми
огнями загорелась осень, частыми дождями
заплакало небо, и быстро стали пустеть
дачи и умолкать, как будто непрерывный
дождь и ветер гасили их, точно свечи,
одну за другой»/
18)Почему
Кусаку оставили на даче? /Кусака
– дворняжка, поэтому в комнатах ее
держать нельзя, а двора нет, по мнению
матери Лели/
19)На
станции, когда уезжали дачники, автор
вводит еще одного героя. Как его зовут?
С какой целью Л.Андреев создал этот
эпизод в финале рассказа ?
/образ
Илюши-дурачка; жестокость людей к живым
существам, даже к подобным себе нет
сочувствия/
20)Как
заканчивается рассказ «Кусака»? /Словами
«Собака завыла»/
Часть
3
Вопросы
по теории литературы
1)Что
такое рассказ?
2)Чем
отличается рассказ от повести?
3)Что
такое композиция?
4)Какой
тип композиции в рассказе «Кусака»?
/Первая и последняя главы говорят об
одиночестве собака, но в первой главе
собака еще не имеет имени и не знает
человеческой ласки, а в последней главе
собака уже не имеет имени и знает, что
такое предательство. Это зеркальная
композиция, в которой объединяются два
композиционных приема – повтор и
противопоставление/
Часть
4
Задание
«Разгадай кроссворд»
/рабочая
группа учащихся заранее составляет
кроссворды для команд; вопросы составляют
по сюжету рассказа Л.Андреева «Кусака»;
после выполнения задания ответы
проверяют ассистенты/
Подведение
итогов /слайд
11, можно включить музыку в качестве фона
при подведении итогов викторины/