Урок русского языка по теме "Устаревшие слова" для 6 класса.
Автор: Живцова Наталья Николаевна
Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бережковская основная общеобразовательная школа»
Должность: учитель русского языка и литературы.
Дополнительные сведения: конспект урока русского языка по теме «Устаревшие слова» для 6 класса с применением технологии речевого критического мышления в традиционной школе.
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии речевого критического мышления
Стратегия работы с информационным текстом.
Тема урока: «Устаревшие слова».
Цели урока:
Дать знания по теме «Устаревшие слова», стимулировать познавательную
активность ребят, умение формулировать и высказывать свои мысли,
логически рассуждать.
Развивать интерес к предмету. Обобщить и углубить знания по теме «Лексика».
Воспитывать трудолюбие и аккуратность.
Информационный текст учебника.
Ход урока:
Орг. момент.
Приветствие. Подписать число, классную работу.
Определить степень готовности всех учеников к уроку.
II. Основная часть.
1.Стадия вызова (актуализация)
Дотекстовая дискуссия:
1. Какой раздел русского языка изучаем? (Лексика)
2. Что такое лексика? (Все слова языка)
3. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)
3. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)
4. Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните?
5.Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся?
6. Зачем нужен человеку широкий лексикон?
7.Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?
Ввод в новую тему урока:
-Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах
или о какой лексике там идет речь?
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
«Долонь», «десница», «выя», «рамена»,
Как некогда в иные времена…
В. Перкин «Старинные слова»
(Речь идет о старых словах, о тех, которые забываются и уходят из языка)
Как можно определить нашу сегодняшнюю тему урока?
-«Устаревшие слова»
-А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему?
-Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.
-Откроем стр.38 учебника.
-Выполнять знакомство с новым материалом мы будем с помощью приема
«Пометы на полях»
2.Стадия осмысления.
Чтение материала учебника.
Выполнение пометок на полях.
Маркировка:
• V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
• - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
• + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным
и неожиданным;
• ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло
желание узнать больше.
Выполнение маркировочной таблицы «Инсерт» индивидуально.
Пример.
«V» |
«-» |
«+» |
«?» |
Лексика меняется быстро. |
Двоякого рода слова. |
В словарях помещается с пометкой устар.
|
Слова двоякого рода |
Устаревшие слова, которые устарели и ушли из языка |
|
Устаревших слов два вида. |
Историзмы. Архаизмы. |
Выполнение маркировочной таблицы на доске.
Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов.
Дети самостоятельно делают выводы
Выводы:
Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.
Их два вида: архаизмы и историзмы.
Архаизмы: ушли предметы, явления – ушли слова. (Примеры)
Историзмы: слова заменились современными синонимами. (Примеры)
Встречаются в художественных произведениях.
В словарях с пометой устар.
3.Стадия рефлексии.
Где могут пригодиться знания?
Систематизацию нового материала выполнить в виде кластера.
Можно кластер составить индивидуально, в парах, в группах.
Необходимо все кластеры рассмотреть и выбрать лучший, который переносится
в тетрадь – справочник.
Пример
Лексика
Устаревшие слова
( вышедшие из активного повседневного употребления)
архаизмы историзмы
(ушли предметы, явления – ушли слова, (предметы, явления остались – названия )
заменилисьсовременными синонимами)
треуголка чело - лоб
веретено ветрило - парус
кибитка рыбарь - рыбак
4. Закрепление:
Рассмотрим рисунки на стр. 38 учебника.
Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь.
Рассмотрим картинку, прочитаем слова, определим, что они обозначают.
К какому виду устаревших слов мы можем их отнести и почему? Запишем слова с тетрадь.
Работа с учебником
Стр.39-40. Упр.84, 86.
5. Домашнее задание:
Я предлагаю вам самостоятельно выбрать для себя задание, которое вам необходимо. Пожалуйста, отнеситесь к этому серьезно, потому что мы его обязательно проверим на следующем уроке.
6. Итог: Написать ЭССЕ. Можно воспользоваться вопросами.
1.Что изучили на уроке?
2.Понятен ли вам новый материал?
3. В чем вы не совсем разобрались?
4. Какие вопросы по теме у вас остались?
5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Используемые материалы:
«Русский язык: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений»/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2010 г.
«Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы»
/ Авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Живцова Наталья Николаевна
→ Natasha41vas 27.03.2013 0 5606 935 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.