Конспект урока по русскому языку на тему "Обращение и знаки препинания при нём"
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 60»
Обращение и знаки препинания при нём
8 класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Кожуренко Ирина Анатольевна
Омск 2013
Цели:
Обучающие: вспомнить и обобщить известные учащимся сведения об обращении; расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нём.
Развивающие: формировать умение находить обращение в предложении и расставлять знаки препинания при нём; развивать умение составлять предложения с обращением.
Воспитательные: воспитывать ответственность учащихся за выполняемую работу, формировать интерес к изучению родного языка.
Ход урока:
Оргмомент.
Целевая установка.
Мобилизующий этап:
На интерактивной доске запись:
1. Ах лейся лейся ключ отрадный!
Журчи журчи свою мне быль!
Прощай же море Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
2. Ворох листьев сухих всё сильней веселей разгорается и трещит и пылает костер. (И. Бунин)
Скользя по утреннему снегу
Друг милый предадимся бегу
Нетерпеливого коня.
Задание. Прочитайте две группы предложений. Скажите, какое предложение можно перевести из второй группы в первую по нескольким признакам одновременно. Что это за признаки?
Из второй группы в первую можно перевести предложение: Скользя по
утреннему снегу друг милый предадимся бегу нетерпеливого коня. В этом случае первую группу составят предложения простые, односоставные , распространённые, с обращениями. Все они из произведений А.С. Пушкина. Во второй группе останется сложносочиненное предожение, в составе которого каждое простое предложение осложнено однородными членами.
Учащиеся записывают предложения с обращениями, расставляя пропущенные знаки препинания в них.
Оределение темы и цели урока.
Учитель. Ещё раз посмотрите на записанные предложения, объединённых общим пунктуационным правилом, и сформулируйте тему урока.
Ответ учеников. В каждом предложении этой группы имеется обращение, которое всегда выделяется знаками препинания. Значит, тема сегодняшнего урока: Обращение и знаки препинания при нём.
(Запись темы урока появляется на интерактивной доске).
Учитель. Запишите тему урока в тетрадь и, учитывая, что с обращением вы уже знакомились в 5 классе, сформулируйте цель урока.
Цель урока: вспомнить, что такое обращение, расширить имеющиеся знания об обращении и знаках препинания при нём.
Изучение нового материала.
Учитель: Вспомним уже известный вам материал об обращении.
Для чего служит обращение?
Чем может быть выражено обращение?
Так как учащиеся уже много знают об обращении, то работа по углублению знаний проводится как самостоятельное знакомство с теоретической частью
§ 29 по группам. Вопросы даются заранее на интерактивной доске.
Задание. Прочитайте теоретический материал §29 и ответьте на данные вопросы:
По каким признакам можно найти обращение в предложении?
(По звательной интонации, по форме именительного падежа, по значению — называет того, к кому обращаются с речью).
Какова функция обращений в устной речи? Докажите это на примерах упражнений 260, 261 ( для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к обеседнику).
Какую роль играют обращения в письмах? Докажите примерами упр.261(2). (Служат для выражения отношения к адресату.)
Как могут использоваться обращения в поэтической речи?
Какими частями речи могут быть выражены обращения?
Какие две разновидности обращений вам известны?
Какими знаками препинания выделяются обращения? Приведите примеры.
Закрепление изученного.
Объяснительный диктант.
(Предложения выносятся на интерактивную доску).
1.Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4.Рабы разгибайте спины и колени(В.В.Маяковский). 5.Мерзкий грунт долби лопата танк дави греми лопата штык работай бомба бей (А.Твардовский) . 6.До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А.Твардовский). 7.Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил (А.С.Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А.С.Пушкин). 9.Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шди ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10.Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! (А.С.Пушкин). 11. Да ты красавица готова? (А.С.Пушкин).
В какой части предложения могут находиться обращения?
Какими знаками препинания выделяется обращение в предложении?
В каком случае обращение выделяется восклицательным знаком и как при этом оформляется предложение?
Распределительное письмо.
Задание: Выпишите сначала предложения, в которых повторяющиеся слова являются обращением, а затем предложения, в которых повторяющиеся слова являются подлежащим. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1.Три девицы под окном пряли поздно вечерком. - Девицы красавицы душеньки подруженьки разыграйтесь девицы разгуляйтесь милые. (А.С.Пушкин). 2.Друзья мои не забывали меня в тяжёлый период моей жизни. - Друзья мои прекрасен наш союз! (А.С.Пушкин). 3. Осень быстро установилась в наших краях. - Дружная идёшь ты с нами осень. (С.Шипачёв). 4. Край любимый Сердцу снятся скирды сена в водах лонных. - Край любимый навсегда останется в моём сердце, сюда я буду спешить вернуться всю свою жизнь.
5. Пой баян чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля. - Баян большая гармоника со сложной системой ладов. 6.Охотники за растениями вам следует опасаться вредных ядовитых растений, которых очень много на лугах, в лесу и в поле. 7.провожающие покинули вагоны. - Провожающие покиньте вагоны. 8.Больные разойдитесь по палатам. - Больные разошлись по палатам.
9.Отпустила меня родная на простор широкий. - Отпусти меня родная на простор широкий.
Что надо учитывать, чтобы не спутать подлежащее и обращение?
Какие части речи могут выступать в роли подлежащего в предложении?
Какая часть речи никогда не может выступить в роли обращения?
Слуховой диктант.
Учащиеся слушают текст стихотворения Блока, записывают лишь обращения.
О, весна, без конца и без краю,-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет.
4) Творческое задание.
Задание: Составьте предложения в поэтической форме, в которых обращение стоит: а) вне предложения: Образец. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М.Лермонтов); б) в начале предложения: Образец. Соседка, перестань срамиться (И.А.Крылов); в) в середине предложения: Образец. Внимай, мой друг, как здесь прелестно журчит серебряный ручей (А.Кольцов); г) в конце предложения: Образец. О чём ты воешь, ветер ночной? (Ф.Тютчев)
Контроль ЗУНов. Тест.
1. Обращение — это___________________________________________
2.Роль обращения обычно выполняет_____________________________
3.Обращение нужно отличать от_________________________________
4.Установите соответствие:
1.Подлежащее.
2.Обращение.
А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.
В. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Ответ: 1______2______
5.Обращение может стоять в ____________________предложения. Обращение обычно выделяется ____________________________
6.Установите соответствие:
«Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?»
Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.
«Вот что князь тебя смущает?»
Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
А. Гости — подлежащее
В. Князь — подлежащее
С. Гости — обращение
Д. Князь — обращение
Ответ:1____2____3____4_____
7.Составьте предложения, используя слова космос, космонавт:
О, ? О!
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________
Итог урока:
Учитель. Расскажите об обращении, включив в сообщение весь материал, использованный нами на уроке.
Учащиеся выполняют задание. Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.
Д/з: §29, упр.263.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кожуренко Ирина Анатольевна
→ irina_63 28.03.2013 0 5551 1176 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.