Урок русского языка "Действительные и страдательные причастия"; 6 класс
Бабунова Екатерина Евгеньевна
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №253 г.Санкт-Петербурга
Тема: Действительные и страдательные причастия
Цели: 1) образоват. - дать понятия о действительном и страдательном залоге причастий, их лексическом и грамматическом значении
2) развив. - развиватьумение правильно определять в предложении причастие и причастный оборот; правильно выделять их на письме с помощью знаков препинания, определять залог причастий и их суффиксы; а также развивать воображение, образное мышление и речь учащихся
3) воспит. – воспитывать интерес к русскому языку, празднованию новогодних праздников
Ход урока:
Этапы: |
Деят-ть учителя |
Деят-ть учащихся |
I. Орг.момент |
= Приветствие! Запись числа в тетради. |
|
II. Повторение изученного |
-Какую часть речи мы начали изучать несколько уроков назад? -Вспомним, что нам известно о причастии, но необычным образом. Прослушайте стихотворение вашего одноклассника и сформулируйте основные признаки причастия как части речи. (см. приложение №1)
-Но мы не вспомнили еще одно важное правило. Посмотрите на слайд, перед вами предложения. Дети водили хоровод вокруг елки, горящей разноцветными огнями. За окном шел снег, засыпающий елку в нашем дворе. Расставьте знаки препинания и объясните. |
-причастие
-устная работа (определение причастия и его признаков как части речи)
-рассказывают правило «причастный оборот» |
III. Мотивация |
-Чем объединены оба предложения? Верно! Сегодня уже 18 декабря, самый долгожданный праздник уже близко. И сегодня изучение новой темы мы будем проводить, беседуя о Новом годе! -Ребята, почему вы любите Новый год? (Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «Новый год»?) Обобщение ответов детей.
-Конечно, одним из любимых занятий во время зимних праздников- игра в снежки, украшение елки и др. Внимательно посмотрите на картинки и попробуйте составить словосочетания, используя причастия и действующее лицо. Мальчики----------------------------снежки Девочки-----------------------------елка Дети---------------------------------снеговик Снежки-----------------------------мальчики Елка---------------------------------девочки Снеговик---------------------------------дети |
-одной темой -Новый год
-ответы детей
Мальчики, бросающие снежки Девочки, украшающие елку Дети, лепившие снеговика Снежки, брошенные мальчиками Елка, украшенная девочками Снеговик, вылепленный детьми
|
IV.Объяснение нового материала |
-В каком случае предмет или лицо сам выполняет действие, а в каком испытывает воздействие другого предмета на себе?
-Правильно определили. Предположите, как можно назвать причастие, обозначающее активный признак предмета по действию? А как определить причастие, обозначающее признак пассивного действия, которое страдает от воздействия на него?
-Эти две группы причастий объединены общим термином – ЗАЛОГ.
Обобщение определения терминов! Запись изученного в виде кластера в портфолио (см.приложение2) -А теперь обратимся к учебнику и посмотрим, что мы с вами не записали. |
-В первых сочетаниях лицо само выполняет действие (мальчики, девочки, дети) А во - вторых предмет испытывает их воздействие со стороны
-действительное
-страдательное
-отличительные суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (запись материала в кластер) |
V. Закрепление материала |
1) Потренируемся в определении действительных и страдательных причастий устно (работа с сигнальными карточками Д. и С.) -падающий снег, сверкающий новогодний шар, упакованные подарки, накрытый стол, играющие дети, праздничный ужин, зажженные свечи, бой часов, доносящийся из комнаты, мигающие гирлянды, звенящие колокольчики. 2) Принято считать, что Новый год – семейный праздник, когда вся семья собирается вместе, поздравляют друг друга с праздником, дарят подарки. Дома царит тепло и уют. Вспомните, какие пословицы вы знаете про семью.
На экране: Добро по миру не рекой течет, а сплоченной семьей живет Материнский гнев, что тающий снег. Родившая мать кормит детей, как плодородная земля людей. На что найденный клад, коли в семье лад.
3) Опережающее задание Но вы знаете, что у многих детей нет родителей, и они не могут встретить праздник в кругу родных. На уроке литературы мы с вами знакомились с рассказом Л.Андреева «Ангелочек». Вспомните, основную мысль автора.
На карточках и на экране вы видите отрывок из этого рассказа. Прочитайте его и образуйте от глаголов в скобках причастия. Согласовав их с существительными (по наличию времени – устно или на карточках)
4) Давайте и мы с вами нарядим наши елочки, которые я вам раздала (см.приложение 3) В ее сновании мы запишем название изучаемой части речи, а ее ветви в парах украсьте примерами действительных и страдательных причастий, относящихся к Новому году. Или зимним праздникам.
5)Доп.задание Описать картину тремя предложениями, употребив причастия
|
-ученики поднимают карточки с нужной буквой для определения залога причастия
-записываю одну-две пословицы, объясняют смыл, определяют залог и суффиксы причастий (один ученик у доски)
-работа с текстом
-работа в парах |
VI. Рефлексия |
-Обобщим знания, полученные сегодня на уроке и оценим свою работу.
-Закончите предложения 1.На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5. Материал урока был мне Пассивно/активно Коротким/длинным Не устал/ устал Понятен /не понятен Полезен /бесполезен Интересен/ скучен Легким /трудным |
-обобщение материала С помощью карточек и смайликов оценивают свою работу |
VII. Дом.задание |
Дифференцированно: 1) Учить определение, упражнение из учебника 2)написать обращение-поздравление Деду Морозу с Новым годом, используя причастия, обозначить суффиксы и залог |
|
Приложения
Приложение 1 – см.презентацию
Приложение 2 –кластер
- ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ- -вш-,-ш-
Настоящее время Прошедшее время
Действительный
(действие выполняет сам предмет)
З алог причастия
Страдательный
( предмет испытывает действие со стороны)
Н астоящее время Прошедшее время
-ем-,-ом-,-им- -нн-,-енн-,-т-
Приложение3.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабунова Екатерина Евгеньевна
→ Gvinetly 08.04.2013 0 8590 1693 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.