Конференция "Сложноподчиненные предложения" в 8 классе


Корчагина Ольга Петровна  (penilopa)

учитель
МОУ СОШ с. Дмитриевка



Конференция

по теме: «Сложноподчинённые предложения»

Цель: 1. Систематизировать знания о сложном предложении

вообще и сложносочинённым – в частности.

2. Обогатить лексический и словарный запас новыми

словами и терминами.

3. Обучать связным выражениям посредством запоминания

определений.

Ход конференции:

1 ведущий.

Сообщает значение слова «конференция». Оно восходит к латинскому confve «собирать в одно место», «объединять» - это значение даёт «Школьный толковый словарь иностранных слов В.В.Одинцова и означает: «собрание, совещание представителей правительств, общественных, партийных организаций. Городская конференция, читательская конференция, комсомольская конференция. «До второй половины ХIХ века в европейских языках термин конференция использовался преимущественно для обозначения совещаний по различным специальным частным вопросам в отличие от конгрессов, имеющих международный характер. В дальнейшим это различие стёрлось, и крупные международные совещания также стали называться конференциями.

Слушатели записывают значение слова конференция так: Конференция – (кон)с + фэро(несу) – конфэррэ – «соединять, сносить в одно место» - собрание, совещание (по Л.Успенскому).

Наша конференция будет посвящена сложносочинённому предложению. Запишите её название. Обратите внимание на смысловые части слова сложносочинённое. Сложное - значит предложение не простое, следовательно, в нём две или несколько грамматических основ, сочинённое – значит, соединяемые части равноправны.

2 ведущий. Даёт общий обзор материала по сложносочинённому предложению и предлагает записать план своего выступления.

  1. Чем отличаются простые предложения от сложных.

  2. Какие предложения называются сложносочинёнными.

  3. Чем сложносочиненное отличается от остальных сложных.

  4. Какие союзы употребляются для соединения простых предложений.

Докладчик связно, отделяя одно положение от другого паузами, делает своё сообщение, используя примеры:

3 ведущий. Рассказывает о сочинительных союзах. Он обращает внимание на «говорящие» названия разрядов союзов. В результате выступления на доске и в тетради появляется запись:

Сочинительные союзы:

  1. 1) Соединительные: и, да (=и), ни-ни, тоже, также.

2) Противительные: а, но, да(=но), однако, же, зато.

3) Разделительные: то-то, или(иль), либо, не то- не то.

  1. Отличай!

Тоже = также = и в то(же) здание (местоимение + частица)

Зато = но то(же), что и так(же), как (наречие + частица).

За(то) сочинение (предлог + местоимение)

4 докладчик. Говорит о соединительных союзах и смыслу сложносочинённых предложений с данными союзами.

Название данных союзов – соединительные определяет отношение между частями сложных предложений данного типа. Это соединительные отношения, выражающие одновременность происходящих событий или их последовательность.

Наиболее распространёнными являются стилистически нейтральные предложения с союзом и. Например:

Ночь прошла, и кровяные зори

Возвещают бедствие с утра.

(Н.Заболоцский)

Степь поникла, жалости полна,

И деревья ветви приклонили.

(Н.Заболоцский)

Стонет, братья, Киев под горою,

Тяжела Чернигову напасть,

И печаль обильною рекою

По селеньям русским разлилась.

(Н.Заболоцкий)

Разговорно-бытовой или фольклорный оттенок имеет союз да:

Сядем, братья, на лихих коней

Да посмотрим синего мы Дону.

(Н.Заболоцкий)

Тут каждый без оглядки пил,

Да только браги не достало.

(Н.Рыленков)

Обычно союзы в сложносочинённом предложении стоят между соединительными предложениями, а союзы тоже, также – внутри второго, обычно перед сказуемым: Трудно пришлось дружине Игоря, враги тоже были без сил.

5 докладчик. Выступление посвящено сложносочинённым с разделительными союзами. В этих предложениях указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких; в сложносочинённых предложениях с разделительными союзами выражаются отношения взаимоисключения или чередования:

1.Предложения взаимоисключения.

Союзы: или(иль), не то – не то, то ли – то ли. Они Соединяют явления взаимоисключающие.

Или Игорь с дружиной победит, или поганые по земле Русской будут рыскать.

Или – стилистически нейтральный союз и употребляется во всех разновидностях литературного языка;

Иль – часто выступает в стихотворной речи, имеет оттенок устарелости, например:

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склоняясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верьхи горят.

(Ломоносов)

2. Предложения чередования.

Союз то – то.

События, о которых говорится в частях предложения, «существуют в разных временных планах, т.е чередуются. Такие предложения употребляются во всех стилистических разновидностях литературного языка.

Необычный губернатор (Г.Р.Державин) то седлан коня, добирался до отдалённых посёлков и облегчал бремя крестьян, то в не погоду отправлялся он на рыбацкой лодке, помогая гребцам в часы опасности. Он навсегда запомнил окрестные берега реки Суны, грохот вод, ниспадающих с высоты, и воскресил эти воспоминания в оде «Водопад», названной А.С.Пушкиным «лучшим произведением Державина.

6 выступающий. Рассказывает о противительных союзах, говорит, что употребление союзов а, но, да (=но), однако, зато, же указывает на противопоставление событий, на различие их или несоответствие.

Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось.

(Д.Лихачёв)

Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собирались полететь на добычу.

(Д.Лихачёв)

1.Сопоставительные предложения с союзами а, же. В них сопоставляются различные в каком – либо отношении явления при всём своём несходстве не исключающие друг друга.

Стилистически нейтральный союз а; же имеет выделительно-усилительное значение и станет он после первого слова второй части, выделяя его:

Игорь русским золотом усыпал

Дно Каялы, войска не жалея,

Сам же из седла княжого выпал,

Пересел рабом в седло кащея!

(Н.Рыленков)

2.Противительные предложения с союзами но, да, однако, зато

Союз но – стилистически нейтрален

Да – разговорный

Однако – книжный

Нет ничего более неправильного, как представлять себе летописцев отрешёнными от жизни и замкнуты тиши своих тесных келий. Кельи могли и быть, но ощущали летописцы в пространстве всей Руси.

(Д.Лихачёв)




Полный текст материала Конференция "Сложноподчиненные предложения" в 8 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Корчагина Ольга Петровна  penilopa
11.04.2013 0 2187 429

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК