Урок литературы "Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина"; 5 класс
Урок литературы носит нестандартную форму, форму урока-путешествия. Дети погружаются в мир сказки вместе с главными героями произведения А.С. Пушкина. На протяжении всего урока мы стараемся оценивать поступки героев (плохие или хорошие). Говорим о таких понятиях как "добро" и "зло". Дети дают своё понимание этих понятий. и говорят, какими же хотят быть они, добрыми или злыми. Конечно же, к концу урока каждый ребёнок должен прийти к выводу, что в мире и так много зла, и что он хочет быть частичкой мирового добра.
Цели:
обучающая: объяснить особенности приёма противопоставления, дать представление о добре и зле на примере сказки А.С. Пушкина;
развивающая: продолжить развитие навыка анализа характера героев художественного произведения;
воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающим людям.
Оборудование: учебник-хрестоматия, проектор, экран, презентация, листочки с вопросами для экспресс-диагностики.
Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.
План урока:
1. Оргмомент
2. Постановка цели
3. Проверка домашнего задания
4. Новая тема
5. Итоги урока
6. Домашнее задание
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!
Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки.
II. Постановка цели.
Мы не просто отправимся в путешествие, у нас с Вами, как у любого героя будет своя цель или миссия, которую мы должны будем выполнить.
На пути нам будут встречаться разные герои, совершающие множество поступков. Проходя по ещё неизведанным тропам сказки, мы с Вами должны будем научиться отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих и сделать вывод: на какого героя я хотел бы быть похожим?!
III. Проверка домашнего задания.
Конечно же, чтобы отправиться в путь нам нужен очень важный документ, без которого не обходится ни одно путешествие. Как Вы думаете, что это за документ? Для путешествия нам понадобятся паспорта′ художественных героев.
У всех ли они есть?
Итак, ребята, я спросила у Вас о паспорта′х не только для того, чтобы мы могли начать наше увлекательное приключение, я проверила, как Вы выполнили домашнее задание.
Вы молодцы! А те, кто забыл паспорт или не выполнил домашнее здание, будут нашими зрителями и помощниками в сложных ситуациях.
Так же мы обязательно будем отмечать важное в ваших путевых тетрадях
Теперь мы смело можем отправляться в путь! Итак, вперёд!
IV. Новая тема.
Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»; сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна - счастливый конец сказки).
Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2
Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
• Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
• Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятие ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого. Внесите его в свои путевые тетради.
Посмотрите, пожалуйста, на героинь сказки и противопоставьте их друг другу, т.е. укажите различия между ними.
Заметьте, что иллюстрация с изображением Царицы-матери обведена жёлтым, а Царицы-мачехи чёрным. Как Вы думаете, почему?
(Ученики отвечают: Царица-мать – положительный, светлый герой, она олицетворяет нежное материнское начало; Царица-мачеха – отрицательный, тёмный герой, олицетворяющий тёмные, злые силы).
Двигаемся вперёд. Мы приблизимся с вами ко дворцу, если Вы расскажете, что происходит дальше? Как разворачиваются события?
(Ученики отвечают: Царица умирает, царь женится на другой. Новая царица красива, умна, но очень злая и любит только себя. Проходит время – подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей).
Слайд 6 Кого мы встречаем на своём пути?
Найдите, пожалуйста, в тексте описание молодой Царевны.
(Ученики находят любое описание царевны. Если оно не совпадает с представленным на слайде – похвалить ребят за их «находки» и показать свою).
Обратите внимание, как автор описывает Царевну:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела»
С чем сравнивает автор молодую царевну?
(Ученики отвечают: С прекрасным цветком)
Наш путь продолжается. Мы узнаём, что царица-мачеха решила погубить царевну.
Слайд 7
Ребята, а почему она решила это сделать?
(Ученики отвечают: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица "милее и белее”, чем она).
Слайд 8
Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ученики отвечают: Ненависть, зависть)
А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Ученики отвечают: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней красотой?
(Ученики отвечают: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Мы двигаемся с Вами вслед за главными героями. Слайд 9
И куда же мы попадаем? Что мы видим?
(Ученики отвечают: Мы оказываемся в лесу. Сюда попадает Царевна по приказу царицы. Но Чернавка не привязывает царевну к дереву, а отпускает её. Царица в ярости от того, что зеркальце не признаёт её самой красивой – Чернавка обманула царицу. Та в гневе заставляет Чернавку погубить царевну).
Чтобы дальше проследить за жизнью наших героев и двинуться ко дворцу нам необходимо ответить на несколько вопросов6
Слайд 10
1. Куда забрела царевна, блуждая по лесу?
а) во дворец ;
б) в царство гномов;
в) в терем.
Слайд 11
2. Видит девица, что тут люди ... живут.
а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
Слайд 12
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь ...»
а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных.
Слайд 13
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?
а) отравить персиком;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Слайд 14
Как звали собачку в сказке?
а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.
Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!
Слайд 15
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).
Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.
Слайд 16
Отдохнув, двигаемся дальше.
На нашем пути встречалось и зло, и добро. Слайд 17
Можем ли мы сказать что добро борется со злом?
(Ученики отвечаю: Да. Соколко пытается противостоять злобному замыслу, который Чернавка пытается исполнить).
Действительно, ребята, мы пронаблюдали с Вами картину борьбы двух противоположностей, о которых мы говорим на протяжении всего нашего пути.
В сказочном мире всё не так просто, как нам кажется. Даже не все слова нам могут быть понятны. Слайд 18
Ребята, кто же из встретившихся нам героев являются яркими носителями добра и зла?
(Ученики отвечаю: Царица – зло, царевна – добро).
В начале нашего пути мы уже сравнивали двух героинь, а теперь давайте сравним царицу и царевну. Слайд 19
Обе героини царского происхождения, умны, красивы – это общие черты.
А теперь охарактеризуйте каждую из них.
(Ученики приводят свои примеры)
Двигаясь дальше по миру сказки, мы видим, что царица всё-таки губит царевну.
Значит, в нашей сказке зло победило?
(Ученики отвечаю: Нет).
Кто же тогда решил восстановить добро?
(Ученики отвечаю: Королевич Елисей).
Как хорошо, что в мире существуют добрые люди, которые борются за справедливость и добиваются того, что Добро побеждает Зло.
Слайд 20
Ребята, а какие силы помогают Елисею в поисках царевны?
(Ученики отвечаю: Солнце, месяц, ветер).
Мы проделали с Вами огромный путь, но мы же не хотим попасть в пещеру, в которой Елисей нашёл свою невесту?! Мы будем ждать наших героев у ворот дворца.
А Вы расскажите, что видит Елисей в пещере?
(Ученики отвечаю: В пещере между столбов висит хрустальный гроб, в котором лежит его невеста. Он разбивает его и царевна оживает).
Слайд 21
Наше путешествие подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?!
Давайте подарим красивые слова о добре.
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» - сказал мыслитель Швейцер Альберт.
V. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
Мы вернулись с Вами из сказки. Давайте же совместно подведём итог путешествия.
Заполните небольшие анкеты, оставив в них своё впечатление о нашем «походе» в мир сказки. Слайд 22
Оценка работы обучающихся на уроке.
VI. Домашнее задание
• Написать поздравление Королевичу и Царевне.
• Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.
Цели:
обучающая: объяснить особенности приёма противопоставления, дать представление о добре и зле на примере сказки А.С. Пушкина;
развивающая: продолжить развитие навыка анализа характера героев художественного произведения;
воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающим людям.
Оборудование: учебник-хрестоматия, проектор, экран, презентация, листочки с вопросами для экспресс-диагностики.
Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.
План урока:
1. Оргмомент
2. Постановка цели
3. Проверка домашнего задания
4. Новая тема
5. Итоги урока
6. Домашнее задание
Ход урока
I. Оргмомент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста!
Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки.
II. Постановка цели.
Мы не просто отправимся в путешествие, у нас с Вами, как у любого героя будет своя цель или миссия, которую мы должны будем выполнить.
На пути нам будут встречаться разные герои, совершающие множество поступков. Проходя по ещё неизведанным тропам сказки, мы с Вами должны будем научиться отличать добрых героев от злых, хорошие поступки от плохих и сделать вывод: на какого героя я хотел бы быть похожим?!
III. Проверка домашнего задания.
Конечно же, чтобы отправиться в путь нам нужен очень важный документ, без которого не обходится ни одно путешествие. Как Вы думаете, что это за документ? Для путешествия нам понадобятся паспорта′ художественных героев.
У всех ли они есть?
Итак, ребята, я спросила у Вас о паспорта′х не только для того, чтобы мы могли начать наше увлекательное приключение, я проверила, как Вы выполнили домашнее задание.
Вы молодцы! А те, кто забыл паспорт или не выполнил домашнее здание, будут нашими зрителями и помощниками в сложных ситуациях.
Так же мы обязательно будем отмечать важное в ваших путевых тетрадях
Теперь мы смело можем отправляться в путь! Итак, вперёд!
IV. Новая тема.
Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»; сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна - счастливый конец сказки).
Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2
Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3
Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?
Так может она совсем не отрицательный герой?
Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
• Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
• Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
• Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.
(Большой толковый словарь русского языка)
Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)
Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5
Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).
Мы должны с Вами противопоставить их друг другу. Нам встретилось новое понятие ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ – указание на различие признаков одного от другого. Внесите его в свои путевые тетради.
Посмотрите, пожалуйста, на героинь сказки и противопоставьте их друг другу, т.е. укажите различия между ними.
Заметьте, что иллюстрация с изображением Царицы-матери обведена жёлтым, а Царицы-мачехи чёрным. Как Вы думаете, почему?
(Ученики отвечают: Царица-мать – положительный, светлый герой, она олицетворяет нежное материнское начало; Царица-мачеха – отрицательный, тёмный герой, олицетворяющий тёмные, злые силы).
Двигаемся вперёд. Мы приблизимся с вами ко дворцу, если Вы расскажете, что происходит дальше? Как разворачиваются события?
(Ученики отвечают: Царица умирает, царь женится на другой. Новая царица красива, умна, но очень злая и любит только себя. Проходит время – подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей).
Слайд 6 Кого мы встречаем на своём пути?
Найдите, пожалуйста, в тексте описание молодой Царевны.
(Ученики находят любое описание царевны. Если оно не совпадает с представленным на слайде – похвалить ребят за их «находки» и показать свою).
Обратите внимание, как автор описывает Царевну:
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела»
С чем сравнивает автор молодую царевну?
(Ученики отвечают: С прекрасным цветком)
Наш путь продолжается. Мы узнаём, что царица-мачеха решила погубить царевну.
Слайд 7
Ребята, а почему она решила это сделать?
(Ученики отвечают: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица "милее и белее”, чем она).
Слайд 8
Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ученики отвечают: Ненависть, зависть)
А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Ученики отвечают: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внешней, и внутренней красотой?
(Ученики отвечают: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Мы двигаемся с Вами вслед за главными героями. Слайд 9
И куда же мы попадаем? Что мы видим?
(Ученики отвечают: Мы оказываемся в лесу. Сюда попадает Царевна по приказу царицы. Но Чернавка не привязывает царевну к дереву, а отпускает её. Царица в ярости от того, что зеркальце не признаёт её самой красивой – Чернавка обманула царицу. Та в гневе заставляет Чернавку погубить царевну).
Чтобы дальше проследить за жизнью наших героев и двинуться ко дворцу нам необходимо ответить на несколько вопросов6
Слайд 10
1. Куда забрела царевна, блуждая по лесу?
а) во дворец ;
б) в царство гномов;
в) в терем.
Слайд 11
2. Видит девица, что тут люди ... живут.
а) смирные;
б) добрые;
в) злые.
Слайд 12
3. «Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь ...»
а) Семь богатырей, семь румяных усачей;
б) Семь рыцарей без страха и упрёка;
в) Семь витязей прекрасных.
Слайд 13
4. Какой способ расправы с Царевной придумала Царица?
а) отравить персиком;
б) отравить яблоком;
в) отравить апельсином.
Слайд 14
Как звали собачку в сказке?
а) Миколко;
б) Елисейко;
в) Соколко.
Мы ответили на вопросы, а теперь, правильные ответы. Проверим!
Слайд 15
Правильно ли мы ответили?
(Ученики отвечают: Да, правильно).
Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.
Слайд 16
Отдохнув, двигаемся дальше.
На нашем пути встречалось и зло, и добро. Слайд 17
Можем ли мы сказать что добро борется со злом?
(Ученики отвечаю: Да. Соколко пытается противостоять злобному замыслу, который Чернавка пытается исполнить).
Действительно, ребята, мы пронаблюдали с Вами картину борьбы двух противоположностей, о которых мы говорим на протяжении всего нашего пути.
В сказочном мире всё не так просто, как нам кажется. Даже не все слова нам могут быть понятны. Слайд 18
Ребята, кто же из встретившихся нам героев являются яркими носителями добра и зла?
(Ученики отвечаю: Царица – зло, царевна – добро).
В начале нашего пути мы уже сравнивали двух героинь, а теперь давайте сравним царицу и царевну. Слайд 19
Обе героини царского происхождения, умны, красивы – это общие черты.
А теперь охарактеризуйте каждую из них.
(Ученики приводят свои примеры)
Двигаясь дальше по миру сказки, мы видим, что царица всё-таки губит царевну.
Значит, в нашей сказке зло победило?
(Ученики отвечаю: Нет).
Кто же тогда решил восстановить добро?
(Ученики отвечаю: Королевич Елисей).
Как хорошо, что в мире существуют добрые люди, которые борются за справедливость и добиваются того, что Добро побеждает Зло.
Слайд 20
Ребята, а какие силы помогают Елисею в поисках царевны?
(Ученики отвечаю: Солнце, месяц, ветер).
Мы проделали с Вами огромный путь, но мы же не хотим попасть в пещеру, в которой Елисей нашёл свою невесту?! Мы будем ждать наших героев у ворот дворца.
А Вы расскажите, что видит Елисей в пещере?
(Ученики отвечаю: В пещере между столбов висит хрустальный гроб, в котором лежит его невеста. Он разбивает его и царевна оживает).
Слайд 21
Наше путешествие подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?!
Давайте подарим красивые слова о добре.
«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» - сказал мыслитель Швейцер Альберт.
V. Итоги урока.
Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.
Мы вернулись с Вами из сказки. Давайте же совместно подведём итог путешествия.
Заполните небольшие анкеты, оставив в них своё впечатление о нашем «походе» в мир сказки. Слайд 22
Оценка работы обучающихся на уроке.
VI. Домашнее задание
• Написать поздравление Королевичу и Царевне.
• Выучить наизусть любой понравившийся отрывок из сказки.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дудорова Екатерина Анатольевна
→ Katrina6560 15.04.2013 1 35454 1905 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК