Урок русского языка "Правописание Н-НН в суффиксах причастий, отглагольных прилагательных и наречий"; 7 класс
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-сюрприз (составление рецептов к праздничному столу).
Цель: формирование навыка правильного написания причастий, отглагольных прилагательных и наречий.
Технология: технология контекстуального обучения.
Ход урокаВид урока: урок-сюрприз (составление рецептов к праздничному столу).
Цель: формирование навыка правильного написания причастий, отглагольных прилагательных и наречий.
Технология: технология контекстуального обучения.
1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить обучающимся цель урока.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям.
2. Актуализация опорных знаний
Цель: повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.
Учитель. Ребята, давайте подумаем, что бы еще придумать, чтобы запомнить сложное правило «Н-НН». Давайте в преддверии праздника составим меню. Но сначала повторим алгоритм написания Н-НН в суффиксах причастий, прилагательных и наречий.
(Текст на экране интерактивной доски, по цепочке дети объясняют написание Н-НН)
«Смышленым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипяченой воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Причем все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с вязаными салфетками.»
Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?
3. Объяснительный диктант
Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта.
Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте. (Распределим карточки)
Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт, вставляя ваши словосочетания в нужном падеже.
(объяснительный диктант)
Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание Н-НН. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт»
Шаблон «Уникального рецепта»
Уникальный рецепт
Возьмите ____________________________________________
Добавьте ____________________________________________
И киньте в ____________________________________________
На _____________________________________________
Обмажьте вы со всех сторон.
Готов ______________________________________________
В __________________________________________________
Приправа для ________________________________________
А пара _____________________________________________
Вкусней тарелки кислых щей.
Вы в свеклу _________________________________________
Бросайте быстро, без помех.
Ваш ________________________________________________
Отведать каждый будет рад.
4.Запись уникального рецепта
Учитель: Мы с вами получили поистине уникальный рецепт. Почему я его назвала уникальным? Объясните лексическое значение «уникальный».
5. Чтение отрывков из Г.Остера.
Учитель:
- Вы все, надеюсь, знакомы с художественными произведениями автора, который создает подобные «рецепты». Назовите фамилию этого автора и название его произведения. (Г.Остер «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда»).
- С рецептами из этой книги вас познакомят наши ребята.
Чтение учениками отрывков из книги Г.Остера «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда».
6. Работа в группах.
Учитель: Конечно, это были шутливые рецепты, а сейчас мы составим «съедобные» рецепты для нашего праздничного меню. Может кто-то из вас в будущем выберет профессию кулинара.
Для этого мы в классе образуем группы-кафе, в которых под руководством шеф-поваров вы составите рецепты, используя содержимое конвертов-«холодильников».
(Учителю рекомендуется вырезать изображения продуктов и на обратной стороне каждого изображения написать фамилию ученика, который будет заполнять карточку, затем карточки положить в красивый конверт. Это урок-сюрприз, поэтому все должно быть красивым и красочным). Шеф-повар должен руководить работой группы (ход работы напечатан на конвертах, на работу отводится 6 минут).
Ход работы (работой в группе руководит «шеф-повар»):
Ход работы напечатан на каждом конверте:
1. Открыть конверт.
2. Раздать карточки – продукты в соответствии с указанными именами.
3. Каждому участнику группы вставить карандашом пропущенные буквы на своих карточках.
4. Затем составить в группах рецепт, используя продукты, изображенные на карточках (вовсе не обязательно использовать все слова).
5. На конверте написаны прилагательные. Ваша задача образовать от них наречия, по возможности использовав их при составлении рецепта.
6. Записать ваш рецепт.
7. Соблюдать регламент – 6 минут.
7. Самостоятельная работа.
Учитель: Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполните следующее упражнение: вставьте пропущенные буквы в распечатанные тексты стихотворения о праздничном обеде.
Теперь займемся мы столом.
Он полирова__ый притом.
Крахмале___ая скатерть есть
И вяза___ых салфеток шесть.
Покраше___ы еще вчера
Все ножки кресел и стола.
Вилки золоче___ые,
Ножи посеребре___ые.
И вот уче____ый попугай
Гостей зовет на каравай.
Вот бьют стари___ые часы.
У дам припудре___ы носы.
Вот стега___ых жилетов ряд
И туфель чище___ых парад.
Уж можно ужин подавать,
Чтоб зва__ых в гости удивлять.
Потраче___о немало сил.
Хвале___ый суп уже остыл.
Капусты кваше___ой ведро,
Моче___ых яблок три кило.
Свежемороже___ый сазан,
Копче___ый угорь и баран,
Хранившийся пять лет бальзам
И мелкокроше___ый банан.
Того, что съеде___о давно,
Пересчитать мне не да___о.
Бывает много разных тем,
Но я люблю «одна-две Н»!
8. Чтение составленных учениками рецептов.
Жюри, состоящее из учителя и «шеф-поваров» групп-«кафе», распределяет призовые места.
9.Подведение итогов. Награждение.
Учитель: Настало время подвести итоги нашего необычного кулинарного урока и наградить лучших кулинаров (вручение грамот).
10. Домашнее задание.
Учитель: Выпишите из художественных произведений «кулинарные» предложения, в которых встречаются слова на изученные орфограммы. Графически объясните их написание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Венера Ахатовна Нигматуллина
→ Kioto 05.05.2013 0 11171 786 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК