Конспект урока русского языка «Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи»; 5 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Починок Кучук
Кукморского муниципального района Республики Татарстан»
Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи
(урок русского языка в 5 классе)
Автор: учитель русского языка и литературы Абдулова Румина Сергеевна
Тема: Обращение. Употребление обращений в устной и письменной речи.
Цели:
Познакомить учащихся с обращением, способами его выражения, формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с обращением.
Развивать умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыков правильного интонированного чтения предложений с обращением.
Привитие интереса к чтению художественной литературы, воспитание культуры общения в устной и письменной речи.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: эвристическая беседа, исследовательский метод
Формы: фронтальная, групповая, дифференцированная.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор
План урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного.
Развитие речи.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Организационный момент
|
-Здравствуйте, ребята. Я рада нашей встрече с вами и желаю вам новых открытий на уроке. Теперь и вы обратитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения. |
Проверка домашнего задания Актуализация опорных знаний |
1. Упр. 478. 1. Какие буквы вставили в словах: с..ветчик, инт..ресного, ст..райся, ф..нтастику. - Можно ли проверить написание безударных гласных в этих словах? (Нельзя) В таком случае запишем эти слова в словарь трудных слов 2. Объяснить постановку знаков препинания в предложениях: 1) Книга – наш советчик и друг. (Тире между подлежащим и сказуемым, так как оба выражены именем существительным) 2) Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. (После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие) 2. Составить схему третьего предложения на доске: [Θ: Ο,Ο,Ο] 4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, разделяющую однородные члены предложения. (предложение проецируется на экран) Заваривая чай,(1) добавишь в него несколько щепоточек разных растений,(2) и вот уже появился у него своеобразный аромат. Чай этот очень полезный, (3) ароматный. (Правильный ответ: 3) |
Изучение нового материала |
1. Беседа с учащимися - Как вы понимаете фразу «Книга – наш советчик и друг»? (ответы учащихся) - Какие книги вы любите читать? (ответы учащихся) 2. Составьте предложение, в котором вы обращаетесь к кому-нибудь из одноклассников с пожеланием, чтобы он прочитал книгу, которая понравилась вам. (Вадим, прочитай книгу «…») - Есть ли в этом предложении обращение? 2. - К уроку вы должны были провести небольшую исследовательскую работу: найти обращения в художественных произведениях и определить их роль. 1-ая группа работала с рассказом А. Погорельского «Чёрная курица…» Прочитайте предложения, найдите обращения и скажите, какую роль выполняют обращения в предложении - Ах! Это ты, Чернушка - невольно вскричал Алёша. – Это я, Алёша! Ты не боишься меня, не правда ли? - Обращение называет лицо, к которому обращаются с речью - Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Отчёт 2-ой группы: Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе… - Обращаться можно и к предметам неживой природы. Это чаще всего наблюдается в художественной речи 3. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью? Проецируются предложения: 1) Подойди, подойди, Муму, к барыне, - твердили приживалки, - подойди. (И.С. Тургенев) - Обращения выделяются запятыми. Если обращение находится внутри предложения, то выделяются запятыми с обеих сторон 2) И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» - Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово пишется с большой буквы 4. Запись предложений под диктовку Вадим, прочитай книгу о животных. Вадим прочитал книгу о животных - Разберите предложения по членам. Сделайте вывод о роли слова «Вадим» в предложении - Обращение не является членом предложения |
Закрепление изученного |
Найти предложения с обращениями и выписать их, расставив знаки препинания (проецируется на экран) Весела весна в лесу. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей. Я люблю свой родной край. Добро пожаловать скворцы. Упр. 487. Списать предложения, расставляя недостающие знаки препинания В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении (предложение проецируется на экран) Отчего же,(1) маленькая травка,(2) ты не хочешь выйти вместе со мною? Мой ствол твёрд и крепок, (3) опирайся на него, (4) ползи по мне. |
Развитие речи. |
На
экран проецируется отрывок: Кто пишет это письмо? Как называется рассказ? Кто автор этого рассказа? Как Ванька обращается к своему дедушке? Можно ли по обращению определить, каков тот человек, к которому обращаются, и тот человек, кто обращается? - Ребята, сейчас вы, конечно, можете общаться и переписываться со своими друзьями, родственниками по телефону и через интернет. Но я считаю, что в личном письме можно полнее выразить свои мысли и чувства. Поэтому предлагаю вам написать письмо своим друзьям и дальним родственникам. Используйте в письме обращения, передающие ваши чувства. |
Итоги урока. |
Что новое вы узнали на уроке? С каким пунктуационным правилом мы сегодня познакомились? |
Домашнее задание |
Упр.493 (расставить недостающие знаки препинания, найти обращения) Выписать предложение с обращениями из стихотворения А.С. Пушкина «Няне». Какое чувство к няне передаёт автор при помощи обращения? |
Использованная литература:
Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской. Москва: Дрофа, 2007.
Л.И. Мальцева. Русский язык. 5 класс. Тематические тесты по программе М.М. Разумовской. Ростов-на-Дону, 2011
Литература. 5 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч./авт-сост. В.Я. Коровина – М.: Просвещение, 2006.
-
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абдулова Румина Сергеевна
→ АруСе 23.05.2013 1 9906 1265 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы