Автор:
Войлошникова Елена Брониславовна,
учитель
русского языка и литературы
МБОУ
«СОШ №20» г. Тулуна Иркутской области
Конспект
урока русского языка в 6 классе
"Космическое
путешествие"
(урок-игра)
Тема
урока: Обобщение и систематизация
знаний по теме "Имя прилагательное"
Тип
урока:
повторительно-обобщающий
Используемые
технологии:
игровая, элементы технологии
дифференцированного, проблемного,
развивающего обучения, технология
теста.
Форма
организации учебной деятельности на
уроке:
фронтальная работа, индивидуальная
работа, работа в парах. Цели
урока:
повторить,
обобщить и систематизировать изученный
материал по теме
«Имя
прилагательное»;
словосочетании,
определять их грамматические признаки;
разряд по значению, степени сравнения,
выражать свои мысли;
аудиозапись
композиции “Волшебный полёт” группы
“Спейс”;
экран,
мультимедийный проектор;
сигнальные
карточки для индивидуальной работы
Ход
урока:
Организационный
момент
Слайд
1.
Давайте, друзья, улыбнемся друг
другу,
Улыбки подарим гостям!
К
уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи
желаю всем вам!
Активизация
знаний учащихся. Формулирование
темы и целей урока.
– Посмотрите за
окно и скажите, какая сегодня погода?
Чтобы охарактеризовать погоду, слова
какой части речи вам понадобились?
Слайд
№ 2
-
Сформулируйте тему нашего урока.
Слад
№ 3
-Сегодня
на уроке я предлагаю вам отправиться
в космическое путешествие.
Мы
побываем на
разных планетах, расположенных в
Галактике "Имя
прилагательное".
-
Какова же цель нашего путешествия?
(Итоговое повторение по теме «Имя
прилагательное») Слад
№ 4
-
Давайте посмотрим, а что же вы должны
знать и уметь, отправляясь в путешествие?
-
Вы должны будете преодолеть множество
препятствий, которые встретятся на
пути, и вернуться на нашу планету”
Земля".
-
Отправимся мы с вами в космическое
путешествие на ракете «Альфа» Слад
№ 5
Подготовка
к старту.
Чтобы
старт прошел успешно, нужно показать,
что вы достойно подготовились к этому
полету. Вам необходимо ответить на
вопросы - правильный ответ и будет вашим
разрешением на старт.
Слад №
6
Дайте
определение имени прилагательного
Имя
прилагательное – это самостоятельная
или служебная часть речи?
Какова
роль прилагательных в речи?
-
С поставленной задачей вы справились.
Итак, мы отправляемся в космос.
А
вот на пути и первая планета”
Селена".
Царица этой планеты очень любит слушать
рассказы гостей о том, откуда они
прилетели, что видели, что знают. Если
царице понравятся ваши рассказы, то она
с радостью укажет нам путь к следующей
планете.
Слад
№ 7. Перед
вами известная картина И. Э. Грабаря,
которую вы описывали в 5 классе.
-
Как называется эта картина? Вы должны
по данной картине составить и записать
предложения, используя в них качественные
и относительные прилагательные.
Заслушать
ответы учащихся.
-
Селена любит не только слушать гостей,
но и сама охотно делится информацией.
Скоро
наступит последний зимний месяц
«февраль».
-
А как произошло название этого месяца,
кто-нибудь из вас знает?
Хозяйка
планеты подготовила для нас историческую
справку. Слайд
№8
Слайд
№ 9 сигнал SOS
-
Внимание! внимание! Перед нами неопознанный
объект, он передает сигналы СОС!!! Планета
просит помощи. В результате воин жители
этой планеты забыли ее название и забыли,
к какому разряду относятся прилагательные.
-
Ваша задача – распределить прилагательные
по разрядам, записать в тетрадь (1 ряд
- качественные, 2 ряд – притяжательные,
3 ряд - относительные)
Слайд
№ 10 (проверка)
-
Мне кажется, что теперь жители этой
планеты вспомнили все о разрядах, но у
них есть еще одна просьба: дайте название
этой планете.
Слайд
№ 11
-
Следующая планета, которая нас ждет –
это планета”
Степени сравнения". Вспомните,
какие степени сравнения могут иметь
прилагательные и расскажите, как они
образуются (простая и составная
сравнительная и простая и составная
превосходная).
Записать
в тетради и образовать:
1
ряд – простую
сравнительную – удобный, хороший,
плохой, старый.
2
ряд –
превосходную простую – сильный, редкий,
мелкий. высокий.
3
ряд –
превосходную составную- богатый, смелый,
звонкий.
Слайд
№ 12 Проверка
-
А теперь мы отправляемся на планету,
которая называется «Теоретическая»
Слайд № 13
-
Посмотрите
на слайд и скажите, о каком правиле
пойдет речь.
В
русском языке – это одно из трудных
правил.
-
Что вам известно о правописании н
и нн
в прилагательных?
– Все ли отражено
в данной таблице?
Слайд
№ 14
-
Еще раз
посмотрите на слайд и постарайтесь
запомнить слова-исключения.
На
теоретической станции мы побывали, а
сейчас покажите, как вы на практике
сможете применять данное правило.
Сигнальные
карточки учащихся с буквами Н и НН
деревянный,
кожаный, полотняный, целинный, мышиный,
песчаный,
ледяной, общественный; чугунный, машинный
гусиный,
ветреный, соломенный; комариный, масляный
стеклянный,
огненный, безветренный; кожаный,
звериный
свиной,
юный, туманный; оловянный, румяный
-
Мы прибываем на станцию “Практическая”.
Слайд № 15
1.
Дифференцированные задания – 3 мин.
-
Здесь вы сможете проверить свои умения
применять правила на письме.
Вам
предлагается выбрать задание 1 или 2
уровня (по степени сложности) и выполнить
его в тетради
-
Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями
и проверьте работы. В тетрадях укажите
только количество ошибок. Слайд
№ 16
Физкультминутка
Слайд № 17
-
Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево,
вправо, вниз.
Руки
подняли и покачали -
Это
деревья в лесу.
Руки
согнули, кисти встряхнули -
Ветер
сбивает росу,
В
сторону руки,
Плавно
помашем -
Это
к нам птицы летят.
Как
они сядут, тоже покажем -
Крылья
сложили назад.
-
Повернитесь лицом друг к другу и
улыбнитесь
-
Сейчас я буду называть пословицы, в
которых есть прилагательные с Н или НН.
Если
вы согласны с моим утверждением, то
хлопаете в ладоши, если нет – топаете
ногами.
1.
В пословице «Острый язык – дарование,
а длинный – наказание» имеется
прилагательное с НН – длинный.
2.
В пословице «Старинная пословица не на
ветер молвится» есть прилагательное с
Н.
3.
В пословице «Дома и глиняная чаша мила»
имеется прилагательное с НН
Планета
“Игровая”. Слайд № 18
-
Правописание какой приставки у
прилагательных вызывает сомнение?
–
Объясните правописание не
с прилагательными
-Устно
раскройте скобки и найдите «четвёртое
лишнее».
-
Проверьте
правильность выполнения задания Слайд
№ 19
-
Прилагательные образуются не только
приставочными или суффиксальными
способами. Они могут быть образованы
путем сложения основ. В этом случае
получается сложное слово.
– Когда
сложные прилагательные пишутся слитно,
а когда через дефис? Объясните правописание
сложных прилагательных.
Планета
«Правописание сложных прилагательных»
Слайд № 20
Выполните
тестовые задания
Мы
приближаемся к планете ” Немесида".
Слайд № 21
Жители
этой планеты очень хитры и коварны. Они
любят обманывать и запутывать
путешественников. Чтобы найти обратный
путь, необходимо справиться с заданием.
Исправь
ошибки:
1)
Мой друг добр и красивый.
2)
Береза более красивее сосны.
3)
Это характерные нашему климату растения.
4)
Матрешка деревяная кукла, похожая на
ваньку-встаньку.
5)
Тетрадь ученика по рускому языку
подписана акуратным и разборчивым
почерком.
6)
День выдался нехолодный а солнечный.
Слайд №
22
-
Успешно выполнив все задания, мы
возвращаемся на Землю. Слайд
№ 23
-
Давайте с помощью прилагательных
подведём итог нашего путешествия. Слайд
№ 24
-
А закончить урок мне бы хотелось сегодня
словами известного русского писателя
Н. М. Карамзина: «Самые
правила языка не изобретаются, а в нем
уже существуют: надобно только открыть
и показать оныя».
Слайд № 25
-
Как вы понимаете эту фразу?
-
Я надеюсь, что те правила, которые мы
сегодня повторили, надолго сохранятся
у вас в памяти, и вы успешно будете
применять их на письме.
-
А мне остается поблагодарить вас за
работу и завершить урок оценкой, которую
вы поставили себе сами. Слайд
№ 26