Презентация + разработка по развитию речи "Подготовка к сочинению по картине И. И. Машкова" для 5 кл.


#������###################################################0#;#8#=#0###\############### ###################
��#####################################d��#���#T[#####

Подготовка к сочинению по картине И. И. Машкова

«Клубника и белый кувшин».

Урок развития речи в 5 классе

Учитель- Алексеева Галина Юрьевна.

Цели: 1) познакомить с творчеством художника;

  1. развивать устную и письменную речь учащихся;

  2. продолжить работу по формированию эстетического восприятия
    произведений живописи.

Оборудование: репродукции картин Машкова «Клубника и белый кувшин», «Две тёмные розы и тарелка с клубникой Илья Иванович Машков (1881 - 1944); выставка творческих работ учащихся.

Эпиграф: Натюрморты И.И. Машкова не только правдивы до своеобразной иллюзии, но необыкновенно красивы, заманчивы и ярки.

А.В. Луначарский.

Опережающее домашнее задание: выполнить упражнение № 304 (учебник для 5 класса, автор Ладыженская Т.А.); нарисовать натюрморты (стол, на нём посуду, фрукты, ягоды, цветы); объяснить значение слов и составить с ними словосочетания (дымчатый, пунцовый, сизый).

Ход урока.

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Беседа по вопросам.

Учитель. Вновь мы с вами, ребята, оказались будто бы в музее. Делиться своими впечатлениями, выступать в роли экскурсоводов и подробно описать одну из картин – вот задачи нашего урока. Мы должны учиться не просто видеть картину, а рассматривать со вниманием.

С какими художниками и картинами мы знакомились в этом году? (С картинами Пластова и Решетникова).

Чем отличаются картины Машкова и других художников, чьи картины представлены на стенде, от работ Пластова и Решетникова?Машкова, Куприна, Токаревой, Сурбарана на картинах нет людей, нет движения. Они рисовали в жанре натюрморта. На их картинах изображены различные предметы окружающего нас мира: фрукты, ягоды, посуда, стол, скатерть, ваза).

  1. Запись темы урока и определения натюрморта с доски. Чтение эпиграфа.

Учитель. Давайте познакомимся с работами этого художника, и вы согласитесь со справедливостью этой высокой оценки.

  1. Диктант. Записать под диктовку учителя текст, объяснить знаки препинания и знакомые орфограммы.

Илья Иванович Машков - известный русский художник, заслуженный деятель искусств. Основным жанром, в котором он наиболее полно и ярко проявил своё дарование, был натюрморт. С него он начал самостоятельный путь художника и ему был верен до конца жизни.

4. Особенности натюрморта.

Учащимся предложено рассмотреть натюрморты разных художников.

Какие предметы изобразили художники на этих картинах? Одной ли они формы, одинаковы ли по цвету?

Вывод учителя: художник, рисующий натюрморт, изображает предметы, разные по величине, форме, фактуре. Предметы располагаются в определённом порядке: на переднем плане мелкие, на заднем - крупные. Художники используют в своих картинах закон натюрморта - принцип классического треугольника (на любых натюрмортах изображённые предметы можно объединить в треугольник).

5. Беседа по картине Машкова.

Рассказ учителя. Однажды в летнее жаркое утро Машков вышел в свой сад. Он был очарован прекрасной картиной: чистое небо, солнечные зайчики в траве, лёгкий ветерок, колышущий листву на деревьях, а вокруг необыкновенные спелые ягоды, разноцветные цветы, удивительные крупные фрукты. Художник набрал целую корзину ягод, фруктов, цветов. На крепкий дубовый стол он постелил тёмно-зелёную холщовую скатерть и аккуратно разложил на ней дары природы.

Почему художник назвал этот натюрморт «Клубника и белый кувшин», хотя на полотне изображены и другие предметы? (Именно клубника и кувшин сразу бросаются в глаза при взгляде на картину. Автор любуется ими. Клубники очень много, она разложена по всему столу. А белый глиняный кувшин очень выделяется на тёмном фоне).

Что художник изобразил на переднем плане? (Различные ягоды: малину, клубнику, смородину. Они все разные по форме и оттенкам цветов).

Какой ягодой он особенно любуется? Опишите её. (Это клубника. Она производит впечатление только что сорванной с веток. Клубника очень душистая, сочная, крупная).

Что находится рядом с клубникой? (Здесь же лежит малина. Она по размеру меньше клубники, но, наверное, такая же вкусная).

Рассмотрим тарелку. Какая она? (Большая, с чёрным ободком. В ней лежит белая и чёрная смородина).

Что находится посередине столе? (Стеклянная банка с несколькими веточками смородины).

Опишите веточки смородины. (Изящные веточки опущены в воду. На них изумрудные листочки и крупные сочные ягодки смородины).

Что автор изобразил на заднем плане? (Жестяной поднос с клубникой. Белый глиняный кувшин красивой формы. Он весь освещён солнцем).

Почему кувшин изображён сзади? ( Если кувшин поставить на передний план, то он закроет всё изображённое на ней).

Какое настроение остаётся от картины? (Она оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете. Так и хочется опять оказаться в саду, чтобы полакомиться этими ягодами).

6. Словарная работа.

  1. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают значения слов: пунцовый, дымчатый, сизый. Составляют с ними словосочетания.

Дымчатый – светло-серого цвета, с пепельным налётом. Дымчатая кошка.

Пунцовый – ярко-красный, багровый. Пунцовые щёки.

Сизый – тёмно-серый с синеватым оттенком. Сизый туман.

  1. Списать с доски слова, вставляя пропущенные буквы, подбирая к ним
    подходящие по смыслу существительные.

Красная клубника, алые плоды, вишнёвый оттенок, розовые ягоды, чёрная смородина, пунцовая малина, землистая скатерть.

  1. Словарный диктант.

Глиняный кувшин, деревянный стол, холщовая скатерть, жестяной поднос, металлический поднос, сочные ягоды, душистые растения.

  1. Подобрать слова и словосочетания, которые поясняли бы расположение предметов на картине.

На переднем плане, на заднем плане, рядом, около, возле.

7. Составление устного рассказа по картине (2-3 ученика).

  1. На втором уроке ученики пишут сочинение.


Образец сочинения.

В летнее жаркое утро художник Машков вышел в свой маленький сад. Спелые ягоды и фрукты, пёстрые цветы манили его, сами просились в корзину. Он набрал полное лукошко даров природы и разложил их на тёмно-зелёной холщовой скатерти. Затем художник взял холст, краски и нарисовал очень яркий и красочный натюрморт.

Название картины соответствует её содержанию: в основном мы видим клубнику и кувшин. Клубника есть на переднем плане, она рассыпана на столе, видим мы её и на заднем плане, лежащей на металлическом подносе. Художник изобразил её очень точно. Кажется, что она только что сорвана с веток. Выглядит клубника душистой, крупой и очень сладкой. Здесь же лежит недозрелая веточка клубники, а рядом малина. Она меньше клубники, но тоже очень вкусная. Автор в изображении ягод использовал несколько оттенков красного цвета. Мы видим алую и розоватую малину, вишнёвую и пунцовую клубнику.

На тёмном фоне отчётливо выделяется белый глиняный кувшин. Он весь переливается на солнце, имеет перламутровый оттенок. Может быть, оно доверху наполнено молоком? А ведь как вкусно летом попить свежего молока с душистой малиной или клубникой!

Рядом с кувшином стоит банка с двумя веточками смородины. Ягодки переливаются на солнце и похожи на янтарь. Изумрудные листочки и изящный ствол веточек опущены в воду. Около банки с букетом Машков нарисовал белую тарелку с чёрным ободком. В ней лежат ягодки чёрной и белой смородины. Они пронизаны светом, похожи на бусинки агата. Все ягоды переданы очень точно, так и хочется взять их с картины, чтобы вновь насладиться вкусом лета.

Картина вся пронизана светом, солнцем, теплом. Она оживляет во мне прекрасные воспоминания о лете. Хочется вырастить такой же сад, набрать крупных спелых ягод и нарисовать похожий натюрморт.


Слайд 1
Подготовка к сочинению по картине И.И.Машкова «Клубника и белый кувшин». Цели и задачи урока: 1.Познакомить с творчеством художника; 2.Развитие логического мышления и творческого воображения учащихся; активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас. 3.Воспитывать эстетическое восприятие произведений живописи. Учитель- Алексеева Галина Юрьевна.
Слайд 2
И.И.Машков.
Слайд 3
Слайд 4
Натюрморты И.И.Машкова не только правдивы до своеобразной иллюзии, но и необыкновенно красивы, заманчивы и ярки. А.В.Луначарский.
Слайд 5
Натюрморт- «мертвая природа»-картина или рисунок, на которых изображены неживые предметы (цветы, фрукты , посуда. дичь). Закон натюрморта- принцип классического треугольника. Изображает предметы, разные по форме, величине, фактуре. Которые располагаются в определенном порядке: на переднем плане мелкие, на заднем- крупные. На любых натюрмортах изображенные предметы можно объединить в треугольник
Слайд 6
Списать, вставляя пропущенные буквы, подбирая к ним подходящие существительные:  Красн..й, ал..й, розов..й, в..шневый, гр..натовый, ч..рный, пунц..вый, рубин..вый, сер..ый, дымч..тый, ст..льной, з..млистый, глиняный, деревянный, соч..ные, душ..стые, металлический.
Слайд 7
Примерная работа:  Красная клубника, алые плоды, вишневый оттенок, розовые цветы, черная смородина, пунцовая малина, землистая скатерть, глиняный кувшин, деревянный стол, металлический поднос, сочные ягоды, душистые растения.
Слайд 8
Записать словосочетаний:  Дымчатый­ светло­серого цвета, с  пепельным налетом. Дымчатая  кошка.  Пунцовый­ ярко­красный, багровый.  Пунцовые щеки.  Сизый­ темно­серый с синеватым  оттенком. Сизый туман.
Слайд 9
Запись текста с объяснением орфограмм.  Илья Иванович Машков- известный русский художник. Основным жанром живописи был для него- натюрморт. С него он начал путь художника и был верен ему до конца жизни.
Слайд 10
Правильно составить предложения: 1.На, плане, клубника, переднем, рассыпана, столе, на. 2. Лежит, клубники, веточка, здесь же, недозрелая. 3.Отчетливо, на, фоне, белый, кувшин, глиняный, выделяется, темном.
Слайд 11
Основная мысль сочинения: Картина оживляет в зрителях приятные воспоминания о лете.
Слайд 12
Домашнее задание: Написать сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин»,упражнение № 304 (учебник для 5 класса, автор Ладыженская , используя в своем сочинении словосочетания и опорные слова.

Полный текст материала Презентация + разработка по развитию речи "Подготовка к сочинению по картине И. И. Машкова" для 5 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алексеева Галина Юрьевна  bujhtr
23.12.2009 3 8694 2348

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК