Конспект урока по литературе «Сказка на все времена» для 5 класса (по новелле Т.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»)













Келехсаева Марина Сослановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №42

г. Владикавказа РСО-Алания















Конспект урока по литературе «Сказка на все времена» для 5 класса

(по новелле Т.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»)


Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

Пословица

I.Организационный момент.

II. Задание на дом:

Дж. Г. Байрон – биография, инд. задания, «Корсар» – текст.

III. Слово учителя.

Имя немецкого писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана занимает одно из ведущих мест в художественном мире литературы XIX и XX веков. Дзгоева А. (ученица, которой было дано индивидуальное задание) расскажет нам о судьбе этого человека, редкостном своеобразии его дарования, а также о духовной атмосфере Германии первой половины XIX века.

IV. Сообщение уч-ся.

V. Слово учителя.

Знакомство с творчеством Гофмана мы начнем с самой известной и популярной его сказки «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», вместившей в себя самые драгоценные для автора мысли и чувства. Давайте окунемся в сюжет новеллы. Он настолько увлекателен и динамичен, что равнодушным не оставит никого.

Итак, викторина, которая поможет сделать первый шаг в гофмановский хронотоп.

VI. Вопросы викторины. (Количество вопросов на усмотрение учителя)

  • Кто такая фрейлейн Розеншен? Почему она решила помочь маленькому уродцу, встретившемуся ей на деревенской дороге?

  • Какие перемены нашла фрау Лиза в сыне после пробуждения?

  • Почему фрау Лиза подумала, что пастор смеется над ней?

  • Почему пастор решил взять Цахеса на воспитание?

  • В чем обнаруживалось родство ф-н Розеншен с цветами, чье имя она носила?

  • Свидетелем какой тайны ф-н Розеншен стал «некий молодой стрелок»?

  • Какие сомнения одолевали барона Претекстатуса фон Мондшейна как попечителя приюта для благородных девиц по поводу особы Розеншен?

  • Какие слухи разнеслись по деревне о фрейлейн и почему?

  • Как случилось, что крестьяне и их жены «образумились» и стали думать о фрейлейн только хорошее?

  • По какой причине всякий житель маленькой страны во времена правления князя Деметрия был веселым и хорошим гражданином?

  • Что за скорбь снедала втайне князя Пафнутия?

  • Почему первым министром государства Пафнутий назначил камердинера Андреса?

  • Кто такой Мош Терпин и отчего его лекции в Керпесе посещались чаще всего?

  • Какая сила влекла Бальтазара к дому Моша Терпина?

  • За что Циннобер стал преследовать Бальтазара?

  • Как Просперу Альпанусу удалось лишить Цахеса волшебного покровительства?

  • В чем заключалась тайна красной полоски на голове уродца?

  • Какой подарок получили к свадьбе Бальтазар и Кандида от Альпануса и Розабельверде?

  • Какова судьба Цахеса и Лизы?


VII. Анализ произведения.

  1. Какие элементы сказки вы заметили в произведении Гофмана?

- Чудеса, столкновение добра и зла, волшебные предметы, амулеты.

  1. Какой известный сказочный мотив использует писатель, изображая любовь Бальтазара и Кандиды?

- Мотив околдованной и похищенной невесты.

  1. Можно ли назвать «Крошку Цахеса…» сказкой в чистом виде?

  2. Для чего понадобилось Гофману переплести сказку и реальность?

  3. От чьего лица ведется повествование?

Как вы представляете себе автора?

- Гофман – рассказчик не беспристрастный. Он ясно дает понять, кто из героев ему особенно близок, а кто враждебен. Важные черты повествования – открытость, стремление к диалогу с читателем, эмоциональность, ирония.

  1. На кого распространяется ирония? Почему объектом иронии автора становятся любимые герои?

  2. Каков конфликт произведения?

- Столкновение добра и зла.

  1. Назовите главных антагонистов.

- Цахес и Бальтазар. Каждый из них вместе с ним олицетворяет некую силу, вступившую в противоборство. Кто же стоит за Циннобером? Когда он въезжает в город, все поддаются гипнотическому воздействию золотых волос. Власть золота вступает в силу.

  1. Обман разрастается. Но все ли поддаются массовому гипнозу?

- Конечно, нет. Первым прозревает Бальтазар. Он и Цахес несовместимы.

  1. Кто еще увидел истинное лицо оборотня?

- Скрипач Сбьокка, референдарий Пульхер.

  1. Сбьокка – музыкант, живущий в гармоничном мире. Ослепление ему не грозит. Но Пульхер – чиновник. Откуда у него способность видеть Цахеса?

- Гофман не случайно выбрал третьим прозревшим чиновника. Дело не в должности, которую он занимает. Все дело в человеке.

  1. А теперь обратимся к героям, которые не узнали Цахеса. Среди них князь Барсануф, Претекстатус фон Мондшейн, Мош Терпин и … Фабиан! Кандида? Попробуем объяснить причину этого парадокса.

- Мош Терпин – шарлатан и приспособленец. Он думает не об истине, а о собственном благе. И для Барсануфа, и для Мондшейна власть золота, мнение света куда важнее истинного положения вещей.

  1. А как же Кандида? Опоэтизированная и вознесенная до небес? Она не может лицемерить. Значит, околдована. Это на первый взгляд. Давайте еще раз перечитаем, что говорит о ней Гофман?

  2. Но как мог влюбиться в такую Бальтазар?

- Сердцу не прикажешь. Влюбленные видят только хорошее. Бальтазар – романтик. Ему свойственно приукрашивать реальность. Но живет он в земном мире. Гофман поступил как реалист, ибо в действительности так и бывает. И все же писатель пожалел Бальтазара. Он хорошо понимает, что ждет героя в семейной жизни. Отсюда и подарок Альпануса.

15. Давайте вспомним, а где мы впервые встречаемся с Бальтазаром и почему?

- У городских ворот, он хочет вырваться из душного города.

16. Фабиан называет Бальтазара филистером. Прав ли он? Чем отличается наш герой от

мечтательного обывателя?

- Его восторги не дань моде, а умение видеть прекрасное.

  1. Какова роль Фабиана?

- Автор хочет сказать, что без прозаических добряков Фабианов тоже нельзя. Вырвавшаяся на свободу, никем не сдерживаемая мечта может быть губительной.

  1. Кто является резонером автора?

  2. Романтический или реалистический финал сказки? Мог ли он быть иным?

  3. Какова основная мысль сказки? Проблематика?

  4. Жизнеспособность гофмановских героев доказало время. Согласны ли вы с тем, что «Крошка Цахес…» – сказка на все времена? Есть ли Цинноберы сегодня?


VIII. Итоги урока.

Чему научила нас сказка Гофмана? Над чем заставила задуматься?





















Использованная литература

  1. Материал учебника по литературе для 5 класса под ред. М.Ладыгина.

  2. Текст новеллы Т. Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»










6



Полный текст материала Конспект урока по литературе «Сказка на все времена» для 5 класса (по новелле Т.Гофмана «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер») смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Келехсаева Марина Сослановна  Марина8023
24.07.2013 1 8299 665

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК