Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Употребление деепричастий в речи"
МБОУ «Украинская СОШ» Косихинского района
Алтайского края
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе
Тема: Употребление деепричастий в речи
Разработал учитель русского языка и литературы
Старикова Татьяна Викторовна
2013 год
Оглавление:
Введение…………………………………………………3 - 4
Основная часть. Конспект урока………………………5 - 16
Выводы…………………………………………………..17
Литература………………………………………………18
Приложения…………………………………………….19 - 23
Введение
Свою методическую разработку я посвящаю актуальной проблеме подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА.
Изучение каждой из самостоятельных частей речи в УМК под редакцией М.М.Разумовской заканчивается уроком, на котором исследуется ее роль в речи.
Цель данной работы: показать, как можно организовать деятельность уч – ся при изучении темы «Употребление деепричастий в речи». Эта тема является сложной для усвоения учащимися. Знания по этому разделу проверяются как на ГИА в 9 классе, так и на ЕГЭ в 11 классе. Задания ГИА направлены на проверку умения учащихся находить в тексте обособленные обстоятельства (чаще они выражены одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами). Задания ЕГЭ ориентированы на проверку умения экзаменуемых определять морфологическую характеристику слова, видеть отступления от грамматических норм: ошибку в образовании деепричастия, построении предложения с деепричастным оборотом.
Для изучения этой темы выбран комбинированный тип урока.
Данная разработка содержит материалы о значении термина деепричастие, времени его появления в языке, трудные случаи образования деепричастий, правила употребления деепричастных оборотов в речи. С целью оптимизации и активизации учебного процесса методическая поддержка деятельности учащихся на уроке осуществляется с помощью презентации. Это позволяет решить следующие задачи:
1.Значительно
сэкономить время на уроке.
2.Повысить уровень наглядности в ходе
обучения.
3. Активизировать внимание и умственную деятельность уч - ся.
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение на уроке таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся. Задания этого типа формируют у учащихся исследовательские умения (на доступном для их возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы. Использование проектной технологии позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника.
Формы обучения – активные: учебная задача реализуется в диалоге ученика и учителя, ученика и ученика. Учащиеся включаются во фронтальную, групповую, индивидуальную работу (самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями) и парную работу. Выбор методов и приёмов соответствует целям урока и его теме. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности используется словесный и наглядный методы. По степени самостоятельности мышления – репродуктивный и исследовательский. Лингвистический эксперимент формирует лингвистическую компетенцию уч-ся. Групповая и парная работа способствует формированию коммуникативной компетенции. Учащиеся учатся оценивать свою работу, работу соседа, помогать друг другу
Работа по развитию речи учащихся на уроке направлена на обогащение языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами, обогащение их словарного запаса (термин маринисты, слова редактор, редактировать), на предупреждение ошибок, связанных с образованием деепричастий и употреблением деепричастных оборотов в речи, поддержание культуры речевого общения во время урока. Развитию речи учащихся способствует использование всех видов речевой деятельности (слушание учителя и учащихся, говорение, чтение текста сочинения-описания картины, работа с деформированным текстом).
Межпредметные связи устанавливаются при работе с репродукцией картины «Море» Н.Н.Дубовского.
Активная позиция учащихся на уроке является одним из способов достижения и оценивания ожидаемых результатов. Ученик учится сам, учит других.
Конспект урока
Тема урока: Употребление деепричастий в речи.
Методическая цель: создать условия для формирования лингвистической и коммуникативной компетенции через формирование умения видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с образованием деепричастий и неправильным употреблением деепричастных оборотов, через осмысление выразительной роли деепричастий в речи, что будет способствовать сознательному отношению уч-ся к языку как к духовной ценности
Тип урока: комбинированный
Место урока в теме: один из завершающих уроков по теме «Деепричастие».
1) образовательные
обобщить и повторить материал по теме «Деепричастие»;
осуществлять поэтапную подготовку к ГИА и ЕГЭ;
способствовать закреплению умения узнавать деепричастия, находить их в тексте,
способствовать закреплению умения образовывать деепричастие от глаголов, определять вид деепричастий, умения видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов;
рассмотреть роль и выразительные возможности деепричастий в речи
показать преимущества употребления деепричастий в речи, изобразительные возможности деепричастий;
2) развивающие
способствовать развитию лингвистической компетенции, языкового чутья, всех видов речевой деятельности (навыки слушания, говорения, чтения, письма),
способствовать развитию мыслительных процессов (памяти, внимания, словесно-логического мышления),
способствовать обогащению языка школьников деепричастиями и деепричастными оборотами,
совершенствовать навык монологического высказывания;
3) воспитательные
способствовать воспитанию представления о прекрасном в языке и речи, потребности в эстетическом совершенствовании своей речи на примере использования деепричастий,
способствовать воспитанию любви к языку как к духовной ценности
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, словесный, практический.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
Дидактическое обеспечение:
учебник «Русский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.М.Разумовской. М.: Дрофа, 2010.
дидактический материал.
Ход урока:
Орг. момент. Мотивация уч-ся к учебной деятельности.
Цель:
настройка учащихся на получение новых знаний,
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда. (слайд 2)
Посмотрите, какое ясное солнышко за окном, как природа радуется приходу весны. Улыбнитесь друг другу, пусть урок пройдет организованно, весело, с пользой.
На прошлом уроке мы говорили об употреблении в речи причастий. Тема сегодняшнего урока - "Употребление деепричастий в речи".
Целеполагание
Цель:
организовать
и целенаправить деятельность учащихся
-
Давайте подумаем, какие вопросы мы
должны поставить перед собой, чтобы
научиться употреблять деепричастия в
речи?
(слайд
3)
-
Для чего употребляют деепричастия в
речи?
- Когда уместно употреблять
деепричастия?
- Как избежать ошибок
при употреблении деепричастий?
- Что значит правильно употреблять деепричастия (образовывать, использовать)?
- Сегодня мы рассмотрим выразительные возможности деепричастий. Словом, мы будем наблюдать, как «работает» деепричастие в речи. Важность урока и в том, что, усвоив роль деепричастий в речи, вы не только пополните копилку своих знаний, но и сможете сделать свои творческие работы более выразительными.
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: подготовка учащихся к практической деятельности по решению поставленных задач.
- Но чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя. Решим лингвистическую задачу. На слайде записаны слова, попробуйте сгруппировать их и найти слово, которое не группируется, которое лишнее (слайд 4)
рассказав
рассказавшие
рассказанная
рассказывающие
- А почему вы так думаете? (Лишнее слово задумавшись, так как это деепричастие, а остальные слова причастия. Это можно определить по признаку и суффиксу)
- Задание А 10 ЕГЭ звучит так: «Укажите правильную морфологическую характеристику слова задумавшись в … предложении». (Слайд 5) Значит, наша первая задача – знать, что такое деепричастие, уметь находить деепричастия в тексте, узнавать их в лицо по формальным признакам.
- Итак, вспомним, что такое деепричастие. Узнаем, почему деепричастие так называется (индивидуальное задание – исследование Резута Ю.)
Слово деепричастие состоит из двух частей (дее причастие), и объяснить его можно как причастность к действию.
Термин «деепричастие» ввел Милентий Смотрицкий в 17 веке (сообщение о Смотрицком – Васева Настя)
«Грамматика» - в 1618—1619 годах вышел главный филологический труд - основа церковнославянской грамматической науки на следующие два века. «Грамматика» Смотрицкого состоит из следующих частей: орфография, этимология, синтаксис, просодия. Ему принадлежит установление системы падежей, установление двух спряжений глаголов, определение вида глаголов; Смотрицкий первым ввел букву «г» и узаконил употребление буквы «й»; установил правила использования большой буквы, разделительных знаков, правил переноса. Значительная часть терминов была создана Смотрицким: числительное, деепричастие, междометие, сослагательное (наклонение), личный и безличный (глагол) и многие другие. Описал склонение прилагательных и числительных.
IV. Формирование новых знаний.
Цель: организовать деятельность уч-ся по формированию лингвистической и коммуникативной компетенций
1. Образование деепричастий.
- Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме.
Я предлагаю вам самим сделать «научные открытия» на основе наблюдений, анализа языковых фактов, явлений.
Послушайте стихотворение (слайд 6)
Пылает
небо, разбужая ветер,
Проснулся гомон
птичьих голосов –
Проклинывая всё
на белом свете,
Я вновь бегу в
спасительность лесов.
Шуршат зверушки,
выбегнув навстречу,
Приветливыми
лапками маша,
Я среди них пробуду
целый вечер,
Бессмертные творения
пиша.
-
Вы улыбаетесь? Почему? (неправильно
употреблены - образованы деепричастия)
2) О том, как образуются деепричастия, нам расскажут Аня и Карина. (презентация – исследование по теме «Образование деепричастий»)
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия
несовершенного вида обозначают незаконченное
добавочное действие,
которое происходит одновременно с
действием, выражаемым глаголом -
сказуемым.
Деепричастия несовершенного
вида образуются от основы настоящего
времени глагола при
помощи суффикса -а
(-я).
После
шипящих употребляется суффикс -а,
а в остальных случаях — -я.
От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:
от
глаголов, корни которых состоят из
одних согласных:
бить ― бьют, рвать
— рвут, шить — шьют, жечь — жгут и
др.
Исключение:
мчаться — мчатся — мчась;
от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь — берегут, мочь — могут и др.;
от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать — пишут, хлестать — хлещут и др.;
от глаголов с суффиксом -ну-: блёкнуть — блёкнут, мокнуть — мокнуть, тянуть — тянут, гаснуть — гаснут и др.
Деепричастия совершенного вида.
Деепричастия
совершенного вида обозначают законченное
добавочное действие,
которое, как правило, совершается до
начала действия, выраженного глаголом
- сказуемым.
Деепричастия
совершенного вида образуются от основы
неопределенной формы или основы
прошедшего времени (которые, как правило,
совпадают) при помощи суффиксов -в,
-вши, (после гласного) –ши (после
согласного). От
возвратных глаголов деепричастия
совершенного вида образуются с
суффиксом -вши(сь),
-ши(сь).
3) Исправление грамматических ошибок в стихотворном тексте.
- Как должны выглядеть деепричастия в стихотворении? (слайд 7 – запись появляется по щелчку)
Разбужая (разбудив – сов вид – от основы инф), проклинывая (проклиная – от основы наст вр проклинаю), выбегнув (выбежав – от основы инф выбежать), маша (нельзя – основа наст вр – машут – на шип), пиша (нельзя - основа наст вр. на шип)
4) Пропедевтика грамматических ошибок уч – ся. Подготовка к ЕГЭ – задание А 3.
Знания об образовании деепричастий могут помочь вам на ЕГЭ при выполнении задания А3, которое формулируется следующим образом: «Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова». (Слайд 8)
1) шестеро лётчиков 3) к двенадцатому апреля
2) смотрев на Землю 4) в тысяча девятьсот шестьдесят первом году
Ответы детей (ошибка допущена в примере 2: от глагола несовершенного вида смотреть образовано деепричастие совершенного вида при помощи суффикса –в- )
Самостоятельная работа с разноуровневыми заданиями (1 уровень для слабых уч – ся, 2 уровень – для сильных). Работа в парах.
Цель: научить правильно образовывать деепричастия несовершенного и совершенного вида, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Мы с вами вместе хорошо поработали, а теперь настало время для самостоятельной работы. Перед вами листы с заданиями. Образуйте от глаголов деепричастия сов. Вида и несов. вида, обозначьте суффиксы деепричастий. Будьте внимательны. Выполнив работу, обменяйтесь с соседом по парте и проверьте задания друг у друга.
1 уровень
Оглядываться (деепричастие несов. в.) -__________________
Распечатать (деепричастие сов. в.) - __________________
Сверкать (деепричастие несов. в.) -_______________
Оторваться (деепричастие сов. в.) -_______________
Спешить (деепричастие несов. в.) -______________
Остановить (деепричастие сов. в.) -______________
Купить (деепричастие сов. в.) -____________
Стучать (деепричастие несов. в.) –_____________
2 уровень
Вытирать –______________
Вытереть –______________
Шить –____________
Давать –_____________
Дать –______________
Кричать –___________
Крикнуть –______________
Резать –______________
Плыть –______________
Проверка выполнения задания.
- Работа в паре (взаимопроверка).
- Самопроверка (слайд 10)
Вытирать - вытирая, вытереть - вытерев, давать - давая, дать - дав, кричать - крича, крикнуть - крикнув, резать – нельзя образовать, т.к. основа наст. вр. на шипящий – режут), шить – нельзя образовать, т.к. основа наст вр. состоит только из согл. – шьют), плыть – плыву – плывя)
Построение предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастных оборотов.
- Ребята, вы любите юмористические рассказы? Я тоже. И сейчас я хочу прочитать вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга».
« Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (слайд 11)
- Какая часть речи в этом предложении употреблена неудачно? (деепричастие с зависимыми словами)
- О том, что такое дееприч. оборот и каковы правила его употребления в речи, нам расскажет Резута Юля (презентация - исследование)
(слайд 12) Правило: Если предложение начинается с Д.О., далее должно следовать подлежащее, обозначающее действующее лицо, которое выполняет и главное действие (выраженное сказуемым), и добавочное действие (выраженное деепричастием).
Итак, правила употребления деепричастного оборота в речи таковы:
Если есть деепричастие, то обязательно должен быть и глагол-сказуемое. Глагол и деепричастия не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
Нельзя допускать разнобой в употреблении видов глагола-сказуемого и деепричастия (слайд 13 - записи появляются по щелчку)
В предложении: Подъезжая к реке, всадники остановили лошадей — есть смысловая неточность. Деепричастие несовершенного вида указывает на совпадение по времени двух действий, выраженных глаголом и деепричастием, а в действительности всадники сначала подъехали к реке, а затем остановили лошадей. Поэтому уместнее использовать деепричастие совершенного вида: Подъехав к реке, всадники остановили лошадей.
- Обогащая язык, деепричастия создают своим присутствием множество ошибок. Но, к сожалению, мы не всегда замечаем грамматические ошибки. Научимся узнавать и исправлять такие ошибки, побудем сегодня в роли редакторов. Кто это?
- Индивидуальное задание уч-ся – работа с толковым словарем С.И. Ожегова.
(слайд 14) Редактор - человек, который редактирует что-нибудь; специалист по редактированию.
Редактировать - проверять и исправлять текст при подготовке к печати.
Работа со слайдами – ошибки в употреблении деепричастных оборотов в речи. Такие задания вам встретятся на ЕГЭ в 11 классе (слайд 15 – 25)
Русская народная пословица гласит: «Хорошую речь хорошо и слушать» (слайд 26)
Роль деепричастий в тексте
Деепричастия, деепричастия… Сколько с ними хлопот: и произносить их надо правильно, и употреблять в предложении, хорошенько подумав. А может, не так уж они и нужны?
Исследование по теме Елишева Никиты «Роль деепричастий в художественном тексте» (презентация - исследование)
Работа с учебником.
- Муки творчества, поиск нужного слова - ситуация, надеюсь, всем знакома.
Прочитаем, как об этом вспоминает писатель Д.В.Григорович (с.240, упр. 525)
- Как вы понимаете выражение Д.В.Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель?
Упражнение 531. Работа с репродукцией картины Н.Н.Дубовского «Море» (цветная вклейка № 7 в учебнике)
- Что изображено на картине? (море)
- Пейзаж, изображающий море, называется «марина»
Словарная работа: (слайд 27)
МАРИНА (французское marine, итальянское marina, от латинского marinus — морской) - картина, изображающая морской вид; раздел пейзажного жанра.
- А как называют художника, пишущего морские виды?
МАРИНИСТ (франц. mariniste, от лат. marinus — морской) - художник, пишущий марины
Групповая работа.
На
этом этапе учащимся предлагается
групповая форма деятельности: группа
№ 1 работает
над предложенным учителем текстом, в
котором нужно найти деепричастия и
задать к ним вопросы;
группа
№ 2
– выполняет задания учебника: составить
и записать несколько предложений с
деепричастиями и деепричастными
оборотами (Группа
№2, выполняющая творческую задачу,
организуется из учащихся с
абстрактно-логическим видом мышления,
с продуктивным характером познавательной
деятельности, способных самостоятельно
действовать в ситуации образовательной
напряженности)
Текст
для 1 группы:
Картина Н.Н.Дубовского «Море» вызывает восхищение, (как?) поражая своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море еще неподвижно, но легкий ветерок уже играет парусами, (как?) надувая их и заставляя скользить по морской глади. Небо, сливаясь с морем, (когда?) подхватывает его оттенки и настроение. Крича, (как?) носятся чайки над безбрежной водяной гладью. Художник постарался передать нам свое настроение, (как?) используя не звуки, а краски.
3.Лингвистический эксперимент.
- Давайте уберем из ваших текстов деепричастия и деепричастные обороты. Сравним текст с деепричастиями и без них.
- Что теряет текст? (эмоциональность, образность, красочность, экспрессию, добавочную информацию)
4. Вывод.
-
Итак, какой вывод мы можем сделать?
-
Без
деепричастий все меняется. Деепричастие
поясняет, как выполняется действие,
когда. Оно
дорисовывает, дописывает основное
действие, названное сказуемым, дополняет
его. При помощи деепричастий картина
моря, созданная поэтом, оживает,
наполняется более подробными деталями,
т.е. деепричастие и деепричастный оборот
обладают изобразительными свойствами.
Сочинение-размышление
о роли деепричастий в речи вам может
быть предложено на ГИА в 9 классе.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения: (слайд 28)
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался….
На уроке мне особенно понравилось…
Сегодня нам удалось…
А теперь вам необходимо закончить предложение (слайд 29)
Деепричастие
– важная и нужная часть речи.
Употребление
деепричастий делает нашу речь ….
Но надо знать следующие правила:
Деепричастный оборот в предложении не употребляется без…. Глагол и деепричастие обозначают действия одного….
Если одно из деепричастий сов. вида, то и другое….
от
глаголов несов. вида деепричастия
образуются при помощи суффиксов…, а
от глаголов сов. в.-….
Учитель: Итак,
сегодня мы обсуждали важную проблему
– употребление деепричастий в речи.
Умелое их употребление украшает нашу
речь, делает её понятной, образной,
лаконичной.
Глагольные формы часто использовались
и используются писателями и поэтами
при написании художественных произведений
как средства выразительности. Деепричастия
помогают создать живую, полную деталей
картину, они обозначают добавочное к
основному действие.
- Как вам кажется, где могут пригодиться эти знания?
VI. Д/з: (разноуровневые задания) (слайд 30)
1) написать «Похвальное слово деепричастию»;
2) решить тест и составить свой тест по изученной теме;
3) найти 5 пословиц или поговорок и 5 фразеологизмов с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами (объяснить их значение)
Заключение
Данный урок был проведен в 6 классе общеобразовательной школы для учащихся с разным уровнем подготовленности. Известно, что курс русского языка 6 класса вызывает трудности у школьников в усвоении, а у учителей – в подаче материала. Опыт показывает, что школьники с затруднением усваивают правила образования деепричастий, особенности строения предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами. Поэтому они часто допускают в своих работах речевые и грамматические ошибки. Материал данного урока имеет большое значение для подготовки шестиклассников к ЕГЭ по русскому языку. Ведь подготовка к экзамену начинается не в 11 классе, а гораздо раньше. Свои уроки русского языка строю таким образом, что обязательно включаю в них задания, которые встречаются на ЕГЭ.
В методической разработке я старалась учесть современные требования, предъявляемые к урокам русского языка.
У учителя – словесника роль особая: он должен не только дать прочные и обширные знания по предмету, но и развить в ученике культуру языка. Мне хотелось бы, чтобы мои ученики видели красоту языка, ценили мудрость книг, могли добывать информацию из разных источников и интерпретировать ее. Я стараюсь давать такие домашние задания, выполнение которых требует работы с разными источниками информации. Ограничиваться учебником, пусть даже очень хорошим, конечно, нельзя. Нужно задействовать и ресурсы школьной медиатеки, и сеть Интернет.
Литература для учителя:
Л.И. Новикова «Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе: к учебнику М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова, М.С. Соловейчик» – М.: Издательство «Экзамен», 2007
Современный русский язык» под (ред. Валгиной Н.С.) Москва: Логос, 2002.
Ф.П. Сергеев «Речевые ошибки и их предупреждение» Волгоград, 1999
Литература для учащихся:
1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб «Секреты стилистики. Правила хорошей речи» - М., «Айрис Пресс», 2003
2. Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова «Словарь-справочник лингвистических терминов» - М., «Просвещение»,1985
Ресурсы:
- основные:
1. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта М.: Дрофа, 2010.
2. Презентация.
- дополнительные:
1. Распечатанные задания «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида»,
2. Раздаточный теоретический материал «Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида»,
3. Рассуждение «Роль деепричастий в речи»
Приложения
Разноуровневые задания по теме «Образование деепричастий»
1 уровень
Оглядываться (деепричастие несов. в.) -__________________
Распечатать (деепричастие сов. в.) - __________________
Сверкать (деепричастие несов. в.) -_______________
Оторваться (деепричастие сов. в.) -_______________
Спешить (деепричастие несов. в.) -______________
Остановить (деепричастие сов. в.) -______________
Купить (деепричастие сов. в.) -____________
Стучать (деепричастие несов. в.) –_____________
2 уровень
Вытирать –______________
Вытереть –______________
Шить –____________
Давать –_____________
Дать –______________
Кричать –___________
Крикнуть –______________
Резать –______________
Плыть –______________
Теоретический материал
Деепричастия несовершенного вида.
Деепричастия
несовершенного вида обозначают незаконченное
добавочное действие,
которое происходит одновременно с
действием, выражаемым глаголом -
сказуемым.
Деепричастия несовершенного
вида образуются от основы настоящего
времени глагола при
помощи суффикса -а
(-я).
После
шипящих употребляется суффикс -а,
а в остальных случаях — -я.
От некоторых глаголов деепричастия несовершенного вида не образуются:
от
глаголов, корни которых состоят из
одних согласных:
бить ― бьют, рвать
— рвут, шить — шьют, жечь — жгут и
др.
Исключение:
мчаться
— мчатся — мчась;
от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х: беречь — берегут, мочь — могут и др.;
от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать — пишут, хлестать — хлещут и др.;
Деепричастия совершенного вида.
Деепричастия
совершенного вида обозначают законченное
добавочное действие,
которое, как правило, совершается до
начала действия, выраженного глаголом
- сказуемым.
Деепричастия
совершенного вида образуются от основы
неопределенной формы или основы
прошедшего времени (которые, как правило,
совпадают) при помощи суффиксов -в,
-вши, (после гласного) –ши(после
согласного). От
возвратных глаголов деепричастия
совершенного вида образуются с
суффиксом -вши(сь),
-ши(сь).
Групповая работа
Задания группе № 1: найти деепричастия и задать к ним вопросы (подумайте, от каких слов вы их будете задавать)
Картина Н.Н.Дубовского «Море» вызывает восхищение, поражая своей красотой. Тишиной, спокойствием веет от этой картины. Море еще неподвижно, но легкий ветерок уже играет парусами, надувая их и заставляя скользить по морской глади. Небо, сливаясь с морем, подхватывает его оттенки и настроение. Крича, носятся чайки над безбрежной водяной гладью. Художник постарался передать нам свое настроение, используя не звуки, а краски.
Домашнее задание:
Тест
Выполните задания с выбором ответа.
1) А 10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова забыв в предложении
Красота-то какая! – воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.
1) причастие 3) глагол
2) деепричастие 4) наречие
2) А 3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) обоих космонавтов 3) в две тысячи одиннадцатом году
2) не пророняя ни слова 4) их работа
3) А 20 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сад (1) всё больше редея (2) и (3) переходя в настоящий луг (4) спускался к реке.
1) 1,2 2) 1,4 3) 1,2,3,4 4) 3,4
4) А 17 В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) В мечтах он открывал ещё (не)исследованные планеты.
2) (Не)обычная обстановка мешала сосредоточиться.
3) Он постоял, (не)решаясь двигаться дальше.
4) (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.
5) А 4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Наблюдая за Землёй из космоса,
1)наша голубая планета была прекрасной.
2) космонавт любовался её красотой.
3) краски родной планеты обрадовали Гагарина.
4) космонавта охватило волнение.
В данных примерах приведены предложения с неправильным употреблением деепричастных оборотов. Проанализируйте ошибки, исправьте их.
Назвавшись именем Тани, Зою долго пытали фашистские варвары.
Прочитав роман Л.Н. Толстого, наибольшее впечатление на меня произвел образ князя А.Болконского.
Читая роман, душа наша наполняется негодованием и жалостью.
Раскольников думает, что, убив старуху, жизнь его станет лучше.
Рассмотрев два эти произведения, есть в них нечто общее - прежде всего судьба простого русского человека.
Я с детства любил стихи Пушкина, но, проработав два года в школе, он стал самым любимым моим поэтом.
Жалобно заржав, бабушка встала крестом перед конем.
Сделавшись светской дамой, Онегин в нее влюбился.
Наполеон думал, что, пройдя через границу России, ему преподнесут ключи от столицы.
Насыпав попу в тесто махорки, Павла выгнали из школы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Старикова Татьяна Викторовна
→ я16 27.07.2013 1 3701 590 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.