Конспект урока литературы "М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок"; 10 кл.
Новичкова Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназия №46 п. Малаховка
Урок литературы в 10 классе по теме
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и
поэтика сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Цели:
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.
Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и гротеске.
Показать на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».
Задачи:
проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;
развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
совершенствовать умения доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;
развивать интеллектуальные способности;
воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Форма проведения урока: презентация.
Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.
Тип урока: объяснение нового материала
Ход урока.
Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.
Вступительное слово учителя. У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.
Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше. Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.
- Что мы помним из биографии писателя? (Ответы учеников).
Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион): медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»? («Орёл-меценат»). Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы.) Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок?(Ответы учеников.)
Биография писателя. Учащиеся делают записи в тетради. Слайды.
Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.
Предлагаем конспект учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.
1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок - Михаил Салтыков.
1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.
1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.
1845-47 - участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные записки».
1847- опубликована повесть " Противоречия ".
1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
1848-55 - жизнь в Вятке.
1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.
1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.
1858-1862 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.
1862 - вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".
1864 - вернулся на государственную службу.
1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.
1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.
1868 - получил отставку и стал одним из редакторов, а после
смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).
1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.
1880 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.
1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».
1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.
1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.
В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».
5. Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное сообщение первого ученика. Слайды.
Записи в тетрадях.
«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).
Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные
выражения
Народная лексика
Сказочные
персонажи
Концовка
Сказки Салтыкова-Щедрина
Сатира.
Сарказм.
Смешение категорий
добра и зла.
Нет положительного
героя.
Уподобление человека животному.
Сказки русского народа
Юмор.
Гипербола.
Победа добра над
злом.
Положительный герой.
Очеловечивание
животных.
Проблематика сказок.
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
Положение народа («Коняга», «Кисель»)
Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)
Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)
Поэтика. Художественные особенности сказок (с примерами из текста).
Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)
Гротеск (переплетение фантастики и реальности)
Эзопов язык (иносказание и метафоричность)
Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)
Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)
Гиперболизация
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды. Записи в тетрадях.
Сатирические приёмы.
ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,
где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
гипербола — чрезмерное преувеличение
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).
6. Письменная самостоятельная работа (на листочках).
Вопросы.
1. Какое
учебное заведение, в котором он сам
учился, Салтыков-Щедрин впоследствии
назвал «рассадником министров»?
2. Членом
какого социалистического кружка был
молодой Салтыков?
3. Как удалось
ему избежать каторги, в отличие
Достоевского?
4. Какой период
своего жизненного пути Салтыков-Щедрин
считал «великой школой жизни»?
5. Историю
какого вымышленного города написал
Салтыков-Щедрин, указав точные даты его
существования?
6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?
7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?
8. Если гоголевский
«смех сквозь слёзы», то как можно
определить щедринский смех?
9.
В прощальном письме к сыну перед
смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче
всего люби родную ... и звание ... предпочитай
всякому другому». Какие слова пропущены?
10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?
ОТВЕТЫ.
1. Царскосельский лицей.
2. Кружка
М. В. Петрашевского.
3. Арестован
был за повести «Противоречия» и
«Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома
кружка и сослан в Вятку.
4. «Вятский
плен» — почти 8 лет (1848—1855).
5. «История одного города» — Глупова,
с 1731 по 1826 г.
6. «Современник» и «Отечественные записки».
7. Пенкосниматели.
8. Смех сквозь негодование.
9. «...литературу», «...литератора».
10. 32 сказки.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.
7. Подведение итогов. Выводы.
Рефлексия. Заключительное слово учителя.
8. Домашнее задание.
Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе «Сатирические приёмы».
Прочитать повесть «История одного города» (до «Фантастического путешественника»).
Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести для одноклассников.
Использованная литература
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.Ю. Липина. – 4-к изд., М. Дрофа, 2002.
Литературные викторины. Л.Л. Бельская. М., Просвещение, 2007.
Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А. Обернихиной, М., Дрофа, 2006.
Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина, 2011.
Интернет-ресурс: http://www.myshared.ru/slide/62172/#
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новичкова Ольга Викторовна
→ Novichkova_Olga 07.08.2013 0 14335 1970 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.