Дидактический материал по теме «Синтаксис и пунктуация» в 9-11 классах (на материале романа Е. Водолазкина «Лавр»)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска





Дидактический материал по теме «Синтаксис и пунктуация» в 9-11 классах (на материале романа Е. Водолазкина «Лавр»)











подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна













Брянск-2013




Одна из самых известных литературных премий, помогающих сориентироваться в море произведений современных писателей - «Большая книга». Познакомить старшеклассников с новым для них именем и произведением и повторить изученное по теме «Синтаксис и пунктуация» позволит данный дидактический материал.


Диктант № 1 с грамматическим заданием

Предполагают, что слово врач происходит от слова врати - заговаривать. Такое родство подразумевает, что в процессе лечения существенную роль играло слово. Ввиду ограниченного набора медикаментов роль слова в Средневековье была значительнее, чем сейчас.

Говорили врачи. Им были известны кое-какие средства против недугов, но они не упускали возможности обратиться к болезни напрямую. Произнося ритмичные, внешне лишенные смысла фразы, они заговаривали болезнь, убеждая ее покинуть тело пациента.

Говорили больные. За отсутствием диагностической техники им приходилось подробно описывать все, что происходило в их страдающих телах. Иногда им казалось, что вместе с тягучими, пропитанными болью словами мало-помалу из них выходила болезнь.

Говорили родственники больных. Они уточняли показания близких, потому что не все болезни позволяли страдальцам дать о пережитом достоверный отчет. Родственники могли открыто выразить опасение, что болезнь неизлечима, и пожаловаться на то, как трудно иметь дело с больным. От этого им тоже становилось легче. (По Е.Водолазкину)


1. Выпишите из 1-го абзаца текста существительное(ые), имеющие форму только единственного числа. К какой из групп по значению они относятся: к конкретным, отвлеченным, собирательным или вещественным или существительным?

2. Из последнего абзаца выпишите существительное(ые), образованное(ые) путем перехода из другой части речи.

3. Из третьего абзаца выпишите причастия и укажите их постоянные грамматические признаки.

4. В последнем абзаце подчеркните прилагательные как члены предложения.

5. Подчеркните основы односоставных предложений, определите их тип. Какова их стилистическая роль?

6. Найдите сложноподчиненное(ые) предложение(я) с двумя или более придаточными частями и определите вид связи их с главной частью.

7. Какие языковые средства выразительности используются в третьем абзаце?

Диктант № 2 с грамматическим заданием

Поле боя оглашалось исступленными криками. Они то затихали, то возобновлялись с нечеловеческой силой, ибо в этих криках не было уже ничего человеческого. Арсений пошел на крики. Кричавшего окружала толпа, но никто не решался к нему подойти. Скрюченный человек катался по кровавой земле, а за ним волочились, собирая пыль и сосновые иголки, вывалившиеся кишки. Когда человека на мгновение распрямило судорогой, Арсений увидел, что кричавшим был стражник Власий.

Арсений сделал шаг к Власию, и толпа перед ним расступилась. Она ждала того, кто сделает этот шаг. Ее горячее желание помочь воплотилось в том, как быстро и широко она приготовила Арсению путь. Арсений склонился над раненым. Власий, немногословный, доброжелательный Власий, превратился в исходящую криком страдающую плоть. И Арсений спросил сам у себя, есть ли ныне в этой плоти дух, и ответил, что не может не быть.

Острым ножом Арсений разрезал на страдальце одежду и оголил ему торс. Спросил воды. Когда ему принесли кувшин с водой, он приказал окружающим держать Власия за ноги и за руки. Затем приподнял с земли кишки Власия и стал омывать их струей. На их скользкой поверхности он чувствовал сгустки крови и слизи. Власий закричал так, как еще не кричал. Амброджо, чтобы поддержать Арсения, касался его спины, но смотрел в другую сторону, потому что смотреть на происходящее с Власием сил у него не было. Арсений вправил кишки в живот и обмотал его холстиной. Несколько человек подняли раненого и положили на один из возов поверх шкур. Голова его безжизненно свесилась. Власий был без сознания.

1. Из первого абзаца выпишите существительное(ые), образованное(ые) путем перехода из другой части речи.

2. Из второго абзаца выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

3. Подчеркните основы односоставных безличных предложений, входящих в состав сложных, в первом абзаце. Какова их стилистическая роль?

4. В третьем абзаце найдите сложноподчиненные предложения с одним придаточным, составьте схемы, определите вид придаточного.

5. Найдите сложноподчиненное(ые) предложение(я) с двумя или более придаточными частями в третьем абзаце и определите вид связи их с главной частью.

6. Какие языковые средства выразительности используются во втором абзаце?

Цифровой диктант № 1

(записать номера простых осложненных предложений)

(1) Покинув Вену, караван пошел вдоль Альп. (2) Между дорогой и горами раскинулись поля. (3) Было что-то успокоительное, почти ленивое в том, как лежали эти горы. (4) Но, несмотря на кажущийся покой, неподвижность их была мнимой. (5) В отличие от полей, честно остававшихся на своих местах, горы двигались. (6) Они сопровождали караван справа, не приближаясь к нему, но и не удаляясь. (7) Стремились вперед со скоростью каравана, и шедшим казалось, что обогнать их невозможно.

(8) На дальнем краю полей, где ветер причесывал рожь в противоположную сторону, начиналось движение. (9) Оставаясь равниной, эти пространства уже двигались вместе с горами. (10) На ходу горы менялись. (11) Они становились выше, круче, лес оборачивался камнем, а камень покрывался снегом. (12) Арсений впервые видел высокие горы и теперь любовался ими не отрываясь.

(13) Так караван дошел от Вены до Граца, из Граца же взял курс на Клагенфурт. (14) Здесь дорога шла уже через горы. (15) Она вилась, приноравливаясь к гигантским каменным складкам. (16) Скалы сдвигались над дорогой все теснее. (17) Иногда они почти смыкались наверху, и тогда становилось темно. (18) Порою же горы снова расступались, и в таких местах устраивался привал, поскольку в широких местах опасность попасть под камнепад была меньше.


Цифровой диктант № 2

(записать номера сложносочиненных предложений)

(1) Лед на озере растаял, и в городе сразу стало теплее. (2) С наступлением жарких дней мор стал спадать. (3) Белозерск возвращался к обычной жизни, и тревога его жителей постепенно рассеивалась. (4) Не рассеивалась великая слава Арсения, которая гремела уже по всему княжеству. (5) К Арсению обращались по всякому врачебному поводу и обращались даже без повода. (6) В общении с ним горожане ощущали явную благодать, и хотя Арсений говорил немного, но само его внимание, улыбка, прикосновение наполняли их радостью и силой.

(7) Время от времени его приглашал на обеды князь Михаил и вновь звал Арсения переселиться к нему в палаты. (8) Князь хотел было построить ему большой дом у своих палат, но Арсений отверг и это. (9)Арсений отказался бы и от обедов, однако такой поступок князь воспринял бы как личную обиду.

(10) Князь был умным человеком и в стремлении приблизить к себе Арсения не стал усердствовать. (11) Поняв, что Арсению требуется определенная независимость, князь Михаил не стал навязывать ему свое общество. (12) Под определенной независимостью князь понимал независимость, границы которой определял бы он сам. (13) Предоставив Арсению жить в городе по собственной Арсениевой воле, он ограничил его лишь в праве город покинуть. (14) Это он дал понять Арсению вежливо, но твердо. (По Е.Водолазкину)

Цифровой диктант № 3

(записать номера сложноподчиненных предложений)

(1) Дальше начиналась Силезия. (2) Пока Арсений расспрашивал у купцов о Силезии, она незаметно перешла в Моравию. (3) Он поторопился узнать все о Моравии, ибо ничто в Моравии не предвещало, что она больше Силезии. (4) В устах живших там людей славянская речь равномерно чередовалась с немецкой и венгерской. (5) С продвижением на юго-запад немецкая речь встречалась все чаще, пока совершенно не вытеснила собой все остальное. (6) Так начиналась Австрия.

(7) Немецкая речь была Арсению не чужда. (8) В том, что произносили встречные люди, он угадывал те слова, которые и сам когда-то пытался читать в Белозерске, когда учился у купца Афанасия Блохи. (9) Выяснилось, что произношение говоривших по-немецки существенно отличалось от произношения Афанасия. (10) Впрочем, Афанасий был виноват в этом лишь отчасти. (11) Жители Австрии уже тогда старались говорить по-немецки на собственный лад. (12) В конце XV века австрийцы еще в точности не знали, отличаются ли они от немцев и если отличаются, то чем. (13) Особенности произношения в конце концов дали им ответ на оба вопроса.



Выборочный диктант № 1

Выписать сложноподчиненные предложения и выполнить их синтаксический разбор

(1) Через неделю из Киева отправился караван купцов в Венецию, и Арсений с Амброджо к нему примкнули. (2) Отпуская их в дорогу, воевода Сергий испытывал грусть, которой не скрывал. (3) Воеводе было жаль расставаться с таким замечательным врачом. (4) Ему было жаль расставаться с хорошими собеседниками. (5) За то недолгое время, что у него гостили паломники, он успел многое узнать о жизни в Пскове и в Италии, о всемирной истории и способах подсчета времени конца света. (6) Воевода Сергий предпринял слабые попытки удержать своих гостей, но всерьез остановить их не пытался.(7) Он знал, по какому поводу Арсений и Амброджо предприняли это путешествие.


Выборочный диктант № 2

Выписать сложные предложения, части которых осложнены, и выполнить их пунктуационный разбор

(1) На караван напали, крикнул кто-то поблизости. (2) Для нападения разбойники выбрали предутренний сон, когда налившееся теплом тело безвольно и беззащитно. (3) Первым делом они устремились к стражникам ночной охраны. (4) Те не оказали сопротивления, потому что не бодрствовали, а, напротив, были объяты глубоким сном. (5) Их зарубили сразу же, во сне, у потухшего костра. (6) Один из них, смертельно раненный, успел закричать и разбудил других стражников. (7) Спавшие в ту ночь одетыми, стражники немедленно бросились в бой.

(8) Разбойники не ожидали сопротивления. (9) Они привыкли, что в таких случаях охрана разбегается, оставляя все добро напавшим. (10) Но охрана не разбежалась. (11) Она молча и зло сопротивлялась разбойникам, окончательно просыпаясь по ходу боя. (12) Злодеи видели, что быстрой победы уже не будет, а победа любой ценой в их планы не входила. (13) Потеряв убитыми нескольких человек, они решили отступить. (14) Раздалась негромкая команда, и разбойники стали покидать расположение каравана. (15) Через несколько минут группа всадников уже мчалась на восток. (16) Их никто не преследовал.

(17) Когда окончательно рассвело, стало понятно, как ужасен был бой. (18) У потухшего костра лежало четверо заколотых стражников. (19) В их руках не было оружия, они просто не успели проснуться. (20) Были также обнаружены тела трех разбойников. (21) По форме нательных крестов определили, что они были из русских.



Выборочный диктант № 3

Выписать сложноподчиненное(ые) предложение(я) с двумя или более придаточными частями и определить вид связи их с главной частью.

(1) Во время дождя брат Гуго рассказывал им о природе туч и облаков, в хорошую же погоду говорил о небесных поясах, по которым плавают светила, дневные и ночные. (2) Наблюдая, как быстро меняется в Альпах погода, францисканец не утаил от Арсения и Амброджо и того, что знал о влиянии климата на характер человека. (3) Из климатических особенностей земель он достоверно выводил, что римляне мрачны, греки переменчивы, африканцы коварны, галлы свирепы, а англичане и тевтоны крепки телом. (4) Сильный мистраль в долине Роны привел к тому, что люди там ветрены, легкомысленны и не держат данного ими слова. (5) Переселение же народов вместе со сменой климата неизбежно ведет к изменению нрава. (6) Так, ломбардцы, перебравшись в Италию, утратили жестокость, отчасти, конечно, потому, что женились на итальянках, но в основном, как следует полагать, все же из-за климатических условий.

Использованная литература

Водолазкин Е. Лавр. http://book-online.com.ua




Полный текст материала Дидактический материал по теме «Синтаксис и пунктуация» в 9-11 классах (на материале романа Е. Водолазкина «Лавр») смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Легоцкая Вера Сергеевна  веранда
12.08.2013 0 4129 534

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК