Дидактический материал "Особые формы глагола. Причастие"; 6 класс.








Новичкова Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

МОУ Гимназия №46 п. Малаховка



Причастие.

1.

Распределите по столбикам прилагательные и причастия, в скобках указав их род, число и падеж.

Прилагательные

Причастия






  1. Крупную и кислую клюкву знают все.

  2. Хорошая книга – это раскрывающаяся перед тобой дверь в прекрасное.

  3. Участвовавшие в конкурсе ученики нашего класса заняли призовое место.

  4. Честному человеку на земле легче живётся.

  5. Журчащий меж камней ручеёк рассказывает нам чудесную сказку.

  6. Его лицо озарилось радостной улыбкой.

  7. Я сразу понял объяснённую учителем новую тему.





2.

Выпишите из предложений причастия и запишите их приёмом поморфемного письма. Укажите время причастий.

  1. Лошадь наклонилась и сорвала зубами несколько травинок, пробившихся сквозь опилки.

  2. Окружённый цветущими яблонями, стоял тёмный дом.

  3. Через секунду дверь распахнулась, и появился запыхавшийся, разгорячённый Андерс.

  4. Она слезла с качелей и милостиво подошла к забору, отделявшему её сад от сада Калле.

  5. Перед домом Лисандеров красовались роскошные клумбы и расчищенные дорожки.

(А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».)

3.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Для каждого причастия в скобках укажите признаки глагола и прилагательного.

  1. И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле. (Ф. Тютчев.)

  2. Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долин, смотрю на лес, покрытый мглою, и на огни его вершин. (А. Фет.)

  3. Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н. Рыленков.)

  4. Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила, и мирный вечера пожар волна морская поглотила. (Ф. Тютчев.)

  5. Чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят. (С. Маршак.)

  6. Уж звёзды светлые взошли и тяготеющий над нами небесный свод приподняли своими влажными главами. (Ф. Тютчев.)

4.

Укажите глаголы, от которых образованы причастия. Определите спряжение глаголов. С тремя словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Плывущие обл..ка, т..мнеющий лес, зависящий от (не)погоды, отдыхающий работник, л..тящая птица, увидевший радугу, дре(с, сс)ирующий собак, созревший крыжо..вник, сверкающий ин..й, стелющийся туман, дог..рающая з..ря, дышащий свежестью.



5.

Выпишите из предложений словосочетания «причастие + существительное» и укажите вид, время причастий. Суффиксы обозначьте.

  1. Яркий утренний свет залил комнату и разогнал причудливые тени, прятавшиеся по сумрачным углам.

  2. Одевшись, он прошёл в библиотеку и сел за круглый столик у раскрытого окна, где для него был приготовлен лёгкий завтрак на французский манер.

  3. Взгляд Дориана случайно остановился на жёлтой книжке, присланной лордом Генри.

  4. Восьмиугольный, выложенный перламутром столик казался ему работой каких-то неведомых египетских пчёл, лепивших свои соты из серебра.

  5. Позднее Дориан заинтересовался вышивками и гобеленами, заменившими фрески в прохладных жилищах народов Северной Европы.

(О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».)

6.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В причастиях обозначьте суффиксы. Ниже укажите глаголы, от которых образованы причастия.

  1. Между пор..девшими стволами м..лькают мазаные стены.

  2. Синяя струйка дыма в..ётся под нависшей зеленью; пок..сившаяся изба с лохматою крышей пр..ютилась под стеной красных стволов; она как будто вр..стает в землю, между тем как стройные и гордые сосны высоко покач..вают над ней своими головами.

  3. Край тёмной тучи выдвинулся из-за густых в..ршин над лесною поляной; ветви замыкавших поляну сосен закачались под дуновением ветра, и лесной шум пронёсся глубоким усилившимся аккордом.

(В.Г. Короленко «Лес шумит».)

7.

Распределите по столбикам словосочетания с главным словом - деепричастием и с главным словом - причастием. Суффиксы деепричастий и причастий обозначьте.

С деепричастием

С причастием





Озябшие на снегу, озябнув от ветра, путешествуя по свету, путешествующий налегке, рассматривая холст, рассматривавший с интересом, развивающий волю, развивая скорость, предупреждая заранее, предупреждающий взгляд, исчезающая боль, исчезая за горизонтом.



8.

Преобразуйте данные словосочетания в синонимичные обороты.

1. Образец: дети, которые купаются – купающиеся дети.

Растение, которое вьётся; травы, которые ропщут; колонна, которая движется; оратор, который выступает; потоки, которые несутся; снежинки, которые летят; дождь, который стучит.

2. Образец: свеча, которая догорела – догоревшая свеча.

Листок, который загнулся; путник, который расположился; ребёнок, который наигрался; почка, которая набухла; жучок, который ползал; студент, который присутствовал; повар, который приготовил.



9.

Распределите по столбикам действительные и страдательные причастия, выделив в них суффиксы.

Действ. прич.

Страдат. прич.





Сверкающие капли, облитый теплом, напоённый благоуханием, облетевшие листья, говорящий по-испански, увитые плющом, сражавшиеся за Родину, притворившийся спящим, сражённый пулей, отворённое окно, пересечённая местность, уловивший взгляд, перепаханное поле.

10.

Спишите, расставляя недостающие запятые. Подчеркните причастные обороты.

  1. Река быстро разлившаяся затопила окрестные луга.

  2. Наш народ помнит имена героев, совершивших подвиг в дни Великой Отечественной войны.

  3. Поля распаханные и засеянные вовремя тянулись по обеим сторонам дороги.

  4. На опушке леса

  5. Земля обласканная солнцем дарила терпкий запах осенних цветов.



11.

Спишите, расставляя недостающие запятые, где это необходимо. Графически обозначьте определяемые слова и причастные обороты, одиночные причастия.

  1. Он [дождь] сбивал с берёз холодные подгнившие листья и стучал по железной крыше вагонов.

  2. Около самого берега Ваня заглянул в воду и увидел круглые водоросли похожие на шары из зелёного дыма.

  3. Народ был разноязычный набранный только на уборку одного урожая.

  4. Ваня узнавал старые места: лесные заброшенные дороги уводившие в заросли осинника просеки заросшие вереском бессмертником и колосистой травой и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке.

  5. Потом пошли сухие болота заросшие низкой берёзкой ольхой брусникой и кукушкиным льном.

(К.Г. Паустовский «Австралиец со станции Пилево».)

12.

Отгадайте русские народные загадки. Выпишите из каждого предложения грамматическую основу. Суффиксы причастий обозначьте.

  1. Телятки гладки, привязаны к грядке.

  2. Стоит дуб, полон круп, шапочкой накрыт, гвоздиком прибит.

  3. В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.

  4. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогатый.

  5. Вся дорожка усыпана горошком.



13.

Проведите линии, установив соответствие между причастиями в предложениях и их формами.

Предложения

Форма причастия

Проезжему человеку, сидевшему в тарантасе, нравилось любоваться чудесным пейзажем.

Действ., наст. вр., им. п.


В комнату вошла мило и добро улыбающаяся девушка.

Страдат., прош. вр., вин. п.

Хозяйка дома развешивала на улице тщательно выстиранную белоснежную скатерть.

Действ., прош. вр., дат. п.


Из-за высоких лип, ароматно пахнущих, показалась ракета.

Страдат., наст. вр., им. п.

Лошадь, подгоняемая наездником, во весь опор неслась по пригорку.

Действ., наст. вр., род. п.



14.

Спишите предложения. После каждого причастия укажите их постоянные морфологические признаки. Суффиксы обозначьте.

  1. Широкий двор был весь покрыт сияющ.., бел.., мягк.. снегом.

  2. Там стояли огромн.., чуть не до неба, широк.. ветлы, покрыт.. инеем, - каждая веточка была точно из снега.

  3. В сумерки Никита побежал через двор к людской, откуда на лиловый снег падал свет двух замёрзш.. окошек.

  4. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленн.. снегом.

  5. Лиля была одета в белое платье с голубой шёлковой лентой, завязанн.. сзади в большой бант.

(А.Н. Толстой «Детство Никиты».)

15.

Распределите номера предложений по столбикам: в левый с одиночным причастием, в правый с причастным оборотом. Знаки препинания не проставлены.

Предл. с один. прич.

Предл. с прич. обор.






  1. В конце концов придёт пора когда одинокая ромашка на краю дороги к отчему дому покажется нам милее звёздного неба над Великим океаном и крик соседнего петуха прозвучит как голос родины зовущей нас обратно в свои поля и леса покрытые туманом.

  2. Они [шмели] отвесно взлетали из травы и с треском ударялись о заколоченные окна церкви.

  3. День стоял туманный засыпанный сухими берёзовыми листьями.

  4. Её [земли] дыхание было свежим исцеляющим прежние обиды.

  5. Ваня сел на грядку и стал осторожно счищать щепкой с лопаты налипшую землю.

  6. Мшары были золотые от осени: жёлтые листья падали в жёсткую и высохшую траву.

(К.Г. Паустовский «Австралиец со станции Пилево».)




Полный текст материала Дидактический материал "Особые формы глагола. Причастие"; 6 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новичкова Ольга Викторовна  Novichkova_Olga
21.08.2013 0 3964 565

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК