Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?..» (по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»); 7 класс
Келехсаева Марина Сослановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №42
г. Владикавказа РСО-Алания
Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса
(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)
Цель урока: показать типичные образы детей, никому не нужных, забытых, брошенных; продолжить формирование навыков анализа произведения; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; сформировать у учащихся чувство ответственности за тех, кто рядом; пробудить чувство сострадания к герою, а также ко всем обездоленным детям.
Господи, что это за мир такой,
если решил он обойтись без добрых людей?
В.Распутин
Малютка, я бы мог утопить
в слезах, пролитых тобою,
всех, кто тебя обидел.
Но я соберу, соберу все слезы,
пролитые всеми детьми на свете,
Яростно хлынут они
И обрушат несправедливость.
Гарольд Гриффин,
канадский поэт
Под эпиграфами к уроку ключевые слова: ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЕРА (индивидуальное задание – ЛЗ этих слов)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.
Вера – убеждение в существовании Бога.
Ход урока:
Слово учителя.
Ребята! Вы прочитали рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Это первая наша встреча с писателем. Прежде чем приступить к анализу произведения, давайте поближе познакомимся с человеком, который заставил трепетать наши сердца, заставил призадуматься о судьбе обездоленных и угнетенных.
- Сообщение подготовленного ученика о жизни Ф.М.Достоевского.
Как вы понимаете слова: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу»?
- Обрести Христа – обрести веру в Бога. Иисус Христос для человека – Спаситель.
Уверовав в Христа, человек следует Ему и в страданиях, и в любви, и в сострадании к ближнему, обретая и спасая тем самым свою бессмертную душу.
Учитель: Ф.М. Достоевский – «взрослый» писатель. Он автор больших и нелегких для чтения романов. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы тот никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни - голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.
Для Достоевского было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в этом мире, значит, неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью! Тогда и сам он будет ДОБРЕЕ, СПРАВЕДЛИВЕЕ, МИЛОСЕРДНЕЕ!
Один из любимых героев Достоевского говорит детям (зачитать): «…Теперь, в эту минуту, как я смотрю на ваши добрые, милые лица, - милые мои деточки, может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома».
Итак, ребята, судьба обездоленных детей в рассказе «Мальчик у Христа на елке».
Представьте, пожалуйста, произведение (составляем литературный «паспорт»):
Литературная форма:
- проза
2. Литературный род:
- эпический
3.Литературный жанр:
- авторская литература. Рассказ, так как он мал по объему, говорится в нем об одном событии из жизни героя, происходящее изображено на протяжении короткого времени.
4. Тема рассказа:
- Изображение обездоленных детей.
5. Для чего написан рассказ, какова его идея?
На этот вопрос попробуем ответить анализом произведения.
Давайте уточним, к какому жанру относится произведение?
- Святочных рассказов. Святки – это праздничные дни в честь Рождества Христова.
В чем особенность святочных рассказов?
- Действие происходит в праздничные дни, в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, добрая неожиданность, конец, как правило, хороший.
С каким событием связано Рождество и что вы ощущаете в эти праздничные дни?
Вспомним наше настроение перед праздником. Детские впечатления незабываемы: праздничная суета, подготовка сюрпризов, елка, добрые лица близких людей. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.
Каким вы представляете себе героя рассказа?
- описания внешности, манеры поведения.
По этому описанию можно представить зримый образ мальчика. Каков же он?
- Мальчик несчастен, одинок, он беден, до него никому нет дела. Но он ребенок, способный радоваться чуду, сказке – живым куклам.
Как в первой части рассказа раскрывается характер мальчика?
- В первой части создается обобщенный, типичный образ детей, никому не нужных, брошенных и забытых. Достоевский рисует страшную картину жизни людей, которые поколение за поколением живут бродяжничеством, воровством и преступлением.
Как автор показывает обреченность, трагедию детей?
- Другие люди не замечают их: «Один из них … ночевал у одного дворника в какой- то корзине, и тот его так и не замечал».
Как вы думаете, почему автор употребил несовершенный вид глагола «не замечал»? Какую мысль автора выражает грамматическая форма глагола?
- Подчеркивается постоянство действия. «Не замечал» - отворачивался, не хотел видеть ради своего спокойствия.
С какой целью автор неверно цитирует Некрасова? Сопоставьте с оригиналом и сделайте вывод.
- 1. «Скверный» от слова «скверна» - нечто гнусное, мерзкое, порочное, то, что кощунственно. (Кощунствовать – оскорблять святыню).
2. «Безжалостно» вместо «по капле» - отражает отношение автора к происходящему.
3. «Вливал» - т.е. насильно.
Таким образом, в отношении ДЕТСТВА («Детство» - название стихотворения) совершается преступление, циничное, насильственное, оскорбляющее святость детства, убивающее СВЯТОЕ – ДУШУ РЕБЕНКА!
Что же ждет общество в будущем?
- Дикость (зачитать последний абзац I части)
На этой тревожной ноте заканчивается I часть произведения. (Обращаемся к стихотворению Г.Гриффина «Слезы», заранее записанное на доске или спроецированное на интерактивную доску)
Как изображает автор отношение общества к детям во второй части рассказа?
- «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика» (стр.374)
- «…сидят там четыре богатые барыни…» (стор.375)
(Обратите внимание на девушку, которая дала копеечку.)
Что стало с мальчиком? Кто виноват в его смерти?
- развернутый ответ, потом зачитать: «И узнал он, что…»
Итак, мы видим, что общество относится к ребенку бездушно в каждом конкретном случае. Рассуждения писателя о судьбе детей в первой части усиливаются конкретным рассказом о судьбе одного ребенка во второй части.
Какой художественный прием использует автор?
- Прием антитезы.
Как прием антитезы «мертвость» общества людей?
- «Живые куколки» противопоставлены мертвым душой людям.
- Мир Христа (мир света, любви, радости, прощения) противопоставляется миру земному (миру холода, темноты, отчаяния, злобы).
Как характеризует мальчика эпизод «Елка у Христа»?
- Мальчик хотел всем рассказать об увиденных куколках, он способен удивляться, радоваться жизни, он любит всех людей.
Теперь давайте попробуем объяснить смысл слов, с которых начинается повествование и которые неоднократно повторяются в рассказе: «Дети – страшный народ, они снятся и мерещатся».
- Мерещиться – представляться неясно, представляться вдали, казаться во сне и наяву. Дети «странны» взрослым своей способностью действовать не по разуму и расчету. Они способны мечтать, удивляться, сохранить душу в бездушном мире.
Выводы.
В притче о богаче и Лазаре из Евангелия есть стих: «…и даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят». «Мальчику у Христа на елке» не поверят люди бездушные, не способные к состраданию и любви. Автор не принуждает нас верить в то, что произошло, он говорит о своей позиции человека, любящего детей и верующего во Христа.
Христос для Достоевского не отвлеченный идеал, но абсолютное, высшее Благо и совершенная Красота. Поэтому он пишет: «Если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной».
Тихо звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Подводим итоги.
Уроки Ф.М.Достоевского. Чему научил рассказ? К чему призывает писатель?
- К ДОБРУ, ВЕРЕ, МИЛОСЕРДИЮ, СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Задание на дом:
Сочинение-рассуждение «О чем заставил задуматься рассказ «Мальчик у Христа на елке»?
Использованная литература:
1. Материал учебника по литературе для 7 класса под ред. М. Ладыгина.
2.Текст рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Келехсаева Марина Сослановна
→ Марина8023 23.08.2013 0 4259 521 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.