Слайд 1
*Тема урока:
Правописание слов
с ПОЛ-/ПОЛУ-
Презентация учителя
русского языка и литературы
МАОУ лицей № 49
г. Калининграда
Рзаевой Гюльнары Нушраванкызы
ФИО:1)Рзаева Гюльнара Нушраван-кызы
Должность:2)учитель русского языка и литературы
Место работы:3)МАОУ лицей №49 г. Калининграда
Цель:1) формирование умений в написании сложных слов с пол/полу;
формирование умений наблюдать, делать выводы, творчески подходить к решению заданий;
обучение чуткому и внимательному отношению к слову, любви к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
-Сегодня на уроке мы продолжим изучение способов образования слов в русском языке. Но прежде вспомним изученное. Ответьте на вопросы (фронтальная работа):
-На какие две группы по способам образования делятся слова? (Морфемный и неморфемный).
-Назовите морфемные способы образования слов вместе с примерами.
(На интерактивной доске в результате ответов учащихся должен появиться слайд №2, приложение 1, с морфемными способами образования слов в виде схемы, рядом предварительно записана схема неморфемных способов образования слов, которую необходимо расшифровать во время беседы с учениками).
Слайд №2
-Какие способы образования слов зашифрованы в правом столбике? (Сложение без соединительной гласной, сложение с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса).
-Приведите примеры слов, образованных неморфемным способом. (Например, сбербанк, спецкурс, плащ-палатка; сухофрукты, сталелитейщик; соковыжималка, черноморец).
III. Целеполагание.
-Вы многое знаете, но тема «Словообразование» полностью нами ещё не изучена. Предположите дальнейший путь её изучения. Сформулируйте цели урока. (Дети выступают с ответами)
-Молодцы, ребята. Сегодня мы познакомимся ещё с одним способом образования сложных слов, научимся находить их в предложениях и тексте, правильно писать такие слова.
IV. Изучение нового.
1.-Прочитаем стихотворение на слайде №3
Слайд №3
-Ребята, вы улыбались при чтении данного текста.
-Какие слова вызвали у вас улыбку, в чём их отличительная особенность? ( Слова с пол-, полу-).
-Какова цель использования таких слов в тексте? (Создание комической ситуации).
2.-Посмотрите на подчёркнутые в тексте слова и скажите, как пишется ПОЛ- с этими словами? (Слитно и через дефис).
-А теперь подумайте, какова ещё одна проблема нашего урока? (Решить, когда ПОЛ- пишется со словами через дефис, а когда слитно).
-Посмотрим только на те слова, которые с ПОЛ- пишутся слитно. Проанализируйте примеры и сделайте вывод. Перед какими буквами в этих словах стоит ПОЛ? (б, с, м, к, н).
-А какие звуки обозначают названные буквы? (Согласные).
-Сделаем вывод о том, когда ПОЛ- пишется со словами слитно.(Если слово начинается с согласного звука)
3.-А теперь выпишите из стихотворения слова с ПОЛ-, которые пишутся через дефис (пол-леща, пол-арбуза, пол -Москвы).
-Проанализируем теперь эти примеры, подумаем, почему в этих словах ПОЛ- пишется через дефис? (Находится перед гласной, перед согласной -л-, перед заглавной буквой).
-Молодцы, ребята. Вы совершили открытие
4.-Чем отличается от всех подчеркнутых слов слово «полуживой»? (полу- пишется слитно).Приведите свои примеры слов с начальным ПОЛУ-(После ответов следует слайд №4 со словами, начинающимися с ПОЛУ-). Сделайте вывод о правописании таких слов.
5.Предлагаем в сильном классе 1-2 ученикам самостоятельно составить схему или алгоритм написания ПОЛ-, ПОЛУ- со словами на доске, а классу - в тетрадях. В слабом классе ученикам предлагается готовый алгоритм / схема.
6. Проверка схем. Ученики выбирают наиболее удачную.
7.-Ребята, а как вы думаете, чем должно завершаться наше стихотворение? (Подсказкой). Посмотрите на слайд №5 и прочитайте конец стихотворения (один ученик читает)
-Совпадают ли наши выводы с финальной частью стихотворения? (Да).
8.-Сделайте теперь устное сообщение о правописании существительных с ПОЛ-(ПОЛУ), пользуясь алгоритмом в тетрадях и на доске. Приведите собственные примеры. (Один ученик рассказывает правило. Класс слушает, оценивает. Оценку выставляем в журнал). А теперь запишем их по памяти (один ученик у доски).
V. Закрепление.
1.-Как можно закрепить изученное правило? (Следуют ответы учеников). Правильно, у нас будет целая мозаика упражнений. Напишем зрительный диктант. Глядя на половинки рисунков на слайде №6, Вы должны будете записать то, что видите.
-А теперь сверьтесь со слайдом №7 (Полгитары, пол - лодки, полвазы, полсумки, полмяча, полкорабля, пол-лимона, пол-яблока, полтелефона, полрыбы).
-Поднимите руку, у кого одна ошибка? Поставьте себе «4». А у кого ни одной ошибки, поставьте себе «5».
2. А сейчас комментированное письмо с творческим заданием. На слайде №8 записаны словосочетания (500 килограммов, 500 граммов, половина дома,500 метров, половина года, половина земного шара), которые Вы должны будете заменить одним сложным словом с ПОЛ- или ПОЛУ- и устно объяснить написание (один ученик работает у доски).
3.А сейчас, ребята, в роли учителя выступят артисты, которые споют весёлый диктант, а Вы должны будете записать называемые слова с ПОЛ-/ПОЛУ-(на переносных досках работают два ученика с последующей проверкой выполненного задания).Звучит аудиозапись (открывать с помощью Windows Media Player) песни из уроков «Радионяни» (смотри приложение №2). Ребята на слух воспринимают текст, выбирают слова с новой орфограммой. У ребят должна появиться следующая запись: полдня, пол - леща, пол - облачка, пол - лица, к полудню, полуживой.
-Какой морфемой является в этих словах ПОЛ-/ПОЛУ-?(Приставкой).
4. -Я назову Вам сейчас ингридиенты одного блюда, которое Вы должны будете отгадать.
Свёкла, морковь, огурец, яблоко, квашеная капуста, зелёный лук или репчатый лук. Всё это заправляется растительным маслом, уксусом, горчицей, сахаром. (Винегрет).
-Составьте небольшой текст (можно шуточного характера), используя как можно больше слов с ПОЛ-/ПОЛУ-,на тему: «Как я готовил (а) винегрет».(Заслушиваем ответы нескольких ребят. Дети оценивают друг друга. Выставляем оценки).
VI. Итоги урока.
-Какова грамматическая тема нашего урока? Какие задачи Вы поставили в начале урока?
-Когда слова с ПОЛ-/ПОЛУ- пишутся с существительными через дефис, а когда слитно?(Следуют ответы)
-Каков способ образования таких слов? Какой морфемой является ПОЛ-/ПОЛУ-?
-Достигли ли мы целей урока?
-Весело ли Вам было?
-Понравилась ли Вам тема, упражнения урока?
-Сегодня, ребята Вы неплохо поработали. Оценки за урок получают…
VII. Домашнее задание.
Составьте текст о приготовлении любимого блюда по аналогии с классной работой, употребляя существительные с ПОЛ-/ПОЛУ-.
Источники материалов:
Г. Александрова. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон»,1997.(стихотворение о Пол/Полу)
Автор: Рзаева Гюльнара Нушраван-кызы
→ Гюльнара 24.09.2013 0 13516 1608 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.