Конспект урока Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"); 8 класс
Антонов Анатолий Викторович,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №36 г. Владимира.
Урок литературы в 8-ом классе.
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа. Гринев и Швабрин (по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка").
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
1) подготовить базу для написания сочинения сравнительного типа (предметные результаты);
2) совершенствовать навыки сопоставления двух героев одного произведения, структурирование материала и самостоятельная организация собственной деятельности (метапредметные результаты);
3) способствовать развитию чувства уважительного отношения к собственной работе и к русской литературе в целом (личностные результаты)
Ресурсы: повесть А. С. Пушкина "Капитанская дочка", теоретический материал по теме "Сравнительная характеристика двух литературных героев".
Ход урока.
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
УУД |
|
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности). - Добрый день, ребята! На столиках у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это мое настроение… Я готов продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
|
Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение. |
Самоконтроль. Сотрудничество. |
|
II. Актуализация знаний. Слово учителя.
Жил несколько лет назад в деревеньке Спудни старый агроном – Сергей Васильевич Орлов. Большой знаток своего дела. И даже выйдя на пенсию, он не забывал о своей профессии. В любое время года его можно было видеть в саду, в огороде. Сергей Васильевич то возился с плодовыми деревьями, то проводил какие-то эксперименты с землей. А когда его спрашивали, что он делает, старый агроном хитро щурился и отвечал: "Жизнь без дела не жизнь, а теория без практики, что сухой лист на ветке дуба". -Как вы думаете, ребята, что имел в виду Сергей Васильевич Орлов? Наверное, то, что смысл жизни человека – это творческий труд, что любое знание должно подкрепляться ежедневной работой, практикой. Не будет дела – исчезнет и знание.
|
Слушают учителя. |
Познавательные общеучебные, Коммуникативные. |
|
III. Постановка цели урока, формулировка темы.
Вопросы учителя. Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
А кого будем сравнивать?
Как бы сформулировали тему урока?
|
Отвечают на вопросы.
Готовиться к написанию сочинения сравнительного типа по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
Гринева и Швабрина.
Подготовка к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин". |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
|
IV .Открытие нового знания. а) Фронтальная работа. Определите основание для сравнения двух героев.
б) Групповая работа . - Найдите черты сходства. Обоснуйте свою позицию.
- Найдите черты различия. Обоснуйте свою позицию.
в) Фронтальная работа. Определите цель сравнения героев.
Подумайте, о чем можно рассказать во вступительной части сочинения.
Составьте план сравнительной характеристики.
Подберите языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой. |
а) Определяют основание для сравнения двух героев. Швабрин и Гринев - две сильные личности, враждебно действующие друг против друга.
б) Находят черты сходства и различия. Обосновывают свою позицию.
- Находят черты сходства. Обосновывают свою позицию. Черта сходства.
1) Возраст (оба молоды)
2) Пребывание в Белогорской крепости ( не по своей воле). Швабрин – за смертоубийство на дуэли; Гринев – по распоряжению отца).
3) Образовательный уровень (достаточно высокий). Гринев владеет французским языком и пишет стихи, Швабрин также может разговаривать по-французски и умеет неплохо анализировать стихи, написанные Гриневым.
Черты различия.
1) Социальное и служебное положение (Швабрин – светский человек, гвардейский офицер, а Гринев – скромный провинциал, "дворянский недоросль", выросший в деревне). 2) Черты характера (коварство, беспринципность и лживость Швабрина; добродушие, честность и порядочность Гринева). 3) Отношение к присяге. Гринев верен присяге, готов с оружием в руках защищать то и того, кому присягал; для Швабрина Присяга – пустой звук, ради спасения своей жизни он готов на все. 4) Отношение к Маше. Гриневские чувства к девушке – чувства искренние и высокие, ради возлюбленной он готов пожертвовать жизнью. Чувства Швабрина – чувства эгоистичные, ради достижения своей цели он готов на все: и на ложь, и на оскорбления, и на заточение своей возлюбленной.
В) Определяют цель сравнения героев.
Не все в человеке определяется происхождением. Многое в нем зависит и от воспитания, от тех ценностей, которые он приобретает благодаря стараниям и заботам родителей.
Обдумывают возможный вариант вступления. Вступление должно подводить к сравнению. Значит, логично в этой части сочинения указать на палитру красок человеческих характеров.
Составляют план сравнительной характеристики.
План. I. Вступление. Палитра красок человеческих характеров. II. Главная часть. Гринев и Швабрин – две сильные личности, действующие друг против друга. 1) Черты сходства: а) возраст; б) причины пребывания в Белогорской крепости; в) образовательный уровень. 2) Черты различия. а) социальное и служебное положение; б) характер; в) отношение к присяге; г) отношение к Маше. III. Вывод. Цель сравнения героев.
Подбирают языковые средства для выражения сходства и различия и перехода от одной части сравнения к другой. |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
|
|
Части сочинения |
Используемые языковые средства |
|
|
1) Вступление – основание сравнения.
2) Черты сходства
3) Черты различия.
4) Вывод. |
Поэтому так и интересны два героя повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" – Швабрин и Гринев. Это…
У них есть как…, так и … Что же сближает героев? Прежде всего… Да и в Белогорской крепости герои очутились… К тому же и…
Вот, пожалуй, и все сходства героев. Различия же между ними гораздо более значимые. Одно из самых важных… Особенно же сильно различаются герои… К присяге герои относятся тоже по-разному… Есть и еще одно различие между Гриневым и Швабриным. Оно наиболее ярко раскрывает сущность героев. Это их отношения.
Что же хотел сказать А. С. Пушкин читателям, сопоставляя Гринева и Швабрина на страницах повести "Капитанская дочка"? Мне кажется….
|
|
V. Рефлексия. Вопросы учителя, ориентированные на подведение итогов. Какую цель вы поставили в начале урока?
Реализовали ли вы поставленную цель?
Где можно применять новые знания?
Как вы оцените свою работу на уроке и работу класса в целом? |
Отвечают на вопросы, высказывают свою позицию.
Подготовиться к написанию сочинения сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка).
Реализовали. Мы подготовились к написанию сочинения на тему "Гринев и Швабрин". При выполнении работ сравнительного типа на уроке истории, русского языка, математики, биологии и т. д. |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные. |
|
VI. Домашнее задание. Написать сочинение сравнительного типа на тему "Гринев и Швабрин" (по повести А.С. Пушкина " Капитанская дочка") |
Пишут сочинения. |
Познавательные, регулятивные. |
Список используемой литературы.
1) Пушкин А. С. "Капитанская дочка"
2) Ладыженская Т.А. , ЗепаловаТ. С. Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров". - Москва. Просвещение.1990
3) Бочаров Г.К. Система уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». – М.: Просвещение, 1952.
4). Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1977.
5) Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей /. Сост. В.Я. Коровина. – М.:
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонов Анатолий Викторович
→ Antonov 10.10.2013 0 12144 1944 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.