Технологическая карта проекта «Средства художественной выразительности в русском языке»; 10-11 классы




Информация об авторе

Шалимова Наталья Евгеньевна

Кабардино – Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова

Отделение общеобразовательной подготовки СПО

Преподаватель русского языка и литературы

Высшая квалификационная категория

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА

«Средства художественной выразительности в русском языке» (10-11 классы) «Времена года в русской лирике XIX века».



Этапы, фазы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы работы

Способы коммуни­кации

I. Подготовительный этап

1.1. Формиро­вание творческих групп:

I группа: «Тропы»: метафора, эпитет, гипербола, метонимия, перифраза, синекдоха, олицетворение.

II группа: «Стилистические фигуры»: градация, оксюморон, литота, гипербола, инверсия, анафора, эпифора.

III группа: «Синтаксические средства художественной выразительности»: многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, контекстные синонимы.


До начала урока учащиеся делятся на группы: берут в произвольном порядке карточки с названием средства художественной выразительности, определяют принадлежность его к какой-либо группе. Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся –инофоны были распределены равномерно в разные группы.


Учащиеся объединяются в группы.

Под руко­водством учителя на уроке

Слово учителя, диалог

1.2.Проверка домашнего задания


















Повторение необходимого теоретического материала

Учащимся предлагается вспомнить теоретический материал по теме урока, который они повторяли дома, занять места в соответствии с полученной на входе карточкой. Также нужно было подобрать из текстов предложенных стихотворений (любых, по желанию учащегося), размещенных на портале http://inofon.rusobr.ru/, отрывки с примерами различных тропов, средств выразительности, стилистических фигур




Учитель помогает вспомнить основные тропы, средства выразительности, стилистические фигуры, обращаясь к презентации

Учащиеся выясняют в группах, все ли сидят на своих местах, то есть каждая ли полученная карточка соответствует названию группы, тем самым проверяется знание теоретического материала по теме урока.





Учащиеся совместно с учителем повторяют теоретический материал, необходимый для последующей работы над проектами

Под руко­водством учителя на уроке

























Под руко­водством учителя на уроке


Беседа, опрос



























Беседа

Презентация, подготовленная учителем








1.3. Выбор темы, определение замысла проекта, целей, задач

На данном этапе возможен переход из одной группы в другую по интересам. Учитель участвует в обсуждении.

Учащиеся определяются с выбором группы

Под руко­водством учителя на уроке

Беседа

1.4. Выдвижение целей и задач, знакомство с материалом для исследования.

Цели:

1)сформировать представление о системе средств художественной выразительности в русском языке;

2) развить навыки «узнавания» и употребления средств художественной выразительности в речи;

3) прочувствовать настроения пейзажной лирики различных поэтов, исполнить стихотворения под музыкальное сопровождение.

Материал для исследования:

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Осень (Уж небо осенью дышало…)»

Е.А.Баратынский «Зима»

М.Ю.Лермонтов «Осень»

Н.А.Некрасов «Славная осень!»

А.Н.Плещеев «Весна», «Осень наступила»

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «После зимы», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою…»



Учитель знакомит учащихся с целью проекта, стихотворениями для анализа, предлагает группам выполнить задания:

I группа: «Тропы»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами http://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2)подобрать примеры употребления различных тропов; 3)подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.

II группа: «Стилистические фигуры»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами http://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2) подобрать примеры употребления стилистических фигур; 3) подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.

III группа: «Синтаксические средства художественной выразительности»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами http://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2) подобрать примеры употребления синтаксических средств художественной выразительности; 3) подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций.

Учащиеся рассматривают предложенные задания, участвуют в обсуждении.

Под руковод­ством учителя

Раздаточный материал, обсуждение. Обращение к материалам портала http://inofon.rusobr.ru/

II. Этап реализации (выполнения) проекта

2.1. Определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте

Учитель консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалога. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта.

Учащиеся рассматривают материал. Сбор, система­тизация и анализ мате­риала, состав­ление тезисов.

Самостоятельная внеауди­торная работа, групповая

Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение)

2.2. Выбор метода

Учитель направляет учащихся, предлагает необходимую информацию, консультирует, координи­рует.

Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы.

Само­стоя­тельная работа, группо­вая

Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение)

2.3. Работа учащихся над заданиями проекта

Учитель консультирует, координирует, направляет. Выступает в роли участника (в разных ролях).

Учащиеся изучают факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал.

Само­стоя­тельная работа, группо­вая

Конспект, подбор цитат, иллюстра­ций, оформление презентаций

2.4. Оформление полученного творческого продукта / текста

Учитель консультирует, координирует, выступает в роли наблюдателя.

Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал. Представляют его учителю (для консультаций)

Само­стоя­тельная работа, группо­вая

Тезисы, презентация и т.п.

III. Этап индивидуальной презентации или презентации в мини-группе

3.1. Подготовка презентации

Учитель проводит проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Помогает соединить собранный материал в систему, корректирует план и стиль проекта каждой группы.

Учащиеся в группе представляют свой проект. Анализ литературы, составление списка ссылок

Консуль­тация под руко­водством учителя

Публичное выступление сообщение, сообщение с презента­цией, видеоролик


3.2. Выступление

3.3. Корректиров­ка материалов

IV. Этап публичной защиты проекта

4.1. Защита проекта

Учитель и учащиеся выступают в роли экспертов.

Учащиеся представляют конечный продукт своей работы

На уроке под руко­водством учителя

Публичное выступление сообщение, сообщение с презента­цией, видеоролик


V. Этап рефлексии

5.1. Анализ результатов

Учитель подводит итоги защиты проектов, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети понятии свои удачи / неудачи, приняли свои / чужие победы


Учащиеся анализируют свое выступление и выступления товарищей по классу, оценивают свою роль в процессе создания проекта

На уроке под руко­водством учителя

Анализ, самоанализ, диалог, комментарий

VI. Этап подведения итогов

5.1. Составление тематического портфолио

Учитель выступает в роли консультанта

Учащиеся представляют оформленные проекты

Внеау­диторная работа

Темати­ческое электронное портфолио



Источники информации:

http://inofon.rusobr.ru/


Полный текст материала Технологическая карта проекта «Средства художественной выразительности в русском языке»; 10-11 классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шалимова Наталья Евгеньевна  BaharevaNatalya07
29.10.2013 0 7475 1102

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК