Технологическая карта проекта «Средства художественной выразительности в русском языке»; 10-11 классы
Информация об авторе
Шалимова Наталья Евгеньевна
Кабардино – Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова
Отделение общеобразовательной подготовки СПО
Преподаватель русского языка и литературы
Высшая квалификационная категория
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
«Средства художественной выразительности в русском языке» (10-11 классы) «Времена года в русской лирике XIX века».
Этапы, фазы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы работы |
Способы коммуникации |
I. Подготовительный этап |
||||
1.1. Формирование творческих групп: I группа: «Тропы»: метафора, эпитет, гипербола, метонимия, перифраза, синекдоха, олицетворение. II группа: «Стилистические фигуры»: градация, оксюморон, литота, гипербола, инверсия, анафора, эпифора. III группа: «Синтаксические средства художественной выразительности»: многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, эллипсис, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, контекстные синонимы.
|
До начала урока учащиеся делятся на группы: берут в произвольном порядке карточки с названием средства художественной выразительности, определяют принадлежность его к какой-либо группе. Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся –инофоны были распределены равномерно в разные группы.
|
Учащиеся объединяются в группы. |
Под руководством учителя на уроке |
Слово учителя, диалог |
1.2.Проверка домашнего задания
Повторение необходимого теоретического материала |
Учащимся предлагается вспомнить теоретический материал по теме урока, который они повторяли дома, занять места в соответствии с полученной на входе карточкой. Также нужно было подобрать из текстов предложенных стихотворений (любых, по желанию учащегося), размещенных на портале http://inofon.rusobr.ru/, отрывки с примерами различных тропов, средств выразительности, стилистических фигур
Учитель помогает вспомнить основные тропы, средства выразительности, стилистические фигуры, обращаясь к презентации |
Учащиеся выясняют в группах, все ли сидят на своих местах, то есть каждая ли полученная карточка соответствует названию группы, тем самым проверяется знание теоретического материала по теме урока.
Учащиеся совместно с учителем повторяют теоретический материал, необходимый для последующей работы над проектами |
Под руководством учителя на уроке
Под руководством учителя на уроке
|
Беседа, опрос
Беседа Презентация, подготовленная учителем
|
1.3. Выбор темы, определение замысла проекта, целей, задач |
На данном этапе возможен переход из одной группы в другую по интересам. Учитель участвует в обсуждении. |
Учащиеся определяются с выбором группы |
Под руководством учителя на уроке |
Беседа |
1.4. Выдвижение целей и задач, знакомство с материалом для исследования. Цели: 1)сформировать представление о системе средств художественной выразительности в русском языке; 2) развить навыки «узнавания» и употребления средств художественной выразительности в речи; 3) прочувствовать настроения пейзажной лирики различных поэтов, исполнить стихотворения под музыкальное сопровождение. Материал для исследования: А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Осень (Уж небо осенью дышало…)» Е.А.Баратынский «Зима» М.Ю.Лермонтов «Осень» Н.А.Некрасов «Славная осень!» А.Н.Плещеев «Весна», «Осень наступила» Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «После зимы», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Чародейкою зимою…»
|
Учитель знакомит учащихся с целью проекта, стихотворениями для анализа, предлагает группам выполнить задания: I группа: «Тропы»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами http://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2)подобрать примеры употребления различных тропов; 3)подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций. II группа: «Стилистические фигуры»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами http://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2) подобрать примеры употребления стилистических фигур; 3) подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций. III группа: «Синтаксические средства художественной выразительности»: 1) внимательно прочитать и ознакомиться с представленными на портале материалами http://inofon.rusobr.ru/ и стихотворениями (по выбору из предложенных учителем, желательно разных поэтов на тему «Зима», «Весна» и др.); 2) подобрать примеры употребления синтаксических средств художественной выразительности; 3) подготовить небольшую презентацию с использованием подходящих по настроению стихотворения музыкального сопровождения и иллюстраций. |
Учащиеся рассматривают предложенные задания, участвуют в обсуждении. |
Под руководством учителя |
Раздаточный материал, обсуждение. Обращение к материалам портала http://inofon.rusobr.ru/ |
II. Этап реализации (выполнения) проекта |
||||
2.1. Определение ресурсов, выбор / определение своей роли и места в проекте |
Учитель консультирует, корректирует, организует ситуацию учебного диалога. Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта. |
Учащиеся рассматривают материал. Сбор, систематизация и анализ материала, составление тезисов. |
Самостоятельная внеаудиторная работа, групповая |
Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение) |
2.2. Выбор метода |
Учитель направляет учащихся, предлагает необходимую информацию, консультирует, координирует. |
Учащиеся выявляют причинно-следственные связи, сопоставляют варианты решения проблемы. |
Самостоятельная работа, групповая |
Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение) |
2.3. Работа учащихся над заданиями проекта |
Учитель консультирует, координирует, направляет. Выступает в роли участника (в разных ролях). |
Учащиеся изучают факты, приводят примеры, ищут доказательства, структурируют наработанный материал. |
Самостоятельная работа, групповая |
Конспект, подбор цитат, иллюстраций, оформление презентаций |
2.4. Оформление полученного творческого продукта / текста |
Учитель консультирует, координирует, выступает в роли наблюдателя. |
Учащиеся в мини-группах оформляют полученный материал. Представляют его учителю (для консультаций) |
Самостоятельная работа, групповая |
Тезисы, презентация и т.п. |
III. Этап индивидуальной презентации или презентации в мини-группе |
||||
3.1. Подготовка презентации |
Учитель проводит проверку, редактирует, уточняет и детализирует, указывая на недочеты. Помогает соединить собранный материал в систему, корректирует план и стиль проекта каждой группы. |
Учащиеся в группе представляют свой проект. Анализ литературы, составление списка ссылок |
Консультация под руководством учителя |
Публичное выступление сообщение, сообщение с презентацией, видеоролик
|
3.2. Выступление |
||||
3.3. Корректировка материалов |
||||
IV. Этап публичной защиты проекта |
||||
4.1. Защита проекта |
Учитель и учащиеся выступают в роли экспертов. |
Учащиеся представляют конечный продукт своей работы |
На уроке под руководством учителя |
Публичное выступление сообщение, сообщение с презентацией, видеоролик
|
V. Этап рефлексии |
||||
5.1. Анализ результатов |
Учитель подводит итоги защиты проектов, комментирует и оценивает работу учащихся, стараясь выделить всех, чтобы дети понятии свои удачи / неудачи, приняли свои / чужие победы
|
Учащиеся анализируют свое выступление и выступления товарищей по классу, оценивают свою роль в процессе создания проекта |
На уроке под руководством учителя |
Анализ, самоанализ, диалог, комментарий |
VI. Этап подведения итогов |
||||
5.1. Составление тематического портфолио |
Учитель выступает в роли консультанта |
Учащиеся представляют оформленные проекты |
Внеаудиторная работа |
Тематическое электронное портфолио |
Источники информации:
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шалимова Наталья Евгеньевна
→ BaharevaNatalya07 29.10.2013 0 7507 1102 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.