Интегрированный урок (физика + литература) в 8 классе
Интегрированный урок (физика + литература) в 8 классе
Световые явления физики в творчестве известных художников и писателей
Подготовила : Морозова М.Н.,
учитель русского языка
и литературы МОУ «Песчанская
средняя общеобразовательная
школа» Беловского района
2013г.
Урок повторения «Световые явления физики в творчестве художников и поэтов» (8 класс).
Цели урока:
-обеспечить в ходе урока повторение основных понятий геометрической оптики, законов распространения, отражения и преломления света; повторить построение изображений в плоском зеркале и изображений , даваемых линзами;
-развивать мышление обучающихся в ходе решения задач;
-развивать речь обучающихся;
-закрепить знания обучающихся о творчестве советских художников;
-развивать самостоятельность ,;
-воспитывать наблюдательность;
-прививать любовь к природе , к чтению.
Тип урока: урок повторения и коррекции знаний
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, картина И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», картина В.Поленова «Заросший пруд», фотография заката солнца у водоёма.
Ход урока
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Уч-ль физики Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в поход. Но продвижение по маршруту будет проходить несколько необычно – в ходе выполнения различных физических заданий по оптике. Выполняя эти задания , мы повторим с вами законы распространения , отражения и преломления света, построение изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами, поупражняемся в решении задач и поразмышляем над интересными опытами.
Уч-ль литературы: Так же мы с вами заглянем в интересные уголки нашей природы, вспомним картины известных нам художников, понаблюдаем, какими явлениями физики можно объяснить ситуации в стихотворениях.
Физический диктант.
Уч-ль физики. Сейчас мы с вами проведём физический диктант.
Свет в прозрачной однородной среде распространяется……….
Угол отражения равен……..
изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется……..
Угол преломления , в зависимости от того , из какой среды в какую переходит луч, может быть…….
Величину , обратную фокусному расстоянию линзы, называют … и измеряют в…..
Угол между падающим и отражённым лучами составляет 50градусов. Под каким углом к зеркалу падает свет?
Девочка приближается к плоскому зеркалу со скоростью 0,25м/с. С какой скоростью она движется 5к своему изображению?
(обучающиеся выполняют диктант на листочках. По окончании работы первые экземпляры сдаются учителю, по вторым проводится самопроверка. Правильные ответы проецируются на доску.)
Ответы
прямолинейно
углу падения
преломлением
меньше или больше угла падения
оптической силой линзы, в диоптриях
65градусов
0.5 м/с
(каждый правильный ответ оценивается одним баллом.)
Работа с репродукциями картин.
Уч-ль лит-ры: Посмотрите, в каком красивом месте мы с вами оказались. Кто вспомнит автора этой картиныи её название. (Показ картины).
Правильно, это «Утро в сосновом лесу» Ивана Ивановича Шишкина. Глухой сосновый бор пробуждается . Солнце только- только взошло и залило всё вокруг своими щедрыми лучами.
Уч-ль физики: А что мы в оптике называем лучом света? Можно ли на самом деле выделить в солнечном свете луч?
- Какие природные явления помогают нам разглядеть солнечные лучи на картине? Как это происходит? (В тумане происходит рассеяние (отражение) света мелкими капельками воды.)
Уч-ль лит-ры: Кто из вас может привести пример о данном явлении , запечатлённом в каком-либо литературном произведении ?
М.Ю.Лермонтов «Солнце осени»
Люблю я солнце осени, когда
Меж тучек и туманов пробираясь,
Оно кидает бледный, мёртвый луч
На дерево , колеблемое ветром,
И на сырую степь. Люблю я солнце….
Уч-ль лит-ры. Так, в творческом наследии поэтов множество ярких и образных описаний природы, имеющих физическое содержание.
Лунный свет- простое отражение,
В нем горенья нет
Холодно без капли напряженья
Льется лунный свет
Он всю ночь струится по бумаге
На моем столе
И игриво прячется в овраге-
За окном
Во мгле
Где-то солнце ярко полыхает
Бесконечным днем-
Лунный свет в моем окне мерцает
Как напоминание о нем.
Анализ стих-я:
- О чём это стихотворение?
- Какие тропы , фигуры использует автор для создания образов? Охарактеризуйте их значение.
- Какие именно детали особенно выделяются в тексте?
Актуализация знаний обучающихся по теме.
Уч-ль лит-ры: - Ребята , многие из вас , наверное, читали «Таинственный остров» Ж.Верна. Помните? Прослушайте отрывок.
«- Но кто же зажёг огонь?- спросил моряк.
- Солнце,- ответил Спилетт…
Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлён, что даже не мог расспрашивать инженера.
- Значит , у вас было зажигательное стекло?- спросил инженера Герберт.
-Нет, я его изготовил.
И он показал. Это были просто два стекла , снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь .»
Уч-ль физики:1. Какой физический прибор сделал инженер?
-Давайте вспомним, что мы знаем о линзах.
Фронтальный опрос.
При помощи линзы было получено увеличенное перевёрнутое изображение пламени свечи. Где находилась свеча относительно линзы?
Где была расположена горящая свеча относительно собирающейся линзы, если её изображение получилось уменьшенным?
При каком условии собирающаяся линза может дать изображение предмета, равное по размеру самому предмету?
Даны две собирающиеся линзы. Как их надо расположить , чтобы параллельные лучи , пройдя сквозь обе линзы, остались параллельными?
какими будут изображения букв в книге, если рассматривать их с помощью рассеивающей линзы: прямыми или перевернутыми; увеличенными или уменьшенными; мнимыми или действительными?
При каком условии изображение предмета в собирающей линзе получается мнимым?
Ответы:
1.между фокусом и двойным фокусом
2.за двойным фокусом
3.в двойном фокусе
4.на расстоянии, равном сумме их фокусных расстояний
5.прямые , уменьшённые, мнимые
6.между линзой и фокусом
Уч-ль лит-ры: Мы оказались с вами , ребята, у живописного пруда. Вам знакома эта картина? Как она называется. (Показ картины). Это «Заросший пруд» Василия Дмитриевича Поленова.
Мне кажется, что в этом пруду водится много рыбы. Давайте попробуем поймать её острогой (копьём).
Уч-ль физики : Легко ли нам будет это сделать? Почему же , находясь в лодке, трудно попасть острогой в рыбу, плавающую невдалеке?
(Изображение рыбы в воде мнимое, приподнятое к поверхности, потому что вода – среда , оптически более плотная, чем воздух. Поэтому целиться острогой следует так, чтобы между рыбой и острием был просвет).
- Ребята , а на поверхности этого озера (показ фотографии заката солнца у водоёма)против солнца видна сверкающая дорожка.
- Как она образуется?
-Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?
(Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отражённые лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит «свою» дорожку.)
Решение задач
Уч-ль лит-ры: читает текст задачи в стихотворной форме под приятную музыку
1.Словно поток видений
Из позабытых снов,
Мчатся по полю тени,
Тени от облаков.
Что же больше,- спросили
Юношу одного,- это облако или
Тень от него?
Он ошибся , увы,
Как ответите вы.
Уч-ль физики: Задание. Попробуйте описать данное явление с помощью законов физики.
2.уч-ль лит-ры: Насреддин копал в степи ямы. Прохожий спросил его :
- что ты тут делаешь?
-Да зарыл в этой степи деньги,- отвечал Насреддин,- но как ни бьюсь, не могу найти.
- А ты не запомнил никаких приме?- спросил прохожий.
-А как же !- отвечал Насреддин.- Когда я зарывал деньги, в том месте была тень от облака, но теперь ни облака, ни тени.
Уч-ль физики:- Правильную ли примету выбрал Насреддин?-
3.Решение «жизненной задачи».
У моей подруги , которая жила в доме напротив, не было телефона, как, впрочем, и у меня. Я часто приходила к ней в неподходящий момент или когда её не было дома, а ведь, чтобы перейти через дорогу, надо было долго одеваться. Я предложила ей такой способ связи: когда кто- то из нас собирался идти в гости, он направлял луч света в окно комнаты, и если подруга была дома, то она отражала этот луч зеркалом.
Уч-ль физики: -Чему равен угол отражения, если зеркало находится под углом 30 градусов к горизонту?
Работа по карточкам
Написать рецензию, где включены рассуждения не только о физических явлениях, но и о характерах , качествах, присущих этим героям, например, хитрость, глупость и т.д.
- Папа, дай денег, хочу сходить в зоопарк на удава посмотреть.
-Возьми лупу и пойди в сад на червяка посмотри. Вот и увидишь, что хотел.
- Какой толщины покажется червяк размером 0,8см. в поперечнике при его разглядывании через лупу с 7- кратным увеличением?
Итог урока.
Уч-ль лит-ры: -Мы с вами на уроке ещё раз убедились в тесной связи науки и искусства. В том, что в творческом наследии художников и поэтов есть множество ярких и образных описаний природы, имеющих физическое содержание .
-А какие пословицы, поговорки вы знаете о свете, световых явлениях?
( Русская пословица: « Солнце сияет, а месяц только светит.»
Монгольская пословица: «Наряжайся, глядя в зеркало, исправляйся- глядя на людей»).
Дайте толкование этим пословицам
Выставление оценок .
Д.З. Сочинить стихотворение на тему «Световые явления»
Используемая литература
Поурочные разработки по физике – 8 класс
Поурочные разработки по литературе – 8 класс
На странице приведен фрагмент.
Автор: Морозова Марина Николаевна
→ сентюша 28.10.2013 1 8413 1060 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы