Слайд 1
Урок русского языка в 5
классе
ТЕМА: «ИЗУЧЕНИЕ
НАКЛОНЕНИЙ ГЛАГОЛА»
Катаева Наталья Павловна, учитель
русского языка и литературы,
МБОУ «Сергинская СОШ,
Кунгурского района, Пермского
края
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕРГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КУНГУРСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Предмет: Русский язык и литература
Разработка урока русского языка для 5 класса
на тему: «Изучение наклонений глагола»
Работу
выполнила: Катаева Н.П.,
учитель
русского языка и литературы
контакты:
kataeva7.ru@yandex.ru
с. Серга
2013
Данный урок изучения нового материала разработан в системе компетентностного подхода и может быть полезен тем, кто на уроке вовлекает обучающихся в активную мыслительную деятельность.
Тема: «Изучение наклонений глагола»
Цель урока: понятие о наклонениях глагола
Задачи урока:
Образовательная:
узнать о наклонениях глагола;
учиться различать наклонения глагола;
Воспитательная:
поддерживать интерес к урокам русского языка;
Развивающая:
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;
формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;
развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;
обогащать словарный запас школьников.
Оборудование:
Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской,Москва- «Дрофа»,2006
раздаточный материал (тексты для анализа по группам)
презентация урока
4-й слайд
7-й слайд
9-й слайд
11-й слайд
Ход урока:
Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий
Слайд 2, 3
Еще
не слышна песнь ручья,
Не льется
жаворонка трель,
Но солнце ярче, и
капель
Вещает нам: "Идет весна!"
Идет
весна.
И пусть не жарко,
Но вместе
с ней, как лета тень, -
Международный
женский день,
Приходит к нам 8 Марта!
-Что вы знаете об этом празднике?
-Кого мы поздравляем в этот день? (прежде всего своих мам, бабушек и всех знакомых женщин)
Хочется говорить стихами. Давайте вместе продолжим рифму:
Мы сегодня раньше встали и маму свою…(поздравляли).
В школу мы прибегали и девчонок…(поздравляли).
После школы времени не станем терять
И бабушку любимую… ( будем поздравлять).
Вы, друзья, не забывайте своих учителей …(поздравляйте).
Если б в школе телефон не отключали,
То и тётю из Кунгура ….(поздравляли б)
- Назовите, какое слово повторялось в нашем стихе? ( Поздравлять)
Слайд 4
поздравляли- пр. поздравляйте поздравляли б
поздравляем- н
будем
поздравлять - б.
Этап мотивации
-Какой частью речи являются эти слова? (это глаголы)
-Что такое глагол ? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать ?).
-Определите время у этих глаголов
поздравляли- пр. в. поздравляем- н.в. будем поздравлять - б. в.
поздравляйте
поздравили бы
-Что обозначают глаголы1-го столбика? (действие происходило, происходит, будет происходить )
-Это реальные действия или желаемые? (реальные)
-У всех ли глаголов можно определить время?
-Почему глаголы записаны в 3 столбика?
-Как вы думаете одинаковое или разное отношение действия к действительности у глаголов 1,2,3 столбиков ?
Этап целеполагания
Тема сегодняшнего урока: «Изучение наклонений глагола»
-Какова, по-вашему, цель урока?
(Учащиеся укажут на необходимость более подробного знакомства с
наклонениями глаголов).
Этап планирования
-Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?
-Узнать о наклонениях глагола;
-Научиться различать наклонения глагола.
-Вернёмся к глаголам, записанным в 3столбика.
Этап осмысления новых сведений
Заглянем в учебник на с.204-205 и прочитаем об этом:
Слайд 5
Глагол выражает отношение действия к действительности с помощью наклонений:
изъявительного, повелительного, сослагательного (условного)
Слайд 6
-От какого слова образовалось слово изъявительное? (Наяву, явь) .
-Что означает слово «наяву»? ( в действительности , а не во сне)
-От какого слова образовалось слово повелительное? (повелевать)
-Каким синонимом можно заменить?( Приказывать)
- Что обозначают глагол 2 ст.? (действие просят или приказывают выполнить)
- Что обозначает глагол 3 ст.? (действие возможно при каком-либо условии)
Слайд 7
-Какое из 3-х наклонений нужно подписать в каждом из трёх столбиков? Почему?
Слайд 8
-Какой вывод можно сделать?
Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия
Слайд 9
1.Определите наклонение глаголов из следующих предложений:
1.Поговори со мною, мама.
2.Мама спит. Она устала.
3.Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок».
4.
В
какую бы даль ни звала нас дорога
Нас
всех провожают красивые мамы.
5.Не
обижайте любимых упрёками.
Слайд 10
2.Работа в группах:
Задание: в тексте найдите глаголы:
1 группа -изъявительного наклонения
И не всегда ты видишь маму
В ее заботах трудовых.
Не шлешь ты с нею телеграммы,
Не лечишь вместе с ней больных.
Не мчишься с ней на паровозе,
Ее не видишь у станка,
И славных дел ее в колхозе
Не разделяешь ты пока,
Но если мама иногда
Придет усталая с работы,
Согрей ее своей заботой,
Во всем ей помоги тогда!
2 группа - глаголы сослагательного наклонения
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
«Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!»
3 группа- глаголы повелительного наклонения
Вы, ребята, к нам не лезьте.
Я стираю с мамой вместе.
Чтобы платье чище было,
И платок белее был,
Трy я, не жалея мыла,
Трy я, не жалея сил.
Стала чистенькой панама.
«Нy-ка, мама, посмотри!»
Улыбается мне мама:
«Сильно, доченька, не три.
Я боюсь, что после стирки
Мне придется штопать дырки.»
Слайд 11, 12, 13
Проверка
Этап результативности и рефлексии
Слайд 14-18
Тест
1. Глагол, который выражает просьбу или приказ :
а) изъявительного наклонения
б) условного наклонения
в) повелительного наклонения
2. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются по временам?
а) к сослагательному (условному)
б) к изъявительному в) к повелительному
3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии:
а) изъявительное б) повелительное в) сослагательное (условное)
4. Укажите глагол изъявительного наклонения:
А) сходи
б) искал
в) пришёл бы
5. Укажите глагол повелительного наклонения:
а) написал бы
б) изучаете
в) изучай
Слайд 19
Проверка:
1.А 2. Б 3. В 4. Б 5.В
- Подсчитайте количество баллов. И поставьте себе за урок оценку.
Если у вас 5 правильных ответов :
5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
Итог
- С какими наклонениями глагола вы познакомились сегодня?
- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
- Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?
- Что обозначают глаголы в сослагательном наклонении?
Слайд 20
Рефлексия
-Определите свой уровень усвоения материала :
1-й уровень- понял, излагаю теорию, но не могу применить на практике
2-й уровень- понял, излагаю теорию, могу применить на практике по образцу
3-й уровень- понял, излагаю теорию, могу применить на практике, преобразуя знания и способы действия
Слайд 21
Домашнее задание:
Составить и записать поздравление своей маме или бабушке, используя глаголы разных наклонений.
Выучить правило о наклонениях глагола в учебнике с.204-205
1 группа
Найдите глаголы изъявительного наклонения
И не всегда ты видишь маму
В ее заботах трудовых.
Не шлешь ты с нею телеграммы,
Не лечишь вместе с ней больных.
Не мчишься с ней на паровозе,
Ее не видишь у станка,
И славных дел ее в колхозе
Не разделяешь ты пока,
Но если мама иногда
Придет усталая с работы,
Согрей ее своей заботой,
Во всем ей помоги тогда!
2 группа
Найдите глаголы сослагательного наклонения
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой,
А по маминой подушке
Луч крадётся золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу.
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать.
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать…
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
«Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!»
3 группа
Найдите глаголы повелительного наклонения
Вы, ребята, к нам не лезьте.
Я стираю с мамой вместе.
Чтобы платье чище было,
И платок белее был,
Трy я, не жалея мыла,
Трy я, не жалея сил.
Стала чистенькой панама.
«Нy-ка, мама, посмотри!»
Улыбается мне мама:
«Сильно, доченька, не три.
Я боюсь, что после стирки
Мне придется штопать дырки.»
Автор: Катаева Наталья Павловна
→ Надежда_Лукиянова 28.10.2013 0 5161 665 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.