Урок русского языка "Изучение наклонений глагола"; 5 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СЕРГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КУНГУРСКОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ





Предмет: Русский язык и литература









Разработка урока русского языка для 5 класса

на тему: «Изучение наклонений глагола»






Работу

выполнила: Катаева Н.П.,

учитель

русского языка и литературы

контакты:

e-mail

kataeva7.ru@yandex.ru









с. Серга

2013



Данный урок изучения нового материала разработан в системе компетентностного подхода и может быть полезен тем, кто на уроке вовлекает обучающихся в активную мыслительную деятельность.

Тема: «Изучение наклонений глагола»

Цель урока: понятие о наклонениях глагола

Задачи урока:

Образовательная: 

  • узнать  о наклонениях глагола;

  • учиться  различать наклонения глагола;

Воспитательная: 

  • поддерживать интерес к урокам русского языка;

Развивающая:  

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

  • формирование умений обобщать изучаемые факты и понятия;

  • развивать память, внимание, мышление, речь, творческие способности школьников;

  • обогащать словарный запас школьников.

Оборудование:

  • Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской,Москва- «Дрофа»,2006

  •  раздаточный материал (тексты для анализа по группам)

  • презентация урока

4-й слайд

7-й слайд







9-й слайд

11-й слайд





Ход урока:

Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий

Слайд 2, 3

Еще не слышна песнь ручья,
Не льется жаворонка трель,
Но солнце ярче, и капель
Вещает нам: "Идет весна!"
Идет весна.
И пусть не жарко,
Но вместе с ней, как лета тень, -
Международный женский день,
Приходит к нам 8 Марта!



-Что вы знаете об этом празднике?

-Кого мы поздравляем в этот день? (прежде всего своих мам, бабушек и всех знакомых женщин)

Хочется говорить стихами. Давайте вместе продолжим рифму:

Мы сегодня раньше встали и маму свою…(поздравляли).

В школу мы прибегали и девчонок…(поздравляли).

После школы времени не станем терять

И бабушку любимую… ( будем поздравлять).

Вы, друзья, не забывайте своих учителей …(поздравляйте).

Если б в школе телефон не отключали,

То и тётю из Кунгура ….(поздравляли б)

- Назовите, какое слово повторялось в нашем стихе? ( Поздравлять)

Слайд 4

поздравляли- пр. поздравляйте поздравляли б

поздравляем- н

будем

поздравлять - б.

Этап мотивации

-Какой частью речи являются эти слова? (это глаголы)

-Что такое глагол ? (самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать ?).

-Определите время у этих глаголов

поздравляли- пр. в. поздравляем- н.в. будем поздравлять - б. в.

поздравляйте





поздравили бы



-Что обозначают глаголы1-го столбика? (действие происходило, происходит, будет происходить )

-Это реальные действия или желаемые? (реальные)

-У всех ли глаголов можно определить время?

-Почему глаголы записаны в 3 столбика?

-Как вы думаете одинаковое или разное отношение действия к действительности у глаголов 1,2,3 столбиков ?

Этап целеполагания

Тема сегодняшнего урока: «Изучение наклонений глагола»

-Какова, по-вашему, цель урока?

(Учащиеся укажут на необходимость более подробного знакомства с

наклонениями глаголов).

Этап планирования

-Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?

-Узнать  о наклонениях глагола;

-Научиться  различать наклонения глагола.



-Вернёмся к глаголам, записанным в 3столбика.

Этап осмысления новых сведений

Заглянем в учебник на с.204-205 и прочитаем об этом:

Слайд 5

Глагол выражает отношение действия к действительности с помощью наклонений:

изъявительного, повелительного, сослагательного (условного)

Слайд 6

-От какого слова образовалось слово изъявительное? (Наяву, явь) .

-Что означает слово «наяву»? ( в действительности , а не во сне)

-От какого слова образовалось слово повелительное? (повелевать)

-Каким синонимом можно заменить?( Приказывать)

- Что обозначают глагол 2 ст.? (действие просят или приказывают выполнить)

- Что обозначает глагол 3 ст.? (действие возможно при каком-либо условии)

Слайд 7

-Какое из 3-х наклонений нужно подписать в каждом из трёх столбиков? Почему?

Слайд 8

-Какой вывод можно сделать?

Этап закрепления новых сведений и отработки способов действия

Слайд 9

1.Определите наклонение глаголов из следующих предложений:

1.Поговори со мною, мама.

2.Мама спит. Она устала.

3.Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок».

4. В какую бы даль ни звала нас дорога 
Нас всех провожают красивые мамы. 
5.Не обижайте любимых упрёками.

Слайд 10

2.Работа в группах:

Задание: в тексте найдите глаголы:

1 группа -изъявительного наклонения

И не всегда ты видишь маму

В ее заботах трудовых.

Не шлешь ты с нею телеграммы,

Не лечишь вместе с ней больных.

Не мчишься с ней на паровозе,

Ее не видишь у станка,

И славных дел ее в колхозе

Не разделяешь ты пока,

Но если мама иногда

Придет усталая с работы,

Согрей ее своей заботой,

Во всем ей помоги тогда!

2 группа - глаголы сослагательного наклонения

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:

Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать.

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать…

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

«Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!»

3 группа- глаголы повелительного наклонения

Вы, ребята, к нам не лезьте.

Я стираю с мамой вместе.

Чтобы платье чище было,

И платок белее был,

Трy я, не жалея мыла,

Трy я, не жалея сил.

Стала чистенькой панама.

«Нy-ка, мама, посмотри!»

Улыбается мне мама:

«Сильно, доченька, не три.

Я боюсь, что после стирки

Мне придется штопать дырки.»

Слайд 11, 12, 13

Проверка

Этап результативности и рефлексии

Слайд 14-18

Тест 

1. Глагол, который выражает просьбу или приказ :

а) изъявительного наклонения

б) условного наклонения

в) повелительного наклонения



2. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются по временам?

а)  к сослагательному (условному)      

б) к изъявительному в) к повелительному



3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии:

а)   изъявительное б) повелительное     в) сослагательное (условное)



4. Укажите глагол изъявительного наклонения:

А) сходи

б) искал

в) пришёл бы



5. Укажите глагол повелительного наклонения:

а) написал бы

б) изучаете

в) изучай

Слайд 19

Проверка:

1.А 2. Б 3. В 4. Б 5.В

- Подсчитайте количество баллов. И поставьте себе за урок оценку.

Если  у вас 5 правильных ответов :

5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

Итог

- С какими наклонениями глагола вы познакомились сегодня?

- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

- Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

- Что обозначают глаголы в сослагательном наклонении?

Слайд 20

Рефлексия

-Определите свой уровень усвоения материала :

1-й уровень- понял, излагаю теорию, но не могу применить на практике

2-й уровень- понял, излагаю теорию, могу применить на практике по образцу

3-й уровень- понял, излагаю теорию, могу применить на практике, преобразуя знания и способы действия

Слайд 21

Домашнее задание:

Составить и записать поздравление своей маме или бабушке, используя глаголы разных наклонений.

Выучить правило о наклонениях глагола в учебнике с.204-205










9



1 группа

Найдите глаголы изъявительного наклонения

И не всегда ты видишь маму

В ее заботах трудовых.

Не шлешь ты с нею телеграммы,

Не лечишь вместе с ней больных.

Не мчишься с ней на паровозе,

Ее не видишь у станка,

И славных дел ее в колхозе

Не разделяешь ты пока,

Но если мама иногда

Придет усталая с работы,

Согрей ее своей заботой,

Во всем ей помоги тогда!









































2 группа

Найдите глаголы сослагательного наклонения

Не шумят мои игрушки,

Тихо в комнате пустой,

А по маминой подушке

Луч крадётся золотой.

И сказала я лучу:

Я тоже двигаться хочу.

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать.

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать…

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

«Ничего, – шепнул он будто, –

Посидим и в тишине!»





























3 группа

Найдите глаголы повелительного наклонения

Вы, ребята, к нам не лезьте.

Я стираю с мамой вместе.

Чтобы платье чище было,

И платок белее был,

Трy я, не жалея мыла,

Трy я, не жалея сил.

Стала чистенькой панама.

«Нy-ка, мама, посмотри!»

Улыбается мне мама:

«Сильно, доченька, не три.

Я боюсь, что после стирки

Мне придется штопать дырки.»











Слайд 1
Урок русского языка в 5 классе ТЕМА: «ИЗУЧЕНИЕ НАКЛОНЕНИЙ ГЛАГОЛА» Катаева Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Сергинская СОШ, Кунгурского района, Пермского края
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
поздравлял Прошедше и е поздравляем Настоящее Будем поздравлят ь будущее Поздравляйте Поздравляли б
Слайд 5
Глагол выражает отношение действия к действительности с помощью наклонений: изъявительного, повелительного,  сослагательного (условного)
Слайд 6
повелеват ь Наяву, явь приказывать
Слайд 7
ИзъявительноПовелительно Сослагатель е ное(условно е е) поздравлял Прошедше и е поздравляе Настояще м е Будем поздравлят будущее ь Поздравляйт е Поздравляли б
Слайд 8
НАКЛОНЕНИЕ Изъявитель Повелитель Сослагательно ное ное е (условное) Означает, что действие происходил о (прошедше е время), происходит (настоящее время) или будет происходить Означает, что действие просят или приказыва ют выполнить Означает, что действие возможно при каком-либо условии
Слайд 9
ОПРЕДЕЛИТЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ: 1.Поговори со мною, мама. 2.Мама спит. Она устала. 3.Мама сразу бы сказала: «Молодчина ты, сынок» 4. В какую бы даль ни звала нас дорога Нас всех провожают красивые мамы. 5.Не обижайте любимых упрёками.
Слайд 10
РАБОТА В ГРУППАХ: В тексте найдите глаголы  1 группа изъявительного наклонения 2 группа сослагательного наклонения 3 группа повелительного наклонения
Слайд 11
ПРОВЕРКА: 1-я группа И не всегда ты видишь маму В ее заботах трудовых. Не шлешь ты с нею телеграммы, Не лечишь вместе с ней больных. Не мчишься с ней на паровозе, Ее не видишь у станка, И славных дел ее в колхозе Не разделяешь ты пока, Но если мама иногда Придет усталая с работы, Согрей ее своей заботой, Во всем ей помоги тогда!
Слайд 12
2-я группа Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой, А по маминой подушке Луч крадётся золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу. Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать. Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать… Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. «Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!»
Слайд 13
3-я группа Вы, ребята, к нам не лезьте. Я стираю с мамой вместе. Чтобы платье чище было, И платок белее был, Трy я, не жалея мыла, Трy я, не жалея сил. Стала чистенькой панама. «Нy-ка, мама, ка, мама, посмотри!» Улыбается мне мама: «Сильно, доченька, не три. Я боюсь, что после стирки Мне придется штопать дырки.»
Слайд 14
ТЕСТ 1. Глагол, который выражает просьбу или приказ: А) изъявительного наклонения Б) условного наклонения В) повелительного наклонения
Слайд 15
2. К КАКОМУ НАКЛОНЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ ГЛАГОЛЫ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ? А) к сослагательному (условному) Б) к изъявительному В) к повелительному
Слайд 16
3. УКАЖИТЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА, КОТОРЫЙ ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ВОЗМОЖНОЕ ПРИ КАКОМ-ЛИБО УСЛОВИИ: А) изъявительное Б) повелительное В) сослагательное (условное)
Слайд 17
4. УКАЖИТЕ ГЛАГОЛ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ: А) сходи Б) искал В) пришёл бы
Слайд 18
5. УКАЖИТЕ ГЛАГОЛ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ А) написал бы Б) изучаете В) изучай
Слайд 19
ПРОВЕРКА: 1. А 2. Б 3. В 4. Б 5. В
Слайд 20
Определите свой уровень усвоения материала : 1-ка, мама, й уровень-ка, мама, понял, излагаю теорию, но не могу применить на практике 3 2-ка, мама, й уровень-ка, мама, понял, излагаю теорию, могу применить на практике по образцу 2 3-ка, мама, й уровень-ка, мама, понял, излагаю теорию, могу применить на практике, преобразуя знания и способы действия 1
Слайд 21
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составить и записать поздравление своей маме или бабушке, используя глаголы разных наклонений.  Выучить правило о наклонениях глагола в учебнике 
Слайд 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, М.-ка, мама, «Дрофа»,2006  http://vashechudo.ru/prazdnichnoe-ка, мама, nastroenie/stihi-ка, мама, k-ка, мама, 8-ка, мама, marta-ка, мама, dlja-ка, мама, shkolnikov.html  http://ped-ка, мама, kopilka.ru/shkolnye-ка, мама, prazdniki/8-ка, мама, marta-ка, мама, i-ка, мама, den-ка, мама, materi/stihi-ка, мама, k-ка, мама, 8-ка, мама, marta-ка, мама, dlja-ка, мама, shkolnikov/page-ка, мама, 4.html  http://moyaradost.ru/5466-ка, мама, stixi-ка, мама, o-ка, мама, mame-ка, мама, k-ка, мама, 8-ка, мама, marta.html 

Полный текст материала Урок русского языка "Изучение наклонений глагола"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Катаева Наталья Павловна  Надежда_Лукиянова
28.10.2013 0 4965 665

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК