Презентация и разработка урока русского языка "Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"; 11 класс


Слайд 1
Слайд 2
Урок русского языка в 11 классе Анализ текста. Подготовка к написанию сочинениярассуждения.
Слайд 3
Цели урока: Образовательная: продолжить обучение лингвистическому анализу текста, подготовку к написанию сочинения – рассуждения (ЕГЭ, часть С) Развивающая: развивать связную монологическую речь, логическое мышление Воспитательная: способствовать нравственному развитию личности
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Домашнее задание:          1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы. 2. Вставить пропущенные знаки препинания, объяснить их постановку. Люди служившие другим (по) умному имевшие в жизни добрую и значительную цель запом…нают(?)ся (на) долго. Помнят их слова поступки их обл…к их шутки чудачества. О них ра(?)сказывают г…раздо реже и разумеется с (не) добрым чу(?)ством говорят о злых. Умная доброта самое ценное в человеке к нему распол..гающее самое верное по пути к личному счастью. По Д.С.Лихачеву. 3. Указать вид подчинительной связи в словосочетаниях: служившие (по) умному, добрую цель, помнят слова. 4. Указать количество причастий в тексте, выписать причастие, имеющее в составе 2 приставки и 2 суффикса. 5. Выписать все наречия из текста. Индивидуальные задания: Подбор тематических цитат.  Составление словарной статьи
Слайд 7
Люди, служившие другим по - умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, чудачества. О них рассказывают гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых. Умная доброта - самое ценное в человеке, к нему располагающее, самое верное по пути к личному счастью. (По Д. Лихачёву.)  
Слайд 8
Текст для анализа:       (1) В чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: ув…личивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно сл…гается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (5) Многое нач…нается с мелочей, зар…ждается в детстве и в близком. (6) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (7) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (8) А это совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом н…льзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (9) Большая цель добра нач…нается с малого – с ж…лания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. (10) Это как круги на воде. (11) Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (12) Любовь же и дружба, разр…стаясь, обр…тают новые силы, становятся всё выше, а человек мудрее. (13) Мудрость - это ум, соед…нённый с добротой. (14) Мудрость приносит человеку доброе имя, прочное счастье и ту спокойную совесть, которая ценится в старости . Д.С.Лихачев.
Слайд 9
Слайд 10
Текст для анализа:       (1) В чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (5) Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. (6) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (7) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (8) А это совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (9) Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. (10) Это как круги на воде. (11) Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (12) Любовь же и дружба, разрастаясь, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек мудрее. (13) Мудрость - это ум, соединённый с добротой. (14) Мудрость приносит человеку доброе имя, прочное счастье и ту спокойную совесть, которая ценится в старости . Д.С.Лихачев.
Слайд 11
Анализ средств выразительности. Заполнить пробелы в таблице: Средства выразительности 1. Сравнение 2. 3. ? ? Примеры из текста С какой целью использовано ? ? …привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну ? ? заставить задуматься, искать ответы на поставленные вопросы.
Слайд 12
Композиция сочинения – рассуждения:        Вступление Проблема Комментарии к проблеме Позиция автора Собственное мнение о позиции автора Аргументы ( не менее 2-х) Вывод
Слайд 13
Вступление
Слайд 14
Формулируем проблему Проблема (греч. problem – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения.
Слайд 15
Комментарий – а) пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение; б) объяснительные примечания к тексту сочинений какого-либо автора. в) Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо;
Слайд 16
Формулируем позицию автора Позиция автора – отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль текста.
Слайд 17
Выражаем свое отношение к проблеме После того как сформулирована позиция автора, необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с позицией автора или оспаривая её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос!
Слайд 18
Приводим аргументы Аргумент – доказательство, убеждение, довод. Вы должны доказать правильность своей позиции, приведя определенные аргументы. Аргументов должно быть два. Лучше, если оба доказательства будут взяты из художественных произведений. Или в качестве второго аргумента можно использовать факты из общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.
Слайд 19
Проблема Комментар ий Позиция автора Моя позиция Аргумент 1 Аргумент 2
Слайд 20
Текст для анализа:       (1) В чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро – это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. (5) Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. (6) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. (7) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (8) А это совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (9) Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. (10) Это как круги на воде. (11) Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (12) Любовь же и дружба, разрастаясь, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек мудрее. (13) Мудрость - это ум, соединённый с добротой. (14) Мудрость приносит человеку доброе имя, прочное счастье и ту спокойную совесть, которая ценится в старости . Д.С.Лихачев.
Слайд 21
Обращение к литературным примерам, параллелям, ассоциациям.
Слайд 22
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Слайд 23
М.А.Шолохов «Судьба человека»
Слайд 24
Ф.М.Достоевсий «Преступление и наказание»
Слайд 25
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Слайд 26
Домашнее задание: 1. Написать сочинение – рассуждение по тексту Д.С.Лихачева
Слайд 27
Спасибо! Всего вам до б р о г о!

Полный текст материала Презентация и разработка урока русского языка "Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хохлова Елена Владимировна  ElenaHohlova
11.11.2013 0 5689 964

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК