Урок литературы "Тема добра и зла в рассказе Л. Андреева «Кусака»"; 7 класс
Самофалова Елена Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Киренска»
Урок литературы в 7 классе
Тема: « Тема добра и зла в рассказе Л. Андреева « Кусака»
Цели урока:
-Помочь учащимся осознать личностную значимость данного произведения.
-Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умения анализировать текст.
-Создать условия для развития положительной мотивацию к учению, содействовать развитию у детей умения общаться и работать в группах.
-Содействовать развитию у учащихся чувства милосердия, сострадания друг к другу, к ближним, уверенности в своих силах.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я надеюсь, что вы настроились на работу, все приготовили к уроку. Если вы будете внимательны, сосредоточены, то у нас все получится. А теперь я попрошу вас открыть тетради, записать число, классная работа.
2. Интрига
Учитель. Итак, начинаем урок. Внимание на экран. (Фрагмент Ералаша) Кто является главной героиней фрагмента?
Дети. Собака.
Учитель. А почему я выбрала именно этот фрагмент?
Дети. Потому что главной героиней рассказа Л.Андреева тоже является собака.
Учитель. А какие чувства вызвал у вас этот фрагмент? (Записать.) С какими словами соотносятся у вас действия людей? (Записать.)
Жалость к собаке
Сочувствие
Страх
Жестокость
Злоба
3. Выведение темы
Учитель. Ребята, посмотрите внимательно на записанные мною слова . Я их специально разделила на две группы. Как вы думаете, с каким словом можно соотнести эти слова (жалость, сочувствие) ?
Дети. Добро.
Учитель. А с каким словом можно соотнести эти слова (страх, жестокость, злоба) ?
Дети. Зло.
Учитель. Верно, потому что темой нашего сегодняшнего урока будет (открыть) тема: “Проблема добра и зла в рассказе Л.Андреева “Кусака””.
4. Социализация
Учитель. Ребята, а с такими проблемами мы сталкиваемся только в литературе?
Дети. Нет. В жизни тоже часто бывают такие проблемы.
Учитель. Вспомните свой жизненный опыт и ответьте, всегда ли люди поступают по-доброму по отношению к животным?
Дети. Нет, не всегда.
Учитель. А вы считаете, что это правильно? Так должно быть?
Дети. Нет. Так не должно быть.
Учитель. Вы правы. Взрослые люди иногда об этом забывают .
5. Задачи для учащихся
(Открывать по ходу выведения).
Учитель. Итак, взгляните еще раз на тему урока и скажите, что мы должны сделать, чтобы выполнить поставленную задачу?
Дети. Узнать лексическое значение слов ДОБРО и ЗЛО.
– Подобрать героя, который поможет разобраться в добре и зле.
– Выбрать эпизоды.
– Проанализировать эпизоды.
– Дать оценку поступкам героя.
Учитель. Я очень рада, что ваши задачи совпадают с моими. (Открыть.)
6. Мотивация.
Учитель. Прежде чем мы начнем работать, я бы хотела обратиться к словам Конфуция, записанным на доске:
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму.
Учитель. Какие слова для нас сегодня будут главными?
Дети. Запомню и пойму.
Учитель. Верно. Итак, ваша задача запомнить то, о чем мы будем говорить на уроке; понять, как нужно правильно обращаться с животными.
7. Лексическая работа
Учитель. Начнем по порядку. Чтобы четко разграничить понятие добра и зла, нужно вспомнить их лексическое значение. Зачитайте, пожалуйста, лексические значения слов добро и добрый. (Дети зачитывают.)
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Добрый – 1) делающий добро другим, отзывчивый; 2) несущий благо, добро, благополучие; 3) хороший, нравственный.
Учитель. А теперь зачитайте лексические значения слов зло и злой. (Дети зачитывают.)
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Злой – 1) заключающий в себе зло; 2) полный злобы, злости; 3) причиняющий сильную неприятность, боль.
Учитель. Чтобы вы не забывали эти значения, я выписала их на доску.
– А какой герой поможет нам проследить добро и зло?
Дети. Кусака.
Учитель. Верно, это Кусака . А как вы считаете, какие эпизоды нам сегодня понадобятся?
Дети. Жизнь Кусаки до знакомства с дачниками.
– Жизнь Кусаки на даче.
– Отъезд дачников.
Учитель. Верно.
8. Анализ эпизодов.
Учитель. Эпизоды для анализа определены, но для дальнейшей работы нам понадобятся 3 группы исследователей текста . Группы получают задания, с которыми они будут работать, а также памятку для оценивания работы групп (раздать). Что вам поможет выполнить успешно работу?
Дети. Текст. Правила работы в группе.
Правила работы в группе
Внимательно прочитайте задания.
Правильно распределите задания, помня, что каждый выбирает то задание, которое ему по силам и с которое ему нравится.
Работайте дружно.
Уважайте мнение товарищей.
Выберите выступающего.
Учитель. Верно. Обратите еще раз внимание на правила работы в группе. Кто может помочь в случае затруднения?
Дети. Учитель.
Задание
Опираясь на текст, расскажите о жизни собаки (где живет, какая, есть ли кличка).
Опираясь на текст, расскажите, как относятся к собаке люди (ключевые слова выпишите на листок, вывесите на доску, соотнесите со словом Добро или ЗЛО).
Дайте оценку поступкам людей. (Продолжить высказывание. Проанализировав эпизод, мы пришли к выводу, что эти люди злые (добрые), потому что...)
Задание
Что вы знаете о собаке? (Кличка, окраска, где живет.)
Кого из героев собака полюбила больше всех? Почему?
Из литературы или из жизни приведите пример проявления доброты людей по отношению к животным.
Учитель. Они ищут ответы в тексте, а когда начнут отвечать группы, то внимательно слушают, так это поможет полно ответить на вопросы. В конце урока эта группа сдает тетради на проверку.
(Группы работают над вопросами 4–5 мин.)
9. Выступление групп
Учитель. А теперь выступают группы. Ребята, помните, что вы накапливаете материал для составления памятки, а также будете оценивать работу групп. Поэтому не только слушайте, а еще и записывайте самое главное.
(Каждая группа отвечает на вопросы, выписанные ключевые слова вывешивает на доску, соотнося со словом ДОБРО или ЗЛО, дает оценку поступкам людей.
Группы поочередно выступают. Желающие, пользуясь планом, оценивают работу каждой группы.)
(После выступления групп обратить внимание на доску.)
10. Вывод
Учитель. Молодцы, все справились со своими заданиями. А теперь давайте внимательно посмотрим на доску. Что мы увидели? Чего больше в этом рассказе?
Дети. Зла.
Учитель. Но поверьте, Л.Андреев – это тонкий психолог, который хотел предостеречь нас от плохих поступков. Мне не хочется, чтобы у вас сложилось такое мнение, что зла больше везде: в кино, в книгах, в жизни.
А теперь послушайте песенку про собаку ( звучит песня « Собака бывает кусачей…»)
- определите интонацию песенки и рассказа? Отличаются ли они? Если да , то чем?
Сопоставьте слова песни и отрывка из рассказа.
Собака хватает прохожих за пятку
Собака съедает гражданку лошадку
А с ней- гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда у неё завывает в желудке.
И каждому ясно, что это собака
Круглая сирота.
- Художественное чтение 5 главы
- Почему в этих словах такая безысходность? Сможет ли Кусака вновь когда- нибудь поверить людям? ( Отзыв о рассказе « Кусака»)
-Чтение стихотворения Э. Асадова « Стихи о рыжей дворняге»
Лохматую рыжую спину:
-Прощай, брат! Хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину.
Швырнул под скамейку ошейник
И
скрылся под гулким навесом,
Где пестрый людской Хозяин
погладил муравейник
Вливался в вагоны экспресса.
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа
Сказал: -Что? Оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы…
А то ведь простая дворняга!
Огонь над трубой заметался,
Взревел паровоз что есть мочи,
На месте, как бык, потоптался
И ринулся в непогодь ночи.
В вагонах, забыв передряги,
Курили, смеялись, дремали…
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь!
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь лапы о камни разбиты.
Что
выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела…
Труп волны снесли под коряги…
Старик! Ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги,
А сердце – чистейшей породы!
- Что общего у стихотворения Асадова и рассказа Л. Андреева «Кусака»?
( В рассказе «Кусака» и в стихотворении Асадова собаку бросают ради другой, породистой. А ведь лучшего и преданного друга не найти).
– Я хочу пожелать вам, чтобы обида, злоба, недоверие ушли из вашего сердца; пусть в нем не будет места страху, безразличию, эгоизму, и тогда будет гарантия того, что в любой ситуации вы останетесь добрыми людьми и будете с любовью и жалостью относиться ко всему живому. Так давайте же спешить делать добрые де
Учитель: Так как финал рассказа открытый и немного мрачноватый, то вы можете это исправить, побывав в роли писателя.
11.Домашнее задание: Напишите продолжение рассказа “Неделю спустя»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Самофалова Елена Николаевна
→ Аленка1857 11.11.2013 0 3356 460 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.