Урок по литературе на тему «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести», 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №33 станицы Архангельской

муниципального образования Тихорецкий район












Урок по литературе, 6 класс.

Тема урока: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».













Составитель

Завальская Галина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы











Тема урока: «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести».


Цель урока: рассмотреть композицию повести, ее элементы.

Методические приемы: аналитическая беседа.

Словарная работа: прямая и обратная композиция, экспозиция, кульминация, развязка.

Ход урока

I.Проверка домашнего задания.

1.Кто является главным героем повести «Метель»?

Марья Гавриловна, богатая невеста, и бедный армейский прапорщик Владимир.

2.В чем авторская ирония по отношению к этим молодым лю­дям?

«Марья Гавриловна была воспитана на французских романах, и, сле­довательно, была влюблена».

Рассуждение: если мы друг без друга дышать не можем, а воля жес­токих родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? «Разумеется, что эта счастливая мысль сперва пришла в голову молодому человеку и что она весьма понравилась роман­тическому воображению Марьи Гавриловны».

3.Когда игра кончается и становится страшно за героев?

Когда Марья Гавриловна поняла, что видит своих родных по­следний раз.

Когда Владимира закружила метель (прочитать и вспомнить
стихотворение «Бесы»).

4.Почему автор начинает рассказ об одном герое, бросает его, уходит к другому?

1.Литературный прием.

2.Герои разными путями приезжают к церкви.

5.Чем закончится похищение Марьи Гавриловны?

Ничем. Утром она встанет и придет к завтраку, а вечером сляжет в го­рячке.

6.Что же было в церкви, что произошло?
Никто ничего не скажет, Владимир исчезнет.

Слово учителя.

Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку си­лой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».

Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром, как пишется в том месте повести, где Владимир, проплутав до полуночи, выехал к незнакомой деревне.

Эта белая, застывшая равнина — словно предвестие судьбы бедного армейского прапорщика», который будет смертельно ранен под Бородином и успокоится навеки.

На страницах повести слышен голос очевидца событий конца Отече­ственной войны 1812 года. «Полки наши возвращались из-за границы. На­род бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, воз­вращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «Отечество»! Как сладки были слезы свидания».

Этого не вычеркнешь из биографии всех русских людей, включая и Марью Гавриловну, и Бурмина.

7.Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи
Гавриловны и Владимира?

Война 1812 года, на которой в битве при Бородине Владимир будет ранен, а затем уже в Москве умрет.

8.Как сложится дальнейшая жизнь Марьи Гавриловны и удаст­ся ли ей найти свое счастье?

9.Так что же было на самом деле в церкви?

10.Кто из героев истинно романтический герой?

Слово учителя

Подводя итог нашей беседы, можно сделать вывод о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания, и вознаградила за все пережитое.

Содержание этой истории больше, чем ее понимают герои. Как и во всех дру­гих повестях Белкина, в «Метели» события оцениваются разными героями по раз­ным шкалам ценностей.

II.Работа по теме урока «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести». Беседа по вопросам и работа с текстом.

-Какой тип речи использует автор в начале произведения?

-Почему автор в начале повести выбирает повествовательный
тип речи?

Задания.

1).Проследите по тексту, какое событие изменяет исходную си­туацию? Определите границы экспозиции.

2).Найдите в экспозиции статические детали (описание героев —
Марьи Гавриловны и Владимира).

3).Определить, что является завязкой действия.

4).Определить тип речи. Объяснить, почему данный тип речи повествовательный.

5).Завязка ускоряет ход событий, это выражается увеличением
количества динамических деталей.

6).Найдите эпизод, в котором изображен вечер накануне побега
героини.

-Определите место эпизода в содержании повести. Это элемент сюжета или композиции?

Задание. Найти в эпизоде вечера накануне побега статические детали. Сон героини. Определите его художественную роль.

(Сон пророческий, он создает тайну, придает повести увлекательность, означает основной мотив повести — метель, стихию жизни, которую человек должен принимать как данность, бороться с которой не смысла, ее надо принимать и проживать, пережидать, терпеливо сносить).

-Какой эпизод является самым важным в развитии действия?
Описание метели.

-Изображаются ли события во временной последовательности?

-Где первый раз нарушается последовательность в описании?

-О каких событиях повествует автор далее? Какого характера
эти события?

Задание.

-Найти кульминацию повести. Определить тип композиции.

(Обратная композиция, она служит созданию тайны, которая придает повести очарование.)

-Сопоставьте отношения Марьи Гавриловны с Бурминым с ее отношениями с Владимиром. В чем сходство в повествовании об их отношениях, в чем разница?

(Сходство — эти отношения трудно складываются, различие в том, как и почему мать смотрит на эти отношения. Отношения с Владимиром у Марьи Гавриловны сложились зимой, герои пережили метель в прямом и переносном значении и другие препятствия. Встреча с Бурминым про­изошла летом, при ярком солнце, все сразу счастливо объяснилось.)

- Найдите развязку повести. Какой тип речи использован?

III.Домашнее задание.

1.Прочитать первую часть повести «Станционный смотритель» до слов «Прошло несколько лет...»

2.Составить тестовые задания по повести «Метель»


Литература

Задания составлены с учетом действующей программы общеобразовательных учреждений.

Литература 5-11 классов. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва: «Просвещение», 2009 год.







Полный текст материала Урок по литературе на тему «Повесть А.С. Пушкина «Метель». Мастерство сюжета. Особенности построения повести», 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Завальская Галина Алексеевна  zavuch55
01.11.2013 0 7908 816

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК