Урок литературы по теме "Герасим и Татьяна в рассказе И.С.Тургенева "Муму"; 5 класс
Урок литературы в 5 классе
Урок построен по технологии РКМЧП
Тема урока: «Герасим и Татьяна в рассказе И.С.Тургенева "Муму"
Задачи:
1. Выявить первоначальное восприятие прочитанного текста.
2. Развивать умение анализировать образы-персонажи с учетом авторской позиции, исторической основы, сопоставлять и делать выводы.
Проблемный вопрос: В чем сходство и отличие Герасима и Татьяны?
Предполагаемые варианты решений:
1. Трудолюбие, ответственность, терпение, искренность - качества, объединяющие героев.
2. Самовольный уход Герасима из города – это протест бесправного человека против унижения, оскорблений человеческих чувств, издевательств. Татьяна же смирилась со своей участью ("смиренница")
Карта урока
I. Стадия вызова (13 мин.)
1. "Мозговой штурм" (3 мин.)
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
- Неожиданное распоряжение барыни Гаврилу, видимо, озадачило. Какое распоряжение и почему озадачило?
- За что барыня выслала Герасиму целковый?
- Какой детали в одежде не хватало Герасиму... для прошения жениться на Татьяне?
( Репродуктивные формы деятельности: память, внимание, точность речи.)
2. Составление кластера (3 мин.-индивидуально, 3 мин.-в паре;4 мин.-запись на доске = 10 мин.)
Учитель предлагает написать слова и словосочетания, которые приходят на ум в связи с утверждением: " Татьяна не могла похвалиться своей участью", учитывая историческую основу данного произведения (материал предыдущего урока).
( Репродуктивные формы деятельности: память, внимание, точность речи.
Продуктивные формы деятельности: рефлексивность, активность, коммуникативная культура, ясность речи.)
II. Стадия осмысления (15 мин.)
1. Приемы "чтение с остановками" и "рассказ-предположение".
Чтение учителем эпизода из повести, посвященного взаимоотношениям Герасима и Татьяны (в учебнике под редакцией Т.Ф.Курдюмовой данный эпизод отсутствует)
Вопросы:
- Почему не сбылись ожидания дворецкого?
- Каково поведение Герасима и почему?
- Чем закончится эта история? (вопрос-предположение)
- Что заставило героя поступить так?
( Репродуктивные формы деятельности: память, внимание, точность речи.
Продуктивные формы деятельности: активность, коммуникативная культура, ясность речи, культура эмоций, аргументированность.)
III. Стадия рефлексии (14 мин.)
1. Прием "сводная таблица"
- В чем сходство Герасима и Татьяны?
Трудолюбие, ответственность, терпение, искренность - качества, объединяющие героев.
2. Составление синквейна, отражающего разность героев (по группам):
- Чем оличаются герои?
Татьяна-1 группа
Герасим- 2 группа
( Продуктивные формы деятельности: рефлексивность, ясность речи, коммуникативная культура, культура эмоций.)
IV. Подведение итогов. Домашнее задание (3 минуты)
В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая определить ценность урока, его полезность.
( Продуктивные формы деятельности: рефлексивность, аргументированность, ясность речи.)
Дома вернуться к кластеру, над которым работали в классе, и дополнить его, учитывая содержание текста (распечатанный эпизод учащимся раздается учителем)
( Репродуктивные формы деятельности: внимание, точность речи.
Продуктивные формы деятельности: ответственность, рефлексивность, ясность речи.)
Список литературы:
Учебник: Литература. 5 класс: ... в 2 частях/ автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010.
И.С. Тургенев «Муму»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Люблинская Ольга Григорьевна
→ jkmuf@26 25.11.2013 1 10857 1274 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.