Анализ стихотворения "До свидания, мальчики..." Б.Ш. Окуджава; 10 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА№185 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Анализ стихотворения «До свидания мальчики..» Б. Ш. Окуджава
Работу выполнил: Каргапольцева С.Ю.
учитель русского языка и литературы
г. Екатеринбург
2013
Стихотворение «До свидания, мальчики..» было написано Б.Ш. Окуджава в 1958 г. Это стихотворение было написано в память его друзьям-мальчишкам с Арбата, которые все погибли на войне.
В стихотворении звучит тема войны. Окуджава сам прошел всю войну, попав на нее добровольцем в 42 году, будучи совсем молодым мальчишкой-девятиклассником.
Сюжет в этом стихотворение тесно связан с его композицией. Стихотворение можно разделить на две части. В первой части автор обращается к мальчикам, к еще совсем недавно бывшим озорным мальчишкам, которые уходят на войну, в одночасье сделавшую из них солдатов, взрослых мужчин, которые должны забыть страх, не щадить себя, потому что должны защитить от врага свою родину, жен, матерей, девушек. «..повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили, и ушли, за солдатом - солдат...».Автор прощается с ними, зная многие не вернутся назад, но все же просит их «… постарайтесь вернуться назад».
Вторая часть стихотворения – обращение к девочкам, которые также как и мальчики ушли на фронт сменив белые платья на военную форму. Автор сожалеет, что вместо свадеб еще вчерашним девочкам вместо свадеб предстоят «разлуки и дым», а вместо туфелек – «сапоги, ну куда ж от них денешься..». Окуджава понимает, что война - не женское дело, но выхода у девченок нет, как пойти вслед за мальчишками защищать родину от врага. Автор просто просит их, вернуться живыми.
Лирический герой в этом стихотворении лишен конкретных черт. Он выступает здесь в качестве поэтического символа. Обращение автора ко вчерашним мальчишкам и девчонкам – это обобщенный образ надежды миллионов людей, проводивших на войну своих близких и надеющихся на их возвращение.
Жанр стихотворения – авторская (бардовская) песня. На музыкальность стихотворения указывают ритм и повторящиеся рефрены «до свидания, мальчики.»; «до свидания, девочки.»; «постарайтесь вернуться назад».
Стихотворная организация. Четко чувствуется параллелизм стихотворения – деление на две части, обращение к мальчикам и обращение к девочкам: в каждой части по 12 строк и фактически одинаковый зачин «Ах, война, что ж ты сделала, подлая..» - в первой части и «Ах, война, что ж ты, подлая сделала..» - во второй.
И сюжет пронизан общим повторяющимся ритмом, (параллелизм первой и второй части). Первые строки – ритм плавный, здесь чувствуется грусть и сожаление автора, а потом, когда автор обращается с напутствием к мальчикам – тональность меняется – появляется чеканный слог: «Вы не прячьтесь, вы будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат. И себя не щадите вы!». Далее тональность опять меняется - звучит просьба, мольба автора: «И все-таки постарайтесь вернуться назад». Характер ритму задают и повторы: «до свидания, мальчики. Мальчики»; «до свидания, девочки. Девочки»; «постарайтесь вернуться назад».
Что касается образных средств, то в стихотворении их немного. Нашла одну метафору «зеленые крылья погон». Здесь есть олицетворение: Окуджава в первых строках обращается к войне, как к живому существу, наделяя ее человеческими качествами – она подлая: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая». Метонимия: автор дает наставление мальчикам - «вы будьте высокими», что означает в контексте, как будьте бесстрашными и сильными. Эпитеты: в обращении к девочкам автор подчеркивает «Наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим». Здесь белый цвет - цвет чистоты, невинности, первой любви, но девочкам, ушедшим на войну, не понадобятся белые платья – их ждет боль, грязь, кровь. Антитеза: все стихотворение построено на антитезе война-детство, смерть-красота. Контекстуальные антонимы: белые платья – сапоги, свадьба-разлука и дым, мальчики-солдаты.
Стихотворение написано анапестом (два безударных слога и один ударный слог): ах войнА что ж ты сдЕлала пОдлая.
Смысл названия. В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернуться. Он не прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к ним - «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и играющие во дворах.
Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.
Выводы: Анализ стихотворения помог нам выявить индивидуальные особенности стиля Б. Ш. Окуджавы.
Его поэзия относится к жанру авторской песни, потому что он был автором-исполнителем в одном лице
Его поэзия очень лирична, чувствуется особенная интимность, проникновенность автора, его доброта и сострадание. Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, что не может не заставить проникнуться этим стихотворением. Когда читаю строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.
Поэзия Окуджавы очень музыкальна. Эта музыкальность присутствует в интонационных и словесных повторах. Когда читаешь стихи Окуджавы, волей-неволей начинаешь мысленно отбивать ритм. Его поэзия - доверительно-исповедальная. Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии - это голос душевных и личных переживаний.
Список литературы
Песни Булата Окуджавы: Мелодии и тексты / Сост. Л. А. Шилов. М.: Музыка, 1989. — 224 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каргапольцева Светлана Юрьевна
→ svetlana1326 26.11.2013 2 98728 1101 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.