Анализ стихотворения Б. Ахмадулиной "Роза"; 10-11 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ШКОЛА№185 Г. ЕКАТЕРИНБУРГА



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА



Анализ стихотворения Б. Ахмадулиной «Роза»




Работу выполнил: Каргапольцева С.Ю.

учитель русского языка и литературы
















г. Екатеринбург

2013

Стихотворение «Роза», было написано Беллой Ахмадулиной в 1977 году и посвящалось коллеге по поэтическому цеху Александру Кушнеру.

Сюжет стихотворения на первый взгляд довольно прост. Героиня ищет и покупает розу на рынке города Гагры и спешит домой, чтобы поставить розу в воду.

Композиция и сюжет стихотворения взаимосвязаны.

Композиция стихотворения своеобразна и подчинена потоку мыслей и рассуждений героини. Возникает ощущение, что одна мысль плавно перетекает в другую. Это делает стихотворение достаточно длинным и громоздким – в стихотворении 13 строф, состоящих из 4 строк.

Если говорить о сюжетной стороне стихотворения, то она сводится к описанию того, как героиня на рынке купила розу и принесла ее домой. А между этими двумя событиями проносится поток мыслей о жизни и смерти, о природной красоте, символом которой является роза, о своем творчестве, которое бессмысленно для розы: ««Что розе этот вздор? Уныл и дряхл/хваленый ум, и всяк эпитет скуден».

В этом стихотворении повторы играют важную композиционную роль – автор использует кольцевой повтор, который соотносится заглавием, и своеобразным выводом-концом стихотворения: «Та роза ныне – слабый призрак, вздох//Но у нее заступник есть в природе//Как беспощадно он взимает долг/с немой души, робеющей при розе».

Автор, прибегая к приему кольцевого повтора, раскрывает нам идею и главную мысль стихотворения - искусство людей слишком ничтожно и бессильно, чтобы выразить красоту розы, созданной Богом. Именно об этом последняя строфа стихотворения. В последних трех строчках этой строфы - аллюзия на Бога, который сотворил человека и сделал его частью прекрасного мира, так же как и розу. И поэтому, «искусство растеньем быть» превыше и прекраснее самой песни о «растении».

Чтобы идея стихотворения - ничтожность и бессилие искусства человека перед природной (божественной) красотой, была понята и прочувствована читателем, автор в начале стихотворения вводит его в атмосферу Кавказа, южного города Гагры, где задается тема купли-продажи, то есть оппозиция природы и человека: «Вид рынка в Гагре душу веселит//На злато дыни медный грош промотан».

Здесь же автор подготавливает читателя к появлению героини – розы: «С пристрастьем станем выбирать наложниц//Хвалю твои беспечные труды, владелец сада и садовых ножниц».

Через все стихотворение идет мысль автора, что о природной красоте, которую символизирует роза: «Знай, я полушки ломаной не дам/ за бледность черт, чья быстротечна участь. Я красоту люблю как всякий дар/ за прочный позвоночник, за живучесть».

И даже сорванная, проданная и купленная роза не мертва и в этом нас убеждает героиня в следующих строках: «В беспамятстве, в росе ещё живой/спи, жизнь моя, твой обморок не вечен».

Художественный язык Беллы Ахмадулиной отличается определенной сложностью и витиеватостью, что является особенностью поэтического стиля поэтессы. Внутренний монолог автора, который является сюжетообразующим ядром стихотворения, разворачиваясь, обрастает сравнениями, метафорами, архаизмами, повторами.

Особыми средствами выразительности в стихотворении являются, в первую очередь, архаизмы, которыми изобилует текст, например: «как старый царь – невольницу младую/влеку я розу в бедный мой дворец», «Вид рынка в Гагре душу веселит. На злато дыни медный грош промотан» или «хваленый ум, и всяк эпитет скуден». Здесь неполногласные слова – архаизмы - «младую», «всяк» и «злато» - это стилизация под поэзию романтизма, обращение к фольклору. Архаизмы здесь органично входят в ткань стихотворения, употребляются автором для создания высокой экспрессии и придания тексту особой выразительности. А лексема «злато» выражает к тому же и легкую иронию героини стихотворения.

Также автор прибегает к традиционным средствам выразительности, например: «Вздыхает нега, бодрствует расчет, лоснится благоденствие Кавказа», «юлит глагол», - олицетворение; «Где, визирь мой, цветочные ряды? С пристрастьем станем выбирать наложниц» - метафора - роза-наложница. О приеме кольцевого повтора мы уже упоминали выше – это соотношение заглавия с концом стихотворения.

Большую роль в стихотворении играет роль деталей. Акцент на детали автор делает с помощью приема корневого повтора. Например, в этих же строчках: «В беспамятстве, в росе ещё живой, спи, жизнь моя, твой обморок не вечен» - корневые повторы в одном предложении - «живой», «жизнь» окружает образ розы ореолом жизненной энергии и силы. В этой же строке другой корневой повтор «в беспамятстве - обморок», выполняют роль контраста и уточнения, что роза жива.

В тексте стихотворения встречаются сложные синтаксические конструкции, например: « Моих два локтя понукаю, то есть — хранить ее, пока меж половин всего, что в нём, расплющил нас автобус».

Что касается образа лирического героя, то: повествователь и герой здесь не тождественны, объектом изображения служит авторское «я» и «роза». Повествование ведётся от 1-го лица. В том, что автор делится с читателем своими сокровенными чувствами, убеждают следующие личные местоимения: «Я говорю», «Я алчно озираюсь», «Я красоту люблю, как всякий дар». Автор избрал форму непринуждённого, доверительного монолога, в ходе которого делится своими размышлениями с читателем о бессилии искусства (здесь автор имеет в виду поэзию) перед природной красотой, созданной Богом.

Стихотворная организация. Ритм и интонация стихотворения плавная, спокойная. Плавность и мягкость ритму придает опора на сонорный, так как большинство строк стихотворения пронизано звуком [л] - аллитерация (сгущение сонорных). Что касается рифмы, то открытые и закрытые слоги примерно в равных количествах, рифмы по месту ударения – мужские (1 и 3 строки в каждой строфе) и женские (2 и 4 строки), а по взаимному расположению рифмующихся строк – перекрёстные. Стихотворение написано ямбом – двусложная стопа с ударением на второй слог - Вид рЫнка в ГАгре дУшу веселИт.

Стихотворение «Роза» - это текст, так как имеет заглавие и для него характерна тематическая и композиционная цельность. Это поэтический текст, так как он состоит из строф и имеет рифму. Стихотворение относится к художественному стилю речи.

Таким образом, проанализировав стихотворение Беллы Ахмадулиной «Роза», мы можем выявить особенности индивидуального стиля автора.

Стихотворение увлекает за собой и требует непрестанного внимания и напряжения мысли читателя. Характерно тяготение автора к осложнениям синтаксических построений, что часто затемняет смысл лирического произведения. Слог Ахмадулины довольно архаичен и, читая ее стихотворение, возникает ощущение, что мироощущение автора тесно связано с прошедшей эпохой. Архетипичность образного языка, тяготение к созданию художественных символов, вниманием к повседневности, отсутствием ораторской позы – все это характерно для неоакмеистов-шестидесятников, к которым относится и Белла Ахмадулина. Частое обращение к архаизмам является основной характерной особенностью поэзии Ахмадулиной. Архаизмы придают ее речи возвышенность, органично вплетаются в языковую ткань ее стихотворения и не противоречат тональности повествования. Также ее поэзия отличается метафоричностью, переходами в историческую стилизацию. Лирическая героиня Ахмадулиной характеризуется сосредоточенностью на самоанализе.

Список литературы



  1. Ахмадулина Б. Избранное. М.: Советский писатель, 1988.- 480с.




Полный текст материала Анализ стихотворения Б. Ахмадулиной "Роза"; 10-11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каргапольцева Светлана Юрьевна  svetlana1326
26.11.2013 0 4257 465

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК