Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся "Игра-соревнование «Вопрос на засыпку»"; 8 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Вечерняя сменная общеобразовательная школа №5 г. Кунгура










Методическая разработка

внеклассного мероприятия по литературе



игра-соревнование «Вопрос на засыпку»






Подготовил:

учитель русского языка и литературы

Шавырин Сергей Николаевич












г. Кунгур



Форма проведения внеклассного мероприятия: игра-соревнование

Участники мероприятия: учащиеся 8-х классов.


Цель: обобщение знаний и расширение кругозора учащихся 8-х классов по курсу «литература».

Задачи:

  1. Формировать навыки работы в коллективе; умение быстро и лаконично отвечать на поставленный вопрос.

  2. Развивать интеллектуальные способности учащихся путем вовлечения каждого участника команды в обсуждение предложенного задания игры.

  3. Воспитывать чувство ответственности учащихся за конечный результат команды в игре; соблюдение правил игры и дисциплинированности на протяжении всего мероприятия.


Оборудование: 2 листа для отметки набранных баллов и подведения итогов

игры, призы для участников команды.


Подготовительная работа:

Для учителя – разработка конспекта мероприятия; подготовка аудитории, наглядности и призов.

Для учащихся – повторение материала по курсу «литература».












ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Вступительная часть.

  1. В с т у п и т е л ь н о е с л о в о у ч и т е л я.

  2. С о о б щ е н и е т е м ы и ц е л и м е р о п р и я т и я.

Сегодня мы подводим итог знаниям, которые вы получили в течение года по литературе. Вашему вниманию предлагается участие в игре-соревновании «Вопрос на засыпку».


  1. Основная часть.

  1. О б ъ я с н е н и е п р а в и л и г р ы.

В игре участвуют две команды «Знатоки» и «Литераторы». Команды отвечают на вопрос и зарабатывают 1 балл за каждый правильный ответ. Если команда не может дать ответ, право отвечать получает вторая команда. Команда, которая ответила правильно, зарабатывает баллы в свою таблицу. В итоге игры подсчитывается общее кол-во баллов. Команда, набравшая наибольшее кол-во баллов, считается победителем. За однократное нарушение правил игры и дисциплины команда теряет 1 балл.

  1. Х о д и г р ы.

Команды по очереди отвечают на вопросы, учитель отмечает кол-во набранных баллов в таблице. Вопросы см. в Приложении 1.

  1. Заключительная часть.

Учитель подсчитывает общее кол-во баллов каждой команды, объявляет и награждает победителей.










Приложение 1

  1. Произведение «Ася» по жанру является:

а) рассказ;

б) повесть;

в) драма;

г) трагедия.


  1. В какое время происходили события в повести Капитанская дочка»?

  1. 1773-1774;

  2. 1873-1874;

  3. 1678-1674;

  4. 1573-1574.


  1. К какому жанру относится произведение «Капитанская дочка»?

а) роман;

б) комедия;

в) трагедия;

г) повесть.


  1. Действие повести «Ася» происходит:

а) в Москве;

б) в Нижнем Новгороде;

в) в Германии;

г) в Дании.


  1. Отметить черты, не характерные для чиновников – персонажей комедий:

  1. Взяточничество;

  2. Халатность;

  3. Страх перед начальством;

  4. Глупость;

  5. Гостеприимство;

  6. Использование служебного положения в личных целях.


  1. Каков эпиграф к «Капитанской дочке»?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Вкушая, вкуси мало меда, и се аз умираю».

в) «Береги честь смолоду».

г) «Стрелялись мы».


  1. Главный герой Н.Н. из повести «Ася» был:

а) практикующим врачом;

б) бедным студентом;

в) богатым аристократом;

г) купцом.



  1. Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии:

  1. Юмор;

  2. Сарказм;

  3. Сатира;

  4. Ирония.


  1. Отметить главное место действия в повести «Капитанская дочка».

а) Оренбургская губерния.

б) Санкт-Петербург.

в) Белогорская крепость.

г) Москва.


  1. О каком персонаже из повести «Ася» идет речь: «… Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят. Это было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами. Говорил он так, что даже не видя его лица, вы по одному звуку его голоса чувствовали, что он улыбается ..»?

а) Гагин;

б) Н.Н.

в) отец Гагина;

г) мальчик, который принес записку.


  1. Какому персонажу комедии принадлежат слова: «И странно: директор уехал – куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь – просто, черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры … можно представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!»?

  1. Сквознику – Дмухановскому;

  2. Тряпичкину;

  3. Хлестакову.


  1. О каком персонаже из повести «Ася» идет речь: «Она вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы и скромно подсела к нам, как виноватая. Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел ее лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел. Несколько мгновений спустя оно уже побледнело и приняло сосредоточенное, почти печальное выражение; самые черты ее мне показались больше, строже, проще. Она вся затихла.»?

а) фрау Луизе;

б) Ася;

в) Анна Андреевна;

г) Марья Антоновна.




  1. Как звали Савельича в произведении «Капитанская дочка»?:

  1. Осип;

  2. Иван;

  3. Семён;

  4. Архип.


14.Укажите фамилию коменданта Белогорской крепости, казненного Пугачевым (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич


15. Какой персонаж повести «Ася» сказал: «Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг. А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?»?

а) Гагин;

б) Н.Н.;

в) фрау Луизе;

г) Ася.


16.Отметить, как построена система взяточничества в среде чиновников:

  1. У каждого чиновника есть такое «право»;

  2. В отношении взяток существует определенная субординация;

  3. Каждый решает сам, как брать взятки.


17.Отметить, к какой группе можно отнести город, изображенный Н.В. гоголем в «Ревизоре»:

  1. Уникальный, вобравший в себя все пороки России;

  2. Плод фантазии автора, с надуманными проблемами;

  3. Типичный российский провинциальный город.


18. Как звали мать Аси?

а) Анна;

б) Екатерина;

в) Татьяна;

г) Василиса.


19.Имя какого царя присвоил себе Пугачев, герой повести «Капитанская дочка»?

а) Петр I б) Петр III

в) Иван IV г) Павел I


20.Отметить, есть ли в комедии положительный герой:

  1. Нет, ни один персонаж не может быть назван положительным;

  2. Мария Антоновна;

  3. Да, это разоблачительный смех самого Н.В. Гоголя.


21. О каком персонаже повести «Ася» идет речь: «Девушка … с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. Она нисколько не походила на своего брата»?

а) фрау Луизе;

б) Ася;

в) Анна Андреевна;

г) Марья Антоновна.


22. Укажите фамилию героя повести «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева

а) Алексей Швабрин

б) капитан Миронов

в) Петр Гринев

г) Савельич


23. Какому персонажу комедии принадлежат слова « … потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей! И там, на станциях никому не дадут, все дожидаются: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора …»?

  1. Хлестакову;

  2. Тряпичкину;

  3. Сквознику-Дмухановскому.


24. О каком персонаже повести «Ася» идет речь: «Это была прямо русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного вялая, без цепкости и внутреннего жара. Молодость не кипела в нем ключом; она светилась тихим светом. Он был очень мил и умен, но я не мог себе представить, что с ним станется, как только он возмужает. Быть художником … Без горького, постоянного труда не бывает художников …»?

а) Гагин;

б) Н.Н.;

в) отец Гагина;

г) мальчик, который принес записку.


25. Как звали дочку коменданта Белогорской крепости («Капитанская дочка»)?

а) Маша Миронова

б) Татьяна Ларина

в) Ольга Ильинская

г) Маша Пугачева



26. При каких обстоятельствах происходит первая встреча Петра Гринёва с Пугачевым?

а) при захвате крепости

б) во время казни Пугачёва

в) когда Гринёв едет в крепость спасать Машу от Швабрина

г) Когда Гринёв заблудился в степи во время метели.


27. Какой персонаж повести «Ася» сказал: «У нее очень доброе сердце, но голова бедовая. Трудно с ней ладить. Впрочем, ее нельзя винить, и если бы вы знали ее историю …»?

а) Ася;

б) Н.Н.;

в) Гагин;

г) Отец Гагина.


28. Почему Екатерина II помиловала Гринёва?

а) получила письмо от отца Гринёва

б) Швабрин во всем признался

в) поверила рассказу Маши Мироновой

г) Пугачёв просил помиловать Гринёва


29.По какой причине А.С.Пушкин избрал рассказчиком Гринёва?

а) Гринёв принадлежал к старой дворянской семье, где понятия «честь» и «служба» неразрывны.

б) Мировоззрения автора и Гринёва совпадают.

в) Молодость Гринёва позволяет ему забыть о сословной принадлежности и руководствоваться здравым смыслом.


30. Отметить воинское звание Гринёва.

а) Корнет.

б) Прапорщик.

в) Поручик.

г) Рядовой.


31. По какой причине учитель Петруши Гринева мосье Бопре был выгнан отцом мальчика (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)?

а) он распускал руки

б) он очень любил женский пол

в) он любил выпить и вместо того, чтобы учить Петра, мертвецки спал

г) он не имел диплома учителя


32. Какой подарок делает Пугачёв Петру Гринёву?

а) шубу в) власть

б) не делает подарка г) жизнь




33. Какой главе в произведении соответствует эпиграф «Мирская молва –

морская волна»?

а) Сержант гвардии

б) Суд

в) Незваный гость

г) Приступ


34. Дополните портрет Пугачёва, вставив пропущенное слово: «… он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но …»:

а) сердитое

б) печальное

в) плутовское

г) измученное


35. Как соотносится эпиграф и содержание в повести.

а) Эпиграф раскрывает содержание главы.

б) Эпиграф предваряет появление героя.

в) Эпиграф служит раскрытию характера героя и его судьбы.

г) Эпиграф иронически трактует последующие события.





Список литературы:


  1. В мире литературы. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений / Авт.-сот. А.Г. Кутузов и др.; Под ред. А.Г. Кутузова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.



9



Полный текст материала Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся "Игра-соревнование «Вопрос на засыпку»"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шавырин Сергей Николаевич  sergey0712
08.12.2013 0 9561 1075

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК