Урок литературы "Мы в ответе за тех, кого приручили" (по рассказу Л.Андреева "Кусака"); 7 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОКАРМЫЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КИЗНЕРСКОГО РАЙОНА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Русский язык и литература
Разработка урока литературы на тему
« Мы в ответе за тех, кого приручили»
(по рассказу Л. Андреева «Кусака») для 7 класса
Выполнила:
Калабина Л.М., учитель
русского языка и литературы
Проверила:
Харина Г.А.,
руководитель ШМО
учителей гуманитарного цикла
д. Аравазь-Пельга Кизнерского района Удмуртской Республики
2013г.
Тема: « Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»).
Эпиграфы: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...» Антуан де Сент-Экзюпери.
«Сердце в людях бывает слепое».
А. Платонов.
«Глаза без души слепы, уши – глухи» (пословица).
Цели урока: 1. Главная цель – нравственное воспитание – восприятие чужой боли, страдания через прозу, поэзию и музыку; анализ рассказа
«Кусака»;
2. Развитие устной и письменной речи через диалог;
3. Развитие творческих способностей;
4. Продолжить формирование умений аргументировать собственные высказывания; воспринимать альтернативные точки
зрения.
Оборудование: магнитофон, музыкальные пьесы П.И. Чайковского «Времена года» («Октябрь. Осенняя песня»); рисунки, открытки с
изображением собак; стихотворения Э. Асадова; высказывания известных людей.
Парты в классе расставлены П-образно, чтобы дети могли видеть друг друга.
Рассказ прочитан на прошлом уроке, кроме 5 главы. Детям было дано домашнее задание: написать своё продолжение рассказа «Кусака».
Ход урока:
Оргмомент.
Объявление темы и целей урока, чтение эпиграфов.
Стадия вызова.
Учитель: Ребята, вы дома придумали свой конец рассказа «Кусака». Давайте их послушаем. (Дети читают свои домашние сочинения).
Приложение №1.
Делаем вывод: В основном дети придумали счастливый конец.
Составление «Дерева предсказаний»
Леля вернётся за Кусакой Леля не вернётся за Кусакой
(Учащиеся записывают свои версии предстоящих событий, на “стрелочках” дают объяснение, аргументируют свою точку зрения, связывая свои предположения с данными текста рассказа.)
У. А теперь послушаем, какое окончание рассказа у Л.Андреева.
(На фоне музыки П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня » учитель читает конец рассказа. 5 глава). Пауза. Музыка звучит громче, настраивая ребят на беседу.
У. Вот такой печальный конец рассказа « Кусака». Как вы считаете, почему Кусака воет? (Дети говорили о том, что она плачет, ей плохо, она снова осталась одна, она никому не нужна…)
3. Стадия осмысления.
Аналитическая работа над текстом рассказа.
У. Что она, наверное, подумала о людях? (Дети с сожалением говорят, что Кусака подумала, что люди жестоки, бессердечны, у них сердце слепое…)
У. Каким настроением проникнут рассказ Л. Андреева?
-- Что на уроке усилило грустное настроение? (Музыкальное сопровождение).
-- Особенно какие строчки созвучны с этой музыкой? Почему вы так считаете?
(Музыка П.И.Чайковского созвучна осеннему пейзажу и соответствует чувству приближающегося одиночества и т.д.)
У. Отношение к животным у Л. Андреева является одним из критериев нравственности. А как вы понимаете слово нравственность? Давайте подберём к этому слову слова – ассоциации. Составим кластеры. (Вместе с ребятами составляем на доске кластеры).
У. Как поступили «добрые» люди по отношению к Кусаке? (Дети высказывают свои мнения: безнравственно, бездушно, жестоко…)
У. Писатель свою позицию поясняет так : «В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
-- Ребята, сейчас напишите слова- ассоциации, которые возникают у вас при слове «собака». ( Собака – друг человека, верность, большое понимание, любимый друг, преданные глаза и др.).
-- А как вы понимаете слово «душа»? У кого она бывает? (Душа – это то, что живёт внутри человека; это доброе сердце; это что-то тёплое внутри человека; это нельзя увидеть глазами, но можно почувствовать, у кого она есть; второе сердце и др.)
(По словарю Ожегова читаем значение слова «душа»). Делаем вывод: Значит, и человек, и животное чувствуют одинаково.
-- Если вас бросят ваши друзья, вы что почувствуете? (Боль, горечь…)
-- Л. Андреев пишет: «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака». Как вы понимаете эту метафору? (Всей душой (по фразеологическому словарю)—искренне, горячо, всем существом).
-- А когда она расцвела всей собачьей душою? (Когда её приручили).
Какой она тогда стала? (работа с текстом, читают описание собаки).
-- Какое время года было тогда? (Весна).
-- А какой она была до этого? (работа с текстом).
-- Какое время года было тогда? (Зима)
-- Но вот наступила осень. С какой целью автор использует смену времён года в этом рассказе? Как описание природы помогает понять состояние души Кусаки?
Работа в группах. Ребята находят в тексте описание природы и пытаются понять состояние души Кусаки ( 1группа- 1 глава-зима, 2 группа- 2 глава-весна, 3 группа- 4 глава- осень).
Учащиеся высказывают свои мнения, озвучивают перед классом. Последним выступает 3 группа.
У. Что предвещает этот пейзаж? (Мрачно-трагическое настроение, беду).
--И действительно это случается. А потом наступает ночь. (На фоне музыки П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня » учительница читает отрывок из 5 главы со слов «Наступила ночь…» до конца).
Пауза. Музыка звучит громче.
-- Какие краски использует автор? (Работа с текстом).
--Какой мыслью объединены эти 2 отрывка? О чём это говорит? (Боль, тоска, печаль, холод, темнота…Это говорит о том, что Кусака снова осталась одна).
-- Какова же роль пейзажа в передаче настроения Кусаки? (Когда Кусака одинока, в природе всё мрачно, когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни и т.д.)
-- А почему Леля не взяла собаку с собой? Что ей мешает?
-- Как Леля прощается с Кусакой? (Никак. Она вообще не прощается).
-- А что же Кусака? (читают по учебнику, что делает собака).
-- Как заканчивается рассказ?
-- О чём же выла собака? Как вы думаете? Что вам слышится в вое собаки?(Она плакала, ей очень больно, обидно…)
-- Почему Леля так поступила? Может помочь пейзаж. «Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным...» )
-- Как вы, ребята, понимаете слово «анемичный»? (Анемия- малокровие. Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается «удвоенный» жёлтый цвет).
-- А жёлтый цвет в литературе – это цвет чего?( измены, предательства).
Автор говорит: «будто солнце было... больным», но ведь не солнце больно. Может быть Леля? (Анимизм (anima- душа) – религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения). Значит, Леля больна, у неё душа больна, а может её у ней и вовсе нет?
Читаем эпиграфы.
-- Кому можно адресовать эти слова? Как вы думаете? (Леле, её маме).
-- Зоркое ли сердце у Лели, мамы? Почему так считаете? Чего они не видят?
(Не видят, как Кусака полюбила своих хозяев, как ей плохо было одной, как плохо быть брошенной. Ведь даже будучи дворняжкой, у неё сердце—чистейшей породы).
--А эти люди названы в рассказе добрыми. Как поступили «добрые» люди по отношению к Кусаке? (Безнравственно, бездушно, жестоко…)
--Действительно, в мире много жестокости. Вот и поэт Э. Асадов, спустя около полвека, пишет о безнравственном отношении людей к нашим четвероногим друзьям. (Прочитать выразительно стихотворения Э. Асадова «Стихи о рыжей дворняге», « Дачники»).
-- Давайте поделимся своими мыслями об этих стихотворениях. Что объединяет все эти три произведения? Какие строчки наиболее близко перекликаются с рассказом «Кусака»? (работа в парах с текстами).
--Что хотели нам сказать авторы этих произведений? (Нужно беречь животных, заботиться о них, жалеть и ласкать. Если мы их «приручили», мы за них в ответе).
А сейчас посмотрите фотографии собак с указанием пород.
-- Какие породы собак бывают? А дома у вас собаки какой породы? Они хорошие? Вы их любите?
-- Обязательна ли для собак порода? Можно ли любить дворняжек?
-- Если мы любим своих собак, значит и они любят нас. Мы их приручили. А мы навсегда в ответе за всех, кого приручили? Нет ли среди нас безнравственных, бездушных людей? (Сейчас много бездомных собак и кошек, люди жестоко обращаются с животными, убивают их, обижают).
-- В первой книге Моисея «Бытие» сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Вывод: Значит, быть человеком--быть за всё в ответе.
Читаем снова тему урока.
-- А мы в ответе ли сейчас за всё?
4. Стадия рефлексии.
Звучит музыка.
-- О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение).
-- Я понял…
-- Я верю…
--Я подумал…
--Я узнал…
--Я подумала, что моя собака сейчас голодна, и мне хочется её вкусно покормить, погладить, приласкать.
--Как жаль Кусаку. Почему Леля так поступила с ней?
--Как много в мире зла.
--Моя собака тоже дворняжка, как и Кусака. Ну и что? Она тоже добрая, умная.
--Я тоже иногда свою собаку обижаю…
--Как я люблю мою собаку.
--Мы должны быть в ответе за тех, кого приручили.
--У Лели и у её мамы сердце слепое.
Домашнее задание: Мы сказали, что у Лели «душа» больна. А может можно «вылечить» её? Напишите письмо Леле или нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу. (Также можно написать сочинение о своей собаке).
Приложение № 1.
Когда Леля с родителями уехала, Кусака осталась одна. Она ходила по саду и ничего не замечала. Она даже забыла сторожить дачу. Собака выходила на дорогу и всё время ждала девочку Лелю. Но она не приезжала. Кусака смотрела на других собак и видела, что у них есть хозяева. Кусака вспоминала, как её ласкали, обнимали, играли с ней… Потом она бродила везде, но далеко от дома не уходила.
А когда Кусака прибежала на дачу, она увидела людей. Из сада выбежала Леля и обняла собаку. ( Иванов Миша, ученик 7 класса).
2. Когда Леля и Кусака вышли на шоссе, начался сильный дождь. Вдруг пронеслась какая-то незнакомая машина, и Кусака, испугавшись, рванула обратно на дачу. Леля побежала за ней, но не нашла её.
Из дома вышла мама с зонтиком.
-- Леля, поехали!
Но она молчала.
-- Леля, ты плачешь? Почему ты плачешь?
-- Мама, я никуда не поеду! Кусака убежала.
-- Пойдём, обойдёмся без неё!
Девочка, всхлипывая, пошла за мамой. Вдруг кто-то догнал её. Это была Кусака. Леля обрадовалась. Она уговорила маму взять собаку домой.
( Королёва Настя, ученица 7 класса).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калабина Людмила Михайловна
→ люмис 11.12.2013 0 6660 620 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.