История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской. Урок литературы в 11 кл.


Автор: Гладышева Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1

села Мамонтова Алтайского края







История жизни Матрёны Васильевны,

или Слово о спасении души русской…

/урок по рассказу А. И. Солженицына

«Матрёнин двор»/


Цели и задачи:

- формирование нравственных ориентиров учащихся;

- приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

- актуализация нравственно-ценностных смыслов произведений Солженицына;

- развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

- развитие навыков использования информационных технологий и Интернет-технологии


Оформление: компьютеры, подключённые к сети Интернет, мультимедиакомплект, презентация к уроку, карточки с вопросами и заданиями для каждой группы, свеча, которая занимает видное место на учительском столе.


Эпиграф: «И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа» /А. И. Солженицын «Лихое зелье»/


1.Урок начинается со вступительного слова учителя.

Один из рассказов А. И. Солженицына заканчивается такими словами…(зачитывается эпиграф к уроку).

Труд и душа…Материальное и духовное… «Не так уж и много, - скажут некоторые, - человеку нужно гораздо больше».

- Что мы можем возразить таким людям?

(Таким образом, дети начинают говорить, пытаются размышлять)

Да, то, что даровано свыше, бесценно, бесценно – и беззащитно. «Сколько же труда кладёт земледелец: сохранить зёрна до срока, посеять угодно, доходить до плодов растения добрые. Но с дикой резвостью взбрасываются сорняки…Отчего же у добрых растений всегда сил меньше?» - сокрушался писатель в рассказе «Лихое зелье». И всё-таки жила в нём святая вера и надежда на то, что выстоит человеческая душа, вызреет и даст свои добрые плоды. Об этом рассказ «Матрёнин двор».

( Учитель зажигает свечу и предлагает понаблюдать и подумать, какую параллель можно провести между горящей свечой и человеческой душой).

В результате приходим к выводу: этот чистый и ясный язычок пламени может согреть, но он может и погаснуть от любого случайного сквозняка.

Вот так же беззащитна, открыта всем ветрам душа человека. Как же порой бывает трудно сохранить в себе этот тёплый свет! Многим не удаётся, а Матрёне удалось… Как?

(После этого полностью формулируется и записывается на доске главная проблема урока: заглянув в историю жизни Матрёны, понять, как удалось этой женщине сохранить свою душу, сберечь то, что было даровано ей свыше)


2. Изучение рассказа.

Работа в группах. (Предварительно класс делится на семь групп - по микротемам. Каждая получает вопросы и задания по тексту рассказа. На уроке в работе участвуют все члены группы, кроме того, при обсуждении другие группы могут вносить свои коррективы и дополнения. После этого сформулированные выводы по микротемам записываются в рабочие тетради).


Матрёнин дом

  1. Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?

  2. Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Меняется ли впечатление от увиденного, когда переступаешь порог этой избы?

  3. Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему?

  4. Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

Сделайте вывод. Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?

Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? (Работа в Word)


Один день из жизни Матрёны Васильевны

  1. Когда и как начинался Матренин день?

  2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

  3. Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому?

Сделайте вывод. В чём находила Матрёна смысл повседневного существования? (Работа в Word)


«Общение» с Богом

  1. Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?

  2. Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

  1. Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности? (Работа в Interwreite)


Прошлое Матрёны

  1. Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? (Работа в Word). Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?

  2. Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)? Выпишите самые яркие моменты (работа в Word).

  3. Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны – как будто освобождённое от морщин, от будничного небрежного наряда…».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?


Матрёна и Фаддей Миронович

  1. Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

  2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

  3. Проанализировать поведение Матрёны и Фаддея во 2 части рассказа и составить «глагольные» характеристики героев (работа в Word).

Определите присутствующий здесь подтекст.

Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

(Работа с ресурсами сети Интернет) Выйти на сайт www. gramota.ru, работая с толковым словарём, ответить на вопрос: Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные?

Почему слово добро автор выделяет курсивом?


История с горницей

  1. Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу?

  2. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это?

  3. Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Сделайте вывод. Как рисует Солженицын сцену «разбирания» Матрениной горницы? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?


Прощание с Матрёной

  1. Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?

  2. Перечитайте сцену поминок. Почему во время поминовения души усопшей ни слова не прозвучало о самой душе?

  3. Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью?

Сделайте вывод. Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?


Возвращаемся к проблеме урока, над которой предлагается поразмышлять письменно (сочинение-миниатюра или синквейн). После этого письменные работы по желанию прочитываются в классе. (В конце урока все тетради с рабочими записями сдаются на проверку)

Идёт обмен мнениями. Подводятся итоги урока.


  1. Заключительное слово учителя.

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это».

Как хочется, чтобы помнили…


Список литературы


1. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича. Рассказы. - М.: Эксмо,2006.











































Слайд 1
История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… /урок по рассказу А. И. Автор: Гладышева Елена Солженицына «Матрёнин Николаевна, двор»/ учитель МОУ СОШ №1 села Мамонтова Алтайского края
Слайд 2
И отпущено каждому живущему только: свой труд – и своя душа А. И. Солженицын «Лихое зелье»
Слайд 3
Сравните Тепло Свет Чистота Загадочность Беззащитность Открытость Душа человека
Слайд 4
Матрёнин дом СНАРУЖИ:    четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону изгнившая щепа посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка ИЗНУТРИ:     русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой «жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды Здесь не было ничего злого, не было лжи
Слайд 5
Один день из жизни Матрёны Васильевны Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра) Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой просветлённой, с доброй улыбкой Смысл повседневного существования Бескорыстно помогать всем (родственникам, соседям, колхозу) Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд Кормить козьих пастухов, выкладываясь перед другими хозяйками и вгоняя себя в большой расход
Слайд 6
«Общение» с Богом Жалоба (выражение неудовольствия по поводу чего-н. неприятного) М О Л И Т В А Просьба (обращение к кому-н., призывающее удовлетворить какие-н. нужды, желания) Благодарность (выражение чувства признательности кому-н. за оказанное добро, внимание) М А Т Р Ё Н Ы
Слайд 7
Прошлое Матрёны Молодые, струганные брёвна и весёлый смолистый запах дома  Вышла замуж  Сразу к печке  Дети не стояли  Летняя роща  Муж не вернулся с войны  Мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со спелым жнивом  Смоляной богатырь с косой через плечо и она, румяная, обнявшая сноп  Песня под небом 
Слайд 8
Матрёна и Фаддей Миронович Матрёна Фаддей «Глагольная» характеристика выступала (т. е. выходила) прошептала уронила (т. е. произнесла) затаилась открылась забеспокоился загорелся захватить зачастил требовал наседал с горячностью Добро Всё положительное, хорошее, полезное Имущество, вещи
Слайд 9
История с горницей ЗАСТ УЧАЛ И ЛОМАТЕЛИ ЗАВИ З ЖА Л И ЗА СК РА РИ ЗБ ПЕ ЛИ ИР АЛ И ПО РЁ БР Ы Ш КА И З Л О М А Н Н А Я М И З Б А ВЕ Д А АЛ П Матрёна С НЕ И О Ч ЫЛ Б НО ГКО СЯ Е Л НЕ ИТЬ КО Ш И Е Т Р Н У Ж ИЗ О Ж Л Ы Й Б Е С В Ц НЕ КО
Слайд 10
Прощание с Матрёной ,м ни уж на , ч и т ха а н ру г И та с ры ст я Сё дн ро , а р и К я я н в е р д Душа Матрёны
Слайд 11
История жизни Матрёны Васильевны Душа Чистая, Мучается, Жить доверчивая любит, живёт в гармос самим нии Это спасение? собой
Слайд 12
Ссылки к графическим объектам  Слайд №2 http:// solzhenicyn.ru/modules/cpg/displayimage.ph p ? album=6&pos=25

Полный текст материала История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской. Урок литературы в 11 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гладышева Елена Николаевна  ГЕН
28.01.2010 5 25789 2802

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК