Разработка урока русского языка "Лексическое значение слова"; 5 класс
МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка в 5 классе
Лексическое значение слова
по программе и учебнику М.М. Разумовской
Подготовил учитель
русского языка и
литературы: Стрельцова
Людмила Николаевна
2013 г.
Цели урока: - сформировать представление о лексике как богатстве словарного запаса языка; о способах определения лексического значения слова;
- сформировать способность определять лексическое значение слова;
- расширить представление о многообразии словарей; развивать умение
работать с различными словарями
Организационный момент ( мотивация к учебной деятельности )
Б) создание эмоционального настроя учащихся (Игра «Подари улыбку»)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
А)На доске слова «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки ».Распределить слова по группам, сделать вывод по каким признакам распределялись слова (2 человека работают с обратной стороны доски, остальные в парах)
Б)Вспоминаем все, что мы знаем о словах (работа в парах) составление схемы – прием «Фишбоун»(на верхних скелетных косточках записываются термины, связанные со словами, на нижних косточках их определения). Озвучивание того, что вспомнили, составление полной схемы (полная схема дается через проектор).
|
|
|
|
|
|
Постановка учебной задачи
- На какой вопрос в «Рыбке» мы не нашли ответ? (если дети не вспомнили термин «лексика»)
- О чем сегодня пойдет речь на уроке? (запись темы в тетрадь)
- - Какую цель мы поставим к сегодняшнему уроку?
- Как вы понимаете эту строчку из известной песенки?
- Исходя из этих слов, предположите, с чем вы выйдите с этого урока?
( определяется эмоциональный и коммуникативный настрой учащихся)
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Самостоятельное чтение п. 31 с взаимопроверкой определений в учебнике и определений, прозвучавших на уроке.
-По классу развешаны слова: лексикология, лексикография, лексикон, фонетика, графика, орфография, синтаксис. (Подвижная минутка) Найдите родственные слова. Что можно сказать об этих словах. Можем ли мы определить их лексическое значение?
- Что нам может помочь в объяснении непонятных слов?
- Экскурс по словарям. Выставка словарей. (Совместный рассказ учителя и учащихся о словарях, а также о словарных страничках в учебнике)
-Определение количества слов в самом большом словаре.
- Как вы думаете, остальные слова связаны с лексикой? Исследование данного вопроса по группам.
5. Первичное закрепление.
- Игра «Угадай слово». Индивидуальные задания ( по одному ребенку от ряда) с карточкой: дать толкование значению слова, а детям его угадать.
- Какими еще способами можно объяснить ЛЗ?
- Развивающая игра «Скажи иначе» по группам(на карточках по 2 слова, необходимо объяснить их лексическое значение, используя разные способы: подбор слов, синонимы, антонимы, движения, звуки, подсказки, не произнося самого слова). После обсуждения в группе, балл зачисляется всей команде. (Отметить самую сплоченную команду учитель поручает…)
- Может ли в жизни пригодится объяснение лексического значения слова и где?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
- по вариантам (на выбор) выполняются упражнения № 235,236 (проверка по словарю синонимов).
- В каких литературных произведениях вы встречали эти слова (красивый, милосердный), при каких обстоятельствах?
- Работа в парах №237
7.Рефлексия
- Какая тема была сегодня нами исследована?
- Что вспомнили, что нового узнали?
- Все ли мы сегодня выяснили о ЛЗ? Предположите, о чем мы еще можем узнать больше?
- Вернемся к началу урока, к строчке из песенки В. Шаинского «Улыбка». Какие высказывания соответствуют пониманию смысла этой строчки и целям, которых мы сегодня стремились достичь? (на проекторе выражения: «С малой удачи начинается большой успех», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» , «Хорошее начало – половина успеха»
- Кто хотел бы отметить своего товарища по классу, по парте, дать ему оценку, высказать мнение о своей работе? («Мне понравилось, что в своей работе…»
«Я надеюсь, что на следующем уроке ….» )
-В конце любого матча партнеры, в знак завершившихся действий, пожимают друг другу руки. Давайте и мы пожмем друг дружке руки, улыбнемся и запишем домашнее задание.
Д/З на выбор: А)п.32, №238 Б)Составить кроссворд со всеми терминами, прозвучавшими на уроке.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Стрельцова Людмила Николаевна
→ KASATKA64 24.01.2014 0 4515 644 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы