Проектная деятельность учащихся на уроках литературы.
Выступление на научно-методическом семинаре.
Проектная
деятельность, грамотно спланированная
и организованная, позволяет придать
личностный характер знаниям, даёт
возможность обучающимся и учителю
реализовать собственные и совместно
разработанные идеи и замыслы, поэтому
девизом проектного обучения может стать
китайская мудрость: «Скажи мне – и я
забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки
меня – и я научусь».
Что такое «метод проектов»?
Это метод обучения, который:
развивает общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формирует не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
формирует активную, самостоятельную инициативную позицию обучающихся в учении;
нацелен на развитие познавательного интереса учащихся;
реализует принцип связи обучения с жизнью.
В основе метода лежит идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Требования к проекту.
Большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
Проект – это «пять П»:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – Портфолио, т.е. папка, в которой собраны рабочие материалы проекта.
Проблема. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач.
Проектирование. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации, сроков выполнения и ответственных.
Поиск информации или исследовательская деятельность учащихся.
Продукт. Результатом работы над проектом является продукт, т.е. средство, которое разработали участники проектной группы для решения проблемы.
Презентация. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику посредством презентации.
Существует различное множество классификаций проектов. Вот некоторые из них. Классифицировать учебный проект можно по доминирующей деятельности учащихся:
Практико-ориентированный проект;
Исследовательский;
Информационный;
Творческий;
Ролевой.
По комплексности или предметно-содержательной области выделяют два вида проектов:
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
По характеру контактов между участниками различают такие проекты:
Внутриклассные;
Внутришкольные;
Региональные;
Межрегиональные(в рамках одного государства);
Международные.
Классификация проектов по продолжительности такова. Они делятся на:
Мини-проекты, которые укладываются в один урок и менее. Например, на уроках иностранного языка.
Краткосрочные проекты длятся 4-6 уроков. На уроках осуществляется координация, а основная работа ведется учащимися дома.
Недельные проекты выполняются в течение недели.
Годичные проекты выполняются как группой, так и индивидуально.
Возможный продукт проекта:
-атлас;
-видеофильм;
-web-сайт;
-выставка;
-сказка;
-модель;
-мультимедийный продукт;
-учебное пособие.
В процессе работы над проектом учитель выступает в роли консультанта. Успех проектной деятельности обеспечивает позиция равноправного сотрудничества обучающихся с преподавателем, который не навязывает свои идеи, а провоцирует познавательную самостоятельность и творческую активность каждого участника проекта. При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что проекты могут быть разными.
Оказывается,
мы ведём в школе неперспективный предмет.
Так ли это на самом деле? Главный редактор
журнала «Русская словесность»
А.И.Княжицкий в одной из своих последних
статей, наоборот, именно литературу
называет самым прагматичным предметом,
утверждая, что «литература не может
быть просто предметом, что называется
для себя, для удовлетворения собственной
любознательности, для получения
собственного удовольствия». По мнению
автора, «художественная литература
открывает ребёнку главную тайну жизни
– он не одинок в этом мире: то, что заботит
его, заботило его предков, заботит его
современников, будет заботить его детей
и внуков». Понять вопросы, которые задаёт
человеку мир, понять не просто умом и,
пусть иногда подсознательно, всем ходом
своей жизни ответить на них – вот вполне
конкретная, в прагматичная задача,
которую ни один из школьных предметов,
кроме литературы, не решит.
Знакомство
с художественными произведениями
русских и зарубежных классиков на уроках
литературы, действительно, во многом
помогает понять жизнь, понять себя,
окружающих, помогает, сохранив настоящие
ценности, остаться человеком в этом не
простом современном мире. Невольно
соглашаешься с утверждением о том, что
«…настоящий учитель литературы отвечает
за то, что происходит не только при нём,
у него на уроке, но и после него, спустя
годы и десятилетия. Литературное
образование рассчитано не только на
школьные годы, литературное образование
даётся на всю жизнь. И очень часто его
качество по-настоящему можно оценить
спустя много лет».
Но жизнь меняется,
и ничего не меняя в преподавании предмета
литературы, обойтись нельзя. Я думаю,
что из всех нововведений в образовании
проектная деятельность на уроках
литературы в большей степени позволяет
этот школьный предмет приблизить к
жизни, помогает познать всё многообразие
литературных сокровищ, мотивировать
ребят на самостоятельное осознанное
чтение совершенно различных произведений,
как русских, так и зарубежных писателей.
Проектная деятельность позволяет
повысить интерес к уроку литературы,
готовит к дальнейшим творческим поискам,
расширяет опыт исследовательской
деятельности, учит позитивно организовывать
совместную работу внутри группы
единомышленников. Всё это не маловажно
для дальнейшего жизненного успеха в
любой сфере деятельности., как в личной,
так и в общественной.
В 9 классе
планируется на уроках литературы
дальнейшее внедрение проектной
деятельности с использованием средств
ИКТ, результатом чего должно стать
создание электронных литературных
презентаций, что позволит поднять
качество литературного образования
старшеклассников на более высокий
уровень. Я надеюсь на то, что и сами
ребята будут авторами-разработчиками
тем дальнейших проектов, связывая их с
собственными интересами, социальными
потребностями времени. Именно такая
активная жизненная позиция и является
самым существенным качественным
показателем не только литературного,
но и всего школьного образования.
Таким
образом, проектная деятельность обогащает
жизненный опыт ребят, позволяет творчески
воспринимать действительность, не
оставляет равнодушными к изучаемому
программному материалу, расширяя и
углубляя его.
Метод проекта всегда
ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся. Он предполагает
определённую совокупность
учебно-познавательных приёмов, которые
позволяют решить ту или иную проблему
в результате самостоятельных действий
учащихся с обязательной презентацией
этих результатов. Любая проектная
деятельность включает в себя совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по
своей сути.
Проектная деятельность позволяет
реализовать личностно ориентированное
обучение, так как при работе над проектом
каждый ученик может найти дело, наиболее
соответствующее его интересам и
возможностям. Для учителя же проектная
деятельность становится не привычной
повседневной обузой, а бесконечным
творческим поиском.
Литература
Проектная деятельность школьников: Сборник практических материалов в помощь слушателям курсов квалификации/ Сост. Н.И.Баитова; ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2006.
Статья «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы как условие обеспечения качества обучения на старшей ступени школьного образования»/ Сергеева И. В., учитель русского языка и литературы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ветлугина И.Н.
→ ilna 10.02.2010 4 6202 1576 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.