Урок-концерт по литературе "Душа обязана трудиться..." (По творчеству Н.М. Рубцова); 11 класс


«…Душа обязана трудиться!»

Урок-концерт по творчеству Николая Михайловича Рубцова:

«За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…»

Цель: познакомить учащихся с творчеством поэта. Выявить традиции лучших поэтов прошлого в творчестве Н.Рубцова; умение проникнуться в суть стихотворения и передать интонацией основные мысли произведения.

Оформление: портрет Н.Рубцова с надписью:

Перед этой

желтой, захолустной

Стороной березовой моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

Горестных дождей…

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста

Пусть она

Останется чиста.

До конца,

До смертного креста!

Н.Рубцов.

Плакаты с цитатами:

«Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути».

Н.Сидоренко.

«…Жил в поэзии не по заниженной форме, как живут в ней целые косяки посредственности».

В.Астафьев.

«Звенит – её не остановишь!

А замолчит – напрасно стонешь!

Она незрима и вольна

Прославит нас или унизит,

Но все равно возьмет свое!

И не она от нас зависит,

А мы зависим от нее…»

Н.Рубцов

Свечи в подсвечниках, пластинки с записью песен на стихотворения Н.Рубцова, с музыкой Чайковского.

«Бог явил нам радость и чистоту в виде стихов Рубцова и взял обратно: недостойны…»

Ф.Абрамов.

Вопросы на доске: (Викторина в конце)

  1. Назвать прижизненные издания произведений Рубцова? («Волны и скалы(1962г)»; «Звезда полей(1967)»; «Лирика(1965г)»; «Душа хранит(1968г)».)

  2. Какие стихотворения отражают тему Родины?

  3. Чье высказывание о творчестве поэта вам ближе и почему?

  4. Написать отзыв о понравившемся стихотворении?

  5. Сопоставить лирику Фета (Тютчева) и Рубцова на примере стихотворений о природе, о добре и зле, о человеке и др;

  6. Какие образы-символы чаще всего встречаются в лирике Рубцова?




  1. Вступительное слово.

Обратите внимание на эпиграф. Я думаю, каждого немного обижают они: почему же недостойны? И кто же такой этот мало кому известный при жизни поэт, имя которому – Николай Михайлович Рубцов.


Давайте попробуем сегодня понять эту высокую поэзию. По признанию многих литературоведов и критиков русская поэзия последних трех десятилетий связана именно с этим именем.

«Николай Рубцов, - писал литературовед Юрий Селезнев- вошел в литературу в то памятное время, когда о лучших традициях русской классической поэзии напоминали скорее используемые в стихах Пушкина и Блока, нежели сам дух, сам смысл творчества многих из современников Рубцова; когда бездуховность ультрамодных приемов , ритмов и рифм, рациональных метафор ребусоподобных стихов выдавались – чего греха таить – и принимались порою за неоспоримые достоинства и даже подлинные поэтические ценности».


Роберт Винонен, который учился в литературном институте вместе с Н.Рубцовым, вспоминал о поэтических пристрастиях литературной молодежи и о пронзительном одиночестве, полном непонимании его юными современниками, которое толкало Рубцова на непонятные для окружающих поступки. Однажды он снял портреты русских поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова…- и, уединившись с ними, читал им свои стихи, за что и был исключен из литературного института в 1964 году. «За злоупотребление спиртными напитками и глумление над святынями». Пил он не больше других, а случай с портретами, скорее всего, можно назвать чудачеством – протестом против непризнания, непонимания.

Уникален случай появления стихотворения «В горнице моей светло…»(1963 год)

На студенческой вечеринке читали стихи по кругу. «Кому-то было тесно во Вселенной… каждый добавлял строфу, у некоторых возникала странная рифма вроде: интересно – интеллекта». Когда подошла очередь поэта-первокурсника, паренька из Вологды… Н.Рубцов прочитал «В горнице моей светло…»,- вспоминает Винонен. Произошла заминка: больно уж все просто, даже наивно. Так и было сказано: мол, парень ты хороший, но поэзия – дело серьезное. Мы в космосе, а ты «матушка принесет воды!»

У Рубцова крестьянская горница с традиционным укладом жизни становилась при свете ночной звезды подлинной Вселенной, да и немудрено: мальчику, рано оставшемуся сиротой, жившему в детском доме, было о чем мечтать:»Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром всего крестьянского мира. Этот мир в материально-нравственном смысле составлял последовательно расширяющиеся круги, которые замыкали в себе сперва избу, потом весь дом¸ потом усадьбу, поле, наконец, гари и дальние лесные покосы, отстоящие от деревни иногда верст на десять-пятнадцать,- писал В.Белов в книге «Лад» о своем представлении, что такое родина, отчизна.

В «Горнице…» выражена органическая связь человека с миром в традициях русской классической литературы. Ощущение себя частью огромного, целого мира Божьего и делает человека человеком, человеческую жизнь осмысленной и необходимой, а поэтическое творчество – общественно значимым и значительным.

У Пушкина не случайно сказано:

«И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа!.

Н.Рубцов «О Пушкине» определит:

Словно зеркало русской стихии,

Отстояв назначенье свое,

Отразил он всю душу России

И погиб, отражая ее…

О себе же он пишет так:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую

Самую смертную связь.


Если же поэт замкнут в узкоэгоистическом мирке, то неминуем разрыв с миром народной жизни, что иногда чувствовали и они сами. Так, Е.Евтушенко признавался:

Голос мой в залах гремел, как набат,

Площади тряс его мощный раскат,

А дотянуться до этой избушки

И пробудить ее – он слабоват.

В общежитии Литературного института В.Михальский назвал его Орфеем за то, что он играл на гармони и пел хриплым голосом свои прекрасные песни.

Опытный преподаватель Николай Сидоренко, у которого учился Рубцов в 1962-64 гг писал о нем в характеристике:

«Стихи его наполнены жизнью, в них свет и тени, радость и горечь… Н.Рубцов – поэт по самой своей сути».

А любивший его Виктор Астафьев отмечал: то, что он «жил в поэзии не по заниженной норме, как живут в ней целые косяки посредственности».

Сам же Рубцов обозначил свои мысли о поэзии в таких строчках:

Звенит – ее не остановишь!

А замолчит – напрасно стонещь!

Она незрима и вольна

Прославит нас или унизит,

Но все равно возьмет свое!

И не она от нас зависит,

А мы зависим от нее…

Лучшие традиции поэзии 19 века сохранил в своем творчестве «опальный поэт» 20 века Николай Михайлович Рубцов.

Что его объединяет с творчеством Афанасия Фета?

Сравним их произведения: «Старая дорога»


Здесь каждый славен – мертвый и живой!

И оттого, в любви своей не каясь

Душа, как лист, звенит, перекликаясь

Со всей звенящей солнечной листвой…


И Фета: «Как здесь свежо под липою густою…

Полдневный зной сюда не проникал,

И тысячи висящих надо мною

Качаются пушистых опахал.»


Выводы: Поэзия Рубцова, как поэзия любимых им Тютчева и Фета, философична. Но эта философичность растворена в лирической стихии. Тема памяти, связи времен и поколений звучит особенно лирично, так как переплетается с разноголосым миром природы с образами дороги, простора «открытого миру, открытого в прошлое и будущее».

Священный огонь национальной поэтической традиции не угасал никогда, хотя его и пытались погасить и отнюдь не литературными методами. Свидетельство тому – Сергей Есенин и писатели его круга. Уничтожены были И.Клюев, С.Клычков, П.Орешин и другие так называемые деревенские поэты (деревенщины).

Н.Заболоцкий выступил в защиту национальной традиции в статье «Язык Пушкина и советская поэзия», где сформулировал истинно пушкинские требования к языку: поэтический язык не должен следовать требованиям моды, а быть точным, ясным и отделанным, чтобы читатель смог понять все, что хотел сказать поэт. Он отмечал, что «у нас до сих пор существует вредная тенденция не считаться с этими законами».

Убедительно критиковал за бедность содержания, за небрежность стиха и игнорирование законов русского поэтического языка Уткина, Сельвинского.

Сразу после этого выступления начинается травля поэта в печати, а затем был арестован по ложному политическому обвинению, на 10 лет выключен из литературного процесса.


И все-таки выжила национальная поэтическая традиция. В 60-е годы заявила о себе в творчестве Н.Рубцова и целой плеяды молодых поэтов, пришедших почти одновременно.

  1. Вступительное слово (Ведущий)

Дорогие друзья! Уважаемые гости! В 19 веке сложилась прекрасная традиция в лучших образованных семьях России – организовывать литературные салоны, где впервые представляли свои творения на суд читателя молодые писатели, поэты, знаменитые лирики . Это общение давало дорогу новым шедеврам русской классической литературы.


«Журавли» (чтение наизусть учителем)

Это замечательное стихотворение принадлежит гостю нашего литературного салона Николаю Михайловичу Рубцову. Я надеюсь, что вы унесете в сердцах частицу души этого поэта, полюбите его лирику, т.к. она учит любить окружающий мир.

В это время будет работать творческая группа, которая по нашей с вами беседе по вопросам на доске должна нарисовать символ творчества поэта и объяснить его.

Наша с вами задача – увидеть, какие традиции поэзии 19 в. сохранил в своей лирике Н.М.Рубцов.

Учитель: За свою недолгую жизнь поэт успел издать только четыре поэтические книги; но сегодня уже невозможно представить лирику последних лет без его имени и его стихов, таких как: «Журавли», «Русский огонек», «Родная деревня», «Детство»… Прикоснуться к строкам Николая Рубцова – значит прикоснуться к чему-то доброму и незамутненному, что и слышим мы в стихотворении.

Чтец: «Душа хранит».

Учитель: Задумываясь над первоистоками этой красоты невольно унесемся в Беломорье – край суровый, богатый сказками, преданиями, легендами. (Иллюстрации с пейзажами северных областей)

Здесь, в поселке Елецк, Архангельской области, 3 января 1936 года родился Николай Рубцов, отец его Михаил Андриянович работал в Сельпо, мать Александра Михайловна была с детьми, которых было шестеро – три девочки и три мальчика. Надежда (1922), Галя (1928), Алик (1932), Коля (1936), Боря (1938), Надя (1941). Через полгода после рождения Николая отца переводят на работу в Няндомский леспромхоз. И начались переезды, дольше года семья редко где задерживается: то нужды, то обстоятельства.

Еще до войны начинаются странные утраты: в 40-ом году умирает 17-тилетняя старшая сестра Надежда, уже работавшая счетоводом в райпо.

В 1942 году уходит на фронт отец, через месяц 26 июня умирает мать от хронического воспаления миокарда. Сохранились мемуарные записи: «Шел первый год войны» Васильев И.( стр 105 Лит. в шк. №1 1996г.)

История с аленьким цветком воплотилась у поэта в прекрасное стихотворение.

Ученик: (выразительно прочитать) «… Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, - вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить все же смог…

Нес я за гробом матери

Аленький свой цветок».

На руках 13-тилетней Гали, сестры Рубцова, умирает маленькая Надя. Так умерла последняя Надежда, третья. Странный символ видится в этом, что двух умерших девочек звали Надеждами.

Колю забирает соседка. Потом пропадают карточки на хлеб, и вина падает на 7-летнего мальчика и он убегает в лес и живет там неделю. А когда возвращается, читает сестре свое первое стихотворение: « Вспомню, как жили мы

С мамой родною –

Всегда в веселье и тепле…» (стр.105)


Стихи еще неумелые, но рождены были огромным душевным потрясением… В это время они жили в Вологде, недалеко от Прилуцкого монастыря на улице Ворошилова.

Колю отправляют в детдом. Он пешком уходит оттуда в город, к сестре. Его снова находят и на этот раз отправляют за сотни километров в Никольский детдом Тотемского района. Позднее, вспоминая свое детство, поэт скажет в стихотворении «Детство»


Ученик: Мать умерла.

Отец ушел на фронт… «Детство»

Никольское Рубцов всегда считал своей родиной. Здесь он окончил семилетку и отсюда отправился в город Тотьму в лесотехнический техникум.


«Родная деревня»(1966)

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу

Где кончил начальную школу.


Мальчишкой, не видевшим моря, бредил им. Мечта привела его 16-летнего в Архангельск, где он не сразу попал кочегаром на рыболовное судно. Манили и большие города.

В 1955 году он уже работает в Ленинграде, отсюда уходит на четыре года служить на флот, печатается во флотских изданиях. Одно из стихотворений «Фиалки».

Вернувшись в Ленинград, он работает на Кировском заводе, заканчивает вечернюю школу, ходит в литературное объединение при многотиражке «Кировец».

В 1962г проходит творческий конкурс в Литературный институт имени Горького.

Глазами Сергея Викулова мы видим Николая Рубцова на творческом вечере:

на нем: «дешевенький и уже не новый костюм, валенки и – что особенно привлекло внимание – шарф на шее, серенький, не новый, который он не снимал в помещении… Был он невелик ростом и очень худ, с тонкими чертами лица… И щеки, и лоб…были бледны, глаза глядели сосредоточенно… говорил негромко, отрывисто, как бывает с нервно организованными натурами».


О себе Рубцов скажет:

Как будто

Ветер гнал меня по ней

По всей земле – по селам и столицам!

Я сильным был,

Но ветер был сильней,

И я нигде не мог остановиться…

В литературный институт Рубцов пришел с полным багажом жизненных впечатлений, и главное – со своим творческим голосом: ведь к этому времени были созданы: «Детство», «Видение на холме», «В гостях», и другие.

Среди творческой молодежи 60-х годов некоторые страдали показным оптимизмом. Рубцов болезненно реагировал на это.

В 1963 году Рубцов перевелся на заочное отделение и уехал из Москвы в село Никольское. Там много работал, создал около 50-ти стихотворений.

Даже в тяжелые минуты, когда сознание одиночества и заброшенности мучило поэта, он стремился успокоить себя, слиться с природой, о чем написал в стихотворении «У ожившей лесной избушки».

Трудно подсчитать, сколько месяцев был Рубцов профессиональным литератором. Он пытался зажить жизнью писателя, но всякий раз его настигала нищета…

Литературовед В. Кожинов вспоминает: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой обстановке и в то же время всегда оставался «Скитальцем по своей сути». Всю свою короткую жизнь он прожил так, «как будто ветер гнал… по всей земле – по селам и столицам». Он любил ходить пешком, любил облака над головой, кусты по обочине дороги, деревенские проселки:


Я уплыву на пароходе,

Потом поеду на подводе

Потом верхом, потом пешком,

Пройду по волоку с мешком

И буду жить в своем народе.


Лучшие строфы рождались в пути¸ вбирая в себя дорожные впечатления, а главное – ощущение внутренней раскованности, воли, которой Рубцов дорожил больше всего, о чем скажет в стихах «Старая дорога». (отрывок)

У Рубцова есть очень интересные стихотворения, где он высказывает свое жизненное кредо. Он назвал их «Философские стихи».

Как видите, поэт рассуждает о том, что выше счастья в жизни не бывает, чем то, когда рассудок и душа живут всю жизнь в согласии.

Рубцов часто менял профессии: он был слесарем, сборщиком, шихтовщиком, литконсультантом, кочегаром…За публикации в районных газетах получал гроши.


Не раз он говорил: «Были бы у меня средства, я никогда бы не печатал свои стихи…». Это еще раз подтверждает мнение профессора Н. Сидоренко, что он был поэтом по самой своей сути, т.е писал от души и для души. Больше того, как-то одному из начинающих поэтов он ответил стихотворением о том, как появляется поэзия:

Звенит – ее не остановишь!

А замолчит – напрасно стонешь!

Она незрима и вольна

Прославит нас или унизит,

Но все равно возьмет свое!

И не она от нас зависит,

А мы зависим от нее…

Лучшие традиции поэзии 19 века сохранил в своем творчестве «опальный» поэт 20 века Николай Рубцов: философичность, растворенная в лирической стихии, тема памяти, связи времен и поколений, переплетающаяся с разноголосым миром природы, образами дороги, простора.

А как музыкальны его стихи!

У критика Ю. Селезнева читаем: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее музыка просится из его стихов, их не нужно перекладывать на музыку, ее нужно улавливать в них, слушать ее…»


«В горнице…»

На первый взгляд стихотворение кажется простым, но в первых же строчках чувствуется целесообразность.

«В горнице светло…от ночной звезды»

Как может быть светло от ночной звезды? Зачем матери идти ночью за водой?

Рассчитывая на чуткого читателя, Рубцов не снабжает свое стихотворение подзаголовком «сон», из первых строк разворачивает само сновидение. При свете звезды виднее давно умершую, но никогда не умиравшую в памяти мать, ее поступки, действия. Красные цветы – это аленький цветочек, который нес Рубцов на похоронах матери.

В конце 60-х годов жизнь вроде бы наладилась. В 1968 году получил комнату в общежитии, правда¸ вскоре подселили еще двоих.

В Москве окружили вниманием поэт – вологжанин Яшин, московский критик В.Дементьев, в Вологде – прозаики В. Астафьев, В. Белов.

В 1970 году выходит книга стихов «Сосен шум», подготовлена к печати книга «Зеленые цветы».

Но силы были подорваны. Поэт как бы предчувствовал смерть, о чем написал в стихотворении «Я умру в крещенские морозы…».


Он погиб в крещенскую ночь 19 января 1971 года. Весной В. Астафьев в журнале «Наш современник» писал:

«В день сороковин поэта его друзья и земляки собрались на кладбище. Под дощатой пирамидкой глубоко и тихо спал поэт, который так пронзительно умел любить свою землю и высоко петь о ней, а вот жизнью своей совсем не дорожил. Кладбище, где он лежит,- новое, еще недавно тут был пустырь, нет здесь зелени, и деревья еще не выросли, на крестах сидят многочисленные нахохленные вороны… Кругом горят-переливаются голубые снега, светит уже на весну подобревшее солнце, и не верится, не хочется верить, что нет его с нами и никогда уже не будет и мы не услышим его прекрасную, только до половины спетую песню… Разговоры о том, что поэты уходят, а стихи остаются, мало утешают. Настоящего поэта никто не может заменить на земле…»

В 1973 году на могиле Рубцова поставили памятник. На мраморной плите – бронзовый барельеф. У подножия памятника выбита на камне строка поэта, из стихотворения «Видение на холме»: «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

  • Как думаете, в чем смысл этих строк? (предупреждение о приближающихся катастрофах)

  • Почему именно их выбрали друзья поэта? ( Видели высокий смысл жизни поэта – всем творчеством пытался лечить души людей)

  • В чем особенность построения стихотворения? (обращение к прошлому, предвестие будущих катастроф, мечта о счастливом будущем Родины)

  • Как вы понимаете строчки:

«Со всех сторон нагрянули они,

Иных времен татары и монголы»


Кого имеет в виду автор? (Своих же россиян, жестоких, варварских и диких из-за необразованности)


  • Что удивляет вас больше всего в стихотворении? Какие картины? (Как точно нарисовал сегодняшнюю страну, как огромное кладбище)

  • С чем сравнивает будущие катастрофы поэт? ( С монголо-татарским нашествием)

  • Как можно предотвратить бедствия? ( Очищать душу)

  • Какими строками можно выразить идею стихотворения («…Россия! Русь! Храни себя, храни!»)


Прочитать выразительно стихотворения о Родине.


Шли годы. Время определило значение поэзии Рубцова. Все выше и выше над горизонтом стала подниматься скромная звезда поэта, которая стала символом жизни поэта, и выразил он ее в одном из стихотворений, которое назвал «Звезда полей»


  • Какие необыкновенные образы создал Рубцов в этом стихотворении? ( Звезда полей смотрит полынью).

  • Что олицетворяет эта звезда? ( Высокую поэзию, цель в жизни – стать светом для людей, указывать путь к спасению души)


ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Итак, посмотрим, что создали наши художники? Какой символ придумали они гуманной поэзии Рубцова? (звезда, журавль, летящий к ней, сердце на руках на фоне леса, избы)

Кто, по-вашему, точнее всех сказал о значении творчества Рубцова? Задание: подобрать цитаты критиков писателей.


Закончить нашу встречу я предлагаю песней «Букет» на слова Н. Рубцова.

Константин Воробьев: «Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью – он ничто, какими бы наградами ни ублажало бы его правительство.

Придет время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждет. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет».

С уверенностью можно сказать это в отношении Н. Рубцова. Он выполнил свой гражданский долг.


ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ С ДОСКИ


В чем выразился гражданский долг Н. Рубцова? ( Он сохранил лучшие традиции поэзии 19 века)

Назвать прижизненные издания.

Итог урока: Вся его жизнь – служение музе, родине, несмотря на то, что общество людей его не принимало и не понимало. Я думаю, что вы унесете что-то очень важное и светлое в своей душе с этого урока. Надеюсь, наш литературный салон еще не раз посетят такие высокие гости и совсем малоизвестные



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саврушская общеобразовательная школа













Разработка урока по литературе

« Душа обязана трудиться…» (по творчеству Н.М. Рубцова)








Автор: Савачаева Валентина Павловна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с.Савруха м.р. Похистневский

Самарская область












2014г.
















Полный текст материала Урок-концерт по литературе "Душа обязана трудиться..." (По творчеству Н.М. Рубцова); 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Савачаева Валентина Павловна  Валюша8150
18.02.2014 1 4759 612

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК