Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание непроизносимых согласных"
МБОУ СОШ №42
урок русского языка в 5 классе
«Правописание непроизносимых согласных »
( по учебнику А.Д. Шмелёва, Русский язык , Москва, изд.
«Вентана-Граф», 2013 )
Учитель русского языка и литературы
Королёва Людмила Владимировна
г.Владикавказ , 2014
урок русского языка в 5 классе «Правописание непроизносимых согласных »
( по учебнику А.Д. Шмелёва , Русский язык, Москва, изд. «Вентана-Граф», 2013 )
Цели:
1) повторить и закрепить особенности правописания непроизносимых согласных ;
2) совершенствовать умение находить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных» , правильно подбирать проверочные слова; совершенствовать умение классифицировать орфограммы ; формировать орфографические навыки ; учить высказывать своё мнение и понимать позицию собеседника.
3) прививать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, компакт-диск с аудиоприложением ,учебник.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
Глава1, § 12,упр.73,с.44 ( учащиеся письменно ответили на вопрос №4 «Что больше всего нужно человеку , который попал на необитаемый остров?»)
3. Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова , изученного учащимися в начальной школе.
Глава 1 , § 14,упр.78,с.47 (ИКТ)
Прослушайте и прочитайте слова в каждом столбике таблицы. Сравните произношение и написание каждого слова, найдите орфограммы по признаку «группа, сочетание согласных»
радостный солнце ужасный
счастливый здравствуй опасный
поздний здравствовать участвовать
сердце чувствовать искусный
2 )Выберите к каждому столбику заголовок: а) не читается средняя согласная буква в сочетании; б)не читается начальная буква в сочетании; в) нет непроизносимых согласных.
3)Спишите таблицу , уточняя написание с помощью приведенных ниже проверочных слов .Какое слово нельзя проверить ?
Радостен, солнечный, счастье, опоздать, опасаться, участие , искусен, ужасаться, сердечный , здравие.
4)Работа со словарём.
Откройте брошюру «Приложение» на с. 2, найдите слово, которое нельзя проверить
(это слово чувствовать- чувство , оно находится на с. 5) , данное слово закономерно находится в орфографическом словаре.
Думаю ,что вы поняли : речь сегодня пойдет о правописании непроизносимых согласных в корне слова. Наша задача состоит в том, чтобы уметь не только находить эти слова, но и правильно подбирать проверочные слова.
Как
не ошибиться в написании слов с
непроизносимой согласной?
(Чтобы
правильно написать слово с непроизносимой
согласной, надо подобрать проверочное
слово, в котором непроизносимый звук
будет четко слышаться).
Прочитайте правило на с. 48, приведите свои примеры.
В русском языке есть слова, в которых не читается одна из букв в группе согласных. В таких случаях говорят о непроизносимых согласных. При написании слов с группами согласных нужно проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный. Для этого подбирается проверочное слово - форма того же слова или родственное слово , где проверяемый согласный произносится . Например:
грустный- грустить , но опасный – опасен.
4.Закрепление.
1) Глава 1 , §14 , упр.79 ,с.48
Подберите к данным словам однокоренные слова с непроизносимыми согласными. Запишите слова парами, обозначьте изученную орфограмму.
Честь , часть , место , известие, лесть , ездить , кость , тростинка , звёздочка.
2)Работа в группах. Каждая группа выписывает словосочетания в зависимости от орфограммы. (упр.80 , с. 49), нескольким группам даю задание составить со словосочетаниями предложения , в которых нужно подчеркнуть главные члены или выполнить синтаксический разбор предложения. (В помощь учащимся «Приложение» , И13,с.37)
3)Глава 1 , §14 ,упр.81, с.49
Прочитайте отрывок из повести «Дети подземелья». О чем напоминал герою повести ночной ветер ? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какие орфограммы встретились вам в этом тексте?
4(ИКТ) Диктант по аудиоприложению. §14 ,упр.84 , с.51
Откройте брошюру «Приложение» , И9 на с.34, прочитайте инструкцию.
Прочитайте высказывание А.И. Куприна ,подумайте, о чём оно .
Работа над незнакомой лексикой: уточните по учебному толковому словарю отмеченное звездочкой слово цивилизация («Приложение», с. 28).
Пишем диктант, не заглядывая в учебник.
5.Домашнее задание.
Глава 1 , §13, упр. 83 , с.50 ( разделите слова с пропусками на группы , запишите их , выпишите слова с сочетаниями чк , чн , устно расскажите о школьном или семейном празднике )
6.Итоги урока.
Что нового вы узнали на уроке?
Так как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
Использованная литература:
учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык 5 класс
часть 1 под редакцией А.Д. Шмелёва
Москва , Издательский центр «Вентана- Граф» , 2013;
компакт-диск с аудиоприложением;
приложение к учебнику Русский язык 5 класс
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королёва Людмила Владимировна
→ Людмила1111 01.04.2014 0 5056 658 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.