Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание непроизносимых согласных"


МБОУ СОШ №42









урок русского языка в 5 классе


«Правописание непроизносимых согласных »


( по учебнику А.Д. Шмелёва, Русский язык , Москва, изд.


«Вентана-Граф», 2013 )







Учитель русского языка и литературы



Королёва Людмила Владимировна











г.Владикавказ , 2014




урок русского языка в 5 классе «Правописание непроизносимых согласных »

( по учебнику А.Д. Шмелёва , Русский язык, Москва, изд. «Вентана-Граф», 2013 )


Цели:


1) повторить и закрепить особенности правописания непроизносимых согласных ;

2) совершенствовать умение находить орфограмму «Правописание непроизносимых согласных» , правильно подбирать проверочные слова; совершенствовать умение классифицировать орфограммы ; формировать орфографические навыки ; учить высказывать своё мнение и понимать позицию собеседника.

3) прививать интерес к русскому языку.



Оборудование: компьютер, компакт-диск с аудиоприложением ,учебник.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

Глава1, § 12,упр.73,с.44 ( учащиеся письменно ответили на вопрос №4 «Что больше всего нужно человеку , который попал на необитаемый остров?»)


3. Повторение правила правописания непроизносимых согласных в корне слова , изученного учащимися в начальной школе.


  1. Глава 1 , § 14,упр.78,с.47 (ИКТ)

Прослушайте и прочитайте слова в каждом столбике таблицы. Сравните произношение и написание каждого слова, найдите орфограммы по признаку «группа, сочетание согласных»


радостный солнце ужасный

счастливый здравствуй опасный

поздний здравствовать участвовать

сердце чувствовать искусный


2 )Выберите к каждому столбику заголовок: а) не читается средняя согласная буква в сочетании; б)не читается начальная буква в сочетании; в) нет непроизносимых согласных.

3)Спишите таблицу , уточняя написание с помощью приведенных ниже проверочных слов .Какое слово нельзя проверить ?

Радостен, солнечный, счастье, опоздать, опасаться, участие , искусен, ужасаться, сердечный , здравие.

4)Работа со словарём.

Откройте брошюру «Приложение» на с. 2, найдите слово, которое нельзя проверить

(это слово чувствовать- чувство , оно находится на с. 5) , данное слово закономерно находится в орфографическом словаре.



Думаю ,что вы поняли : речь сегодня пойдет о правописании непроизносимых согласных в корне слова. Наша задача состоит в том, чтобы уметь не только находить эти слова, но и правильно подбирать проверочные слова.

Как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?
(Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласной, надо подобрать проверочное слово, в котором непроизносимый звук будет четко слышаться).

  1. Прочитайте правило на с. 48, приведите свои примеры.

В русском языке есть слова, в которых не читается одна из букв в группе согласных. В таких случаях говорят о непроизносимых согласных. При написании слов с группами согласных нужно проверить, есть ли в слове непроизносимый согласный. Для этого подбирается проверочное слово - форма того же слова или родственное слово , где проверяемый согласный произносится . Например:

грустный- грустить , но опасный – опасен.

4.Закрепление.

1) Глава 1 , §14 , упр.79 ,с.48

Подберите к данным словам однокоренные слова с непроизносимыми согласными. Запишите слова парами, обозначьте изученную орфограмму.

Честь , часть , место , известие, лесть , ездить , кость , тростинка , звёздочка.

2)Работа в группах. Каждая группа выписывает словосочетания в зависимости от орфограммы. (упр.80 , с. 49), нескольким группам даю задание составить со словосочетаниями предложения , в которых нужно подчеркнуть главные члены или выполнить синтаксический разбор предложения. (В помощь учащимся «Приложение» , И13,с.37)

3)Глава 1 , §14 ,упр.81, с.49

Прочитайте отрывок из повести «Дети подземелья». О чем напоминал герою повести ночной ветер ? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Какие орфограммы встретились вам в этом тексте?

4(ИКТ) Диктант по аудиоприложению. §14 ,упр.84 , с.51

Откройте брошюру «Приложение» , И9 на с.34, прочитайте инструкцию.

Прочитайте высказывание А.И. Куприна ,подумайте, о чём оно .

Работа над незнакомой лексикой: уточните по учебному толковому словарю отмеченное звездочкой слово цивилизация («Приложение», с. 28).

Пишем диктант, не заглядывая в учебник.

5.Домашнее задание.

Глава 1 , §13, упр. 83 , с.50 ( разделите слова с пропусками на группы , запишите их , выпишите слова с сочетаниями чк , чн , устно расскажите о школьном или семейном празднике )

6.Итоги урока.


Что нового вы узнали на уроке?

Так как не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной?

Использованная литература:

учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык 5 класс

часть 1 под редакцией А.Д. Шмелёва

Москва , Издательский центр «Вентана- Граф» , 2013;

компакт-диск с аудиоприложением;

приложение к учебнику Русский язык 5 класс


Полный текст материала Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание непроизносимых согласных" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королёва Людмила Владимировна  Людмила1111
01.04.2014 0 5056 658

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК