Урок русского языка в 5 классе "Правописание приставок на з/с"


МБОУ СОШ №42









урок русского языка в 5 классе


«Правописание приставок на з \ с »


( по учебнику А.Д. Шмелёва , Русский язык, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 )







учитель русского языка и литературы



Королёва Людмила Владимировна











г.Владикавказ , 2014




урок русского языка в 5 классе «Правописание приставок на з\с »

( по учебнику А.Д. Шмелёва , Русский язык, Москва , Издательский центр «Вентана-Граф», 2013 )


Цели:


1) формировать умение определять условие выбора букв з или с на конце приставок и правильно писать их;

2) совершенствовать умение классифицировать пройденные орфограммы; формировать орфографические навыки ; учить работать в паре;

3) прививать интерес к русскому языку.



Оборудование: компьютер, компакт-диск с аудиоприложением ,учебник.

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

Глава 3, § 15.2,упр120,с.198 ( учащиеся подобрали однокоренные слова без приставок, а у данных в учебнике слов обозначили приставки)

1.Безграничный - граница, разругать - ругань , взбежать – бег , безжизненный – жизнь .

2.Бесконечный – конец , расхвалить – хвала , вспорхнул – порхал , бесчеловечный – человек.


3. Изучение новой темы.

Сегодня речь пойдет о правописании приставок , оканчивающихся на з- и с. Наша задача состоит в том, чтобы уметь не только находить эти слова, но и правильно определять условие выбора написания этих приставок. Дома вы выполнили упражнение №120, в котором представлены слова с приставками на з\с .

Рассмотрим таблицу в первой части учебника, с.198 , глава 3 , § 15.3. Потом ответим на вопрос:

- Почему в некоторых словах в домашнем упражнении приставки оканчиваются на букву с - , а другие – на з- ?

1)Прочитайте таблицу, назовите варианты приставок, о которых пойдет речь в данном правиле. Почему правило для приставки с- даётся отдельно от всех остальных приставок?


Приставки без-//бес-, воз-//вос-, вз-//вс-, из-//ис, раз-//рас-, роз-//рос- пишутся то с буквой з, то с буквой с в зависимости от следующей буквы.


Перед гласными, а также согласными б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р и буквой ъ произносится [з] и пишется

Перед согласными к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ произносится [с] и пишется

буква з

буква с

безвозмездный

воззвание

разоблачить

излечить

бесформенный

восстать

бесцельный

исхитриться


Приставка с- не подчиняется этому правилу и пишется всегда одинаково: сбежать, скинуть , сдвинуть, сшить.

4.Закрепление.

1) Фронтальный опрос


- Как пишутся изученные нами раньше приставки под- ,об- , про- , за-, на- и др. приставки?

- Каким правилом мы руководствуемся при написании слов с приставкой с-?

- От чего зависит правописание приставок раз- (рас-), роз- (рос)?

-Объясните написание приставок в словах домашнего упражнения.

2) Глава 3 , §15.3 , упр.121 ,с.199

Спишите, выбирая нужную букву и обозначая орфограмму в приставках.

Бе(з/с)вкусный, ра(з/с)жигать, в(з/с)бивать, и(з/с)жевать, во(з/с)создавать, и(з/с)сечь, бе(з/с)заветный, во(з/с)звать, бе(з/с)солнечный, ра(з/с)создавать, ра(з/с)слоить, бе(з/с)совестный, во(з/с)седать, и(з/с)коренить, ра(з/с)зеваться, ра(з/с)селить.

3)Работа в паре. Глава 3 , §15.3 , упр.122 ,с.199

Спишите слова, вставляя пропущенную букву с или з и обозначая приставки. Составьте предложения со словами одной из пар.

Ра…бить - ..бить, ра…жечь - …жечь, ра…говор - …говор, ра…дать - …дать, ра…бор - …борник, ра…делать - …делать.

4)Работа по вариантам. Глава 3 , §15.3 , упр.123 ,с.199

Первый вариант выписывает слова с приставкой с- , а второй – с приставками на з/с.

(С/з)беречь, во(з/с)глас, (с/з)грести, во(з/с)будить, (с/з)ближаться, и(с/з)давать, (с/з)жечь, о(с/з)доровление, во(с/з)становить, и(з/с)зябнуть, бе(з/с)вучный, (с/з)гибаться, и(с/з)сыхать, (с/з)двигать, бе(с/з)сердечный, (с/з)давать, (с/з)зади, (с/з)жалиться, (с/з)зывать, (с/з)десь.

Какие слова не попали ни в один столбик? Почему? (оздоровление , здесь)

5) (ИКТ) Диктант по аудиоприложению. Глава 3 ,с.215, упр.144

Откройте брошюру «Приложение», И9 на с.34, прочитайте инструкцию.

Прочитайте текст, объясните, какие орфограммы встретились вам в словах с пропущенными буквами.

Пишем диктант по аудиоприложению, не заглядывая в учебник.

6)Используя таблицу на с. 198, расскажите о правописании приставок на з\с.

5.Домашнее задание.

. Глава 3 , §15.3 , упр.124 ,с.19 ( к данным словам подберите однокоренные прилагательные с приставками без\бес, запишите их парами)

6.Итоги урока.


Что нового вы узнали на уроке?

Так как не ошибиться в написании слов с приставками на з\ с?

Использованная литература:

учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык 5 класс

часть 1 под редакцией А.Д. Шмелёва

Москва , Издательский центр «Вентана- Граф» , 2013;

компакт-диск с аудиоприложением;

приложение к учебнику Русский язык 5 класс


Полный текст материала Урок русского языка в 5 классе "Правописание приставок на з/с" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Королёва Людмила Владимировна  Людмила1111
14.04.2014 2 5621 626

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК